Обучение; обучение не проводится

Оценка действий ребенка:

- если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения.

- Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробо­вать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения.

- Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать машинку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания; фиксируется также отношение ребенка к результату, оценивается сам результат.

Задание б — «Возьми игрушки» — направлено на выявле­ние уровня сформированное™ представлений о предметном мире.

Оборудование: перед ребенком находятся несколько игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка; платок, ложка, тарелка; одежная щетка, расческа.

Проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-ни­будь игрушку и поиграть.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: «Смотри и де­лай, как я». После обучения ребенку снова предлагают взять игрушки и поиграть.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполне­ния: выделяет игрушки среди разных предметов — самостоятельно, по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату и результат.

Задание 7 — «Покажи картинку» — направлено на выяв­ление уровня сформированности о явлениях живой природы (живот­ные, птицы).

Оборудование: картинки с изображением нескольких домашних животных (кошка, собака, лиса, заяц — 4 пары) и птиц (петух, утка,

ворона, воробей — 4 пары).

Проведение обследования: перед ребенком вначале раскладывают картинки с изображением животных (не более четырех) и просят по­казать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т. д. Затем раскладыва­ют картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где петух. Как он кричит?» и т. д.

Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструк­ции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из карти­нок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая, и у меня такая же».

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимает ли ребе­нок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по называнию животного или птицы, соотносит ли название животного с его изоб­ражением, результат.

Задание 8 —«Покажи много, покажи один» —направ­лено на выявление уровня сформированности ориентировки на коли­чественный признак.

Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук). Проведение обследования: перед ребенком на подносе расклады­вают грибы и просят его взять один гриб: «Возьми один гриб». Если ребенок выполнил правильно, его спрашивают: «Сколько взял?» По­сле правильного ответа его просят взять «много» грибов.

Обучение: при неправильном выполнении задания педагог обу­чает: «Смотри и делай, как я». Берет один гриб, кладет на свою ла- дошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять один гриб и спрашивает: «Сколько взял?» Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?» Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возь­ми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?»

Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, спосо­бы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат.

Обследование развития речи включает изучение понимания ре­бенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специаль­ные задания.

В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т. е. словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности. Задание 9 —«Покажи картинку» —направлено на выяв­ление уровня развития понимания обращенной речи, изучение сло­варного запаса ребенка (существительные, глаголы).

Оборудование: два набора картинок: один набор с изображением картинок (б), знакомых ребенку из каждодневного опыта (чайник, чашка, автобус, ложка; яблоко, огурец); второй — с изображением простых действий (4 картинки): девочка одевается, мальчик умывает­ся; мальчик катается на коньках, девочка рисует.

Проведение обследования: перед ребенком раскладывают 4 кар­тинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и про­сит его повторить и т. д. Затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп?», «Из чего мы пьем?».

Другой пример. Педагог просит ребенка: «Покажи, где девочка рисует. Что девочка делает?» Если ребенок не отвечает, педагог сам говорит: «Девочка рисует» — и просит ребенка повторить фразу.

При этом педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показы­вать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или мало­понятной для окружающих).

Задание 10 —«Спрячь игрушку» —направлено на выявле­ние умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, е, л<х)), уро­вень сформированное™ фразовой речи.

Оборудование: игрушки — игрушечный домик, собачка, машинка, зайка.

Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следу­ющие действия: поставить домик на машину; спрятать собачку под стол; посадить зайку на стул.

После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик», «Скажи, куда спрятал зайку» и т. д.

Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому сле­дует повторить ее. Повторять задания не следует больше трех раз.

Оценка: фиксируются выполнение действий в соответствии со словесным указанием, речевые высказывания детей.

В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложение, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли об­легченными словами (би-би), произносит ли правильно некоторые слова (например, машина), называет ли предметы и действия на эмо­циональном подъеме (в момент, когда ребенка что-то сильно заинте­ресовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в мо­мент его двигательной активности, удивления, радости.

Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание зада­ния, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной

речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: