Основы техники прыжков в длину с разбега

Рассмотрение техники прыжка в длину с разбега всегда начинается с самого разбега. Как считает один из крупнейших специалистов по прыжку в длину в нашей стране Владимир Попов, основной успех в этом виде заложен именно в разбеге, его скорости и уверенности.

При выполнении прыжка в длину прыгуны разбегаются с целью развить максимально возможную горизонтальную скорость к моменту постановки ноги на отталкивание. В то же время необходимо помнить, что достижение максимальной скорости разбега само по себе не является целью, прыгуну необходимо на этой скорости еще успеть эффективно оттолкнуться, чтобы совершить далекий прыжок. Поэтому говорят о достижении в конце разбега «максимально возможной контролируемой скорости».

Еще одно условие, которому должен отвечать разбег - это его точность и стабильность. Прыгун должен при отталкивании четко ставить толчковую ногу возможно ближе к линии измерения, не допуская заступов.

Скорость, которой прыгун достигает в конце разбега, зависит от длины разбега, а также от способности прыгуна развивать и поддерживать стартовое ускорение. Чем ниже уровень физической подготовленности, тем раньше прыгун достигает максимальной скорости, тем короче разбег. Поэтому длина разбега во многом сопоставима с уровнем физической подготовки прыгуна.

Существуют различные варианты выполнения разбега в прыжках в длину. Наиболее эффективным в последние годы принято считать вариант разбега, при котором прыгун начинает бег с места из положения, напоминающего высокий старт, в наклоне и практически в полную силу. По мере нарастания скорости наклон туловища уменьшается, амплитуда движений рук и ног увеличивается. На последних 2-3 шагах разбега прыгун переходит на «свободный ход», помогающий снять стартовое напряжение и подготовиться к мощному толчку, наклон туловища вперед при этом практически исчезает.

При подготовке к отталкиванию прыгуны несколько укорачивают шаги, предупреждая возможность снижения скорости увеличением частоты движений. Последний шаг, как правило, несколько короче предпоследнего, вследствие того, что прыгуны выполняют небольшой подсед на маховой ноге для того, чтобы быстрей и жестче поставить толчковую. Толчковая нога ставится на место отталкивания активным беговым движением «под себя», что позволяет избежать лишней амортизации в тазобедренном суставе и, как следствие, уменьшает потерю горизонтальной скорости, неизбежную в отталкивании.

Прыгун ставит толчковую ногу с пятки или же плоско со всей стопы с акцентом на внешний ее свод. В этот момент прыгун давит на опору с усилием порядка 500-800 кг. Но это усилие кратковременно (носит «ударный» характер) и длится около 0,02 с. Затем следует амортизация удара за счет сгибания опорной ноги в тазобедренном и коленном суставах. Угол в коленном суставе в момент наибольшего сгибания доходит до 140-155 градусов. При этом наблюдается ярко выраженная закономерность: чем выше квалификация спортсмена, тем в меньшей степени нога сгибается на отталкивание. За счет амортизации давление на опору, оказываемое прыгуном, снижается почти в 3 раза (до 150-250 кг).

Отталкивание опорной ногой сопровождается активными маховыми движениями рук и свободной ноги. Движение маховых звеньев, направленное от точки опоры, позволяет увеличить давление примерно на 50 кг. Это дает возможность сильнее загрузить толчковую ногу, сильнее растянуть напряженные мышцы, тем самым накопить дополнительную энергию, необходимую для эффективного отталкивания. В фазе амортизации наибольшую мощность развивают мышцы, обеспечивающие движение в коленном суставе, а в фазе разгибания толчковой ноги - в голеностопном суставе. Несмотря на то, что толчковая нога сгибается в фазе амортизации, снижение траектории ОЦМТ (общий центр массы тела) прыгуна не происходит. За счет вращения толчковой ноги вокруг места опоры ОЦМТ получает 87% вертикальной составляющей скорости вылета. Оставшиеся 13% приходятся на разгибание толчковой ноги.

После отталкивания прыгун переходит в полетную часть, во время которой его ОЦМТ движется по баллистической кривой, согласно закону брошенного тела под углом к горизонту. Поэтому все движения прыгуна в полете направлены на сохранение равновесия и подготовку к выполнению эффективного приземления.

Скорость прыгуна, имеющего в конце разбега горизонтальную скорость около 10 м/с, в момент вылета составляет около 9 м/с. Потеря 1 м/с вызвана тем, что в ходе взаимодействия с опорой прыгун круто меняет направление траектории движения ОЦМТ (примерно на 20-24 градуса). За счет этого в наивысшей точке траектории полета ОЦМТ прыгуна поднимается на 140-155 см, что составляет превышение высоты в начальной точке вылета на 50-70 см.

Полетную фазу условно можно разделить на три части: взлет, полет с выполнением действий для поддержания равновесия и уменьшения угловой скорости вращения тела, подготовка к приземлению.

Взлет характеризуется тем, что в момент отрыва толчковой ноги от опоры маховые звенья, двигавшиеся в момент отталкивания с высокой скоростью, должны полностью остановиться относительно туловища. Это является необходимым условием для того, чтобы тело прыгуна получило дополнительный импульс для продвижения вперед-вверх. Эффективные маховые действия позволяют увеличить дальность прыжка на 15-20%.

Визуально правильное выполнение взлета оценивается «вылет в шаге», т.е. прыгун как бы замирает в положении бегового шага. Это положение длится около 1/3 от общего времени полета (в зависимости от способа прыжка). Способ прыжка в длину характеризуется в первую очередь действиями прыгуна в полете, которые направлены на сохранение равновесия и подготовку к приземлению. Существует три основных способа действий в полете: «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: