МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По организации и проведению практики
«Практика наблюдений и проведения режима и пробных занятий в группах дошкольного возраста»
Специальность 050144 «Дошкольное образование»
Пояснительная записка
Производственная практика «Практика наблюдений и проведения режима и пробных занятий в группах дошкольного возраста» осуществляется в рамках модулей ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие, ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей, и соответствующих профессиональных компетенций
Практика наблюдений и проведения режима и пробных занятий в группах дошкольного возраста является важным звеном в системе практической подготовки будущих педагогов. Она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки студентов колледжа. Выделение данного вида практики, связано с необходимостью уточнения, углубления знания о специфике педагогического процесса в группах детей дошкольного возраста. Данный вид практики проводится на базе различных дошкольных учреждений, студенты выступают в роли помощника воспитателя.
|
|
Цель производственной практики: формирование основных профессионально-педагогических умений, навыков, опыта работы в группах дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС СПО и овладение соответствующими профессиональными компетенциями.
Задачи практики:
· закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;
· овладение методами и приемами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
· овладение умениями проводить диагностики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· овладение студентами умениями планировать работу в группе с детьми дошкольного возраста;
· освоение специфики педагогического процесса, формирование практических умений организовать и проводить воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста;
· формирование умения анализировать процесс и оценивать результаты работы с детьми дошкольного возраста;
· формирование профессиональных и общих компетенций, а также профессионально-личностных качеств педагога.
Формируемые общие компетенции в ходе практики:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективности и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
Формируемые профессиональные компетенции в ходе практики:
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
В ходе данного вида практики студенты выполняют следующие виды деятельности:
- знакомятся со спецификой развивающей среды в группах дошкольного возраста;
- наблюдают за работой педагогов, анализируют результаты, изучают специфику работы воспитателя;
- изучают педагогические особенности развития детей дошкольного возраста, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность;
- разрабатывают предложений коррекционной работы с детьми;
- изучают методы, приемы и средства проведения НОД с учетом особенностей возраста детей, проектируют и осуществляют педагогическую деятельность полученных результатов;
- самостоятельно проводит режимные процессы;
- самостоятельно разрабатывают конспекты игр и других видов деятельности в группах дошкольного возраста;
- самостоятельно разрабатывают и проводят с детьми НОД в своей группе по всем методикам, в соответствии с планом практики:
|
|
· по ознакомлению с окружающим: занятия и экскурсии;
· по развитию речи: занятия по развитию речи детей, дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, активизации словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи и т.д.;
· по математическому развитию детей: занятие, индивидуальную работу, дидактические игры и упражнения;
· по методике экологического образования: занятие, наблюдения на прогулке, дидактические игры, индивидуальную работу, труд в уголке природы.
- выводят самооценку педагогической деятельности;
Практика наблюдений и проведения режима и пробных занятий в группах дошкольного возраста проходит в VI семестре на III курсе, рассредоточено. Рекомендуемое количество часов на данный вид практики – 108 часов (3 недели).
Каждый вид деятельности оценивается методистом, в конце практике выставляется дифференцированный зачет в журнале и зачетной книжке.
Данные методические рекомендации помогут в организации и проведении разных видов работы производственной практики. Помогут в планировании своей работы, проведении диагностических заданий, при анализе занятий, режимных моментов, развивающей среды.
Отчетная документация по практике:
· дневник практики;
· отчет по итогам практики;
· портфолио по практике:
- протоколы диагностических заданий,
- стимульный материал для проведения диагностик,
- конспекты режимных моментов;
- конспекты развлечений;
- конспекты НОД по разным методикам.
Примерный календарно-тематический план по методике математического развития детей
День | Содержание |
1-й день | 1. Просмотр НОД по математическому развитию детей в разных возрастных группах. Анализ просмотренных занятий. Дом. задание 1.Изучить программу по математическому развитию детей в разных возрастных группах 2. Подготовиться к проведению диагностики (разработать диагностические задания, подготовить наглядные пособия к проведению диагностики) 3. Подготовиться к проведению индивидуальной работы, подвижных игр, наблюдения математического содержания на прогулке (разработать цели, задачи, ход, анализ). |
2-й день | 1. Анализ оснащения методического кабинета (методическая литература, наглядные пособия, доклады, опыт работы воспитателей), уголка занимательной математики в группе. 2. Проведение диагностики по выявлению уровня математического развития детей. Оформление результатов диагностики. 3. Проведение индивидуальной работы, подвижных игр, наблюдения математического содержания на прогулке. Дом. задание 1. Разработать содержание индивидуальной работы с детьми по результатам диагностики. 2. Подобрать разные виды игр (дидактические, логико-математические, подвижные, словесные, пальчиковые) для детей дошкольного возраста, подготовить наглядные пособия. 3. Разработать конспект проведения НОД, подготовить наглядность. |
3-й день | 1-й студент. Проведение режима дня, разных видов игр с обязательным включением задач математического содержания, индивидуальной работы по результатам проведенной диагностики в 1-ю половину дня. 2-й студент. Проведение занятия, индивидуальной работы с детьми по математике на прогулке в 1-ю половину дня. Дом. задание. 1. Разработать рабочие листы для индивидуальной работы с детьми (по результатам диагностики). 2. Ознакомиться с содержанием рабочих тетрадей по математике по своей возрастной группе. |
4-й день | Студенты меняются заданиями Дом. задание. 1. Разработать содержание развлечения, индивидуальной работы, подготовить наглядность. 2. Подобрать развивающие игры, подготовить наглядность. |
5-й день | 1-й студент. Проведение режима, индивидуальной работы на основе рабочих листов, рабочих тетрадей с детьми по результатам диагностики, развивающих игр математического содержания (с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, кубиками Никитина, игры Воскобович и др.) 2-й студент. Проведение развлечения |
6-й день | Студенты меняются заданиями Защита портфолио. Подведение итогов практики. |
Задание 1. Анализ показательных НОД по методике математического развития дошкольников
|
|