Где роль, а где человек?

Чтобы не запутаться в социальных отношениях, следует понимать, что роль и человек, ее исполняющий – это не одно и то же. Поэтому и ролевые отношения условно можно обозначить как «нечеловеческие», то есть рабочие. Муж – это не человек, впрочем, так же как и жена, это характеристика роли. «Человеческие» отношения проявляются на эмоциональном уровне.

Связано это с тем, что само понятие «роль» является номинализацией, то есть речевым способом обозначения некого вида деятельности. Например, учитель – тот, у кого учатся. Вне ситуации и ролевого дополнения (в данном случае наличия учеников), учителя не существует. Хотя сам человек, разумеется, остается. Если человек, работающий учителем, забывает про это, то в результате такого смешения возникает синдром ролевой ригидности. Тот, кто работает преподавателем, иногда начинает осуществлять воспитание за пределами учебной ситуации, например, с пассажирами в общественном транспорте, с детьми и семейным партнером - дома.

С этой точки зрения, муж и жена - характеристики вида деятельности, которой люди занимаются, в данном случае строят семью. Поэтому, когда говорят «мой муж», предполагая власть над другим человеком, то происходит, мягко говоря, несоответствие реальности. Это все равно, что сказать «ты мой бухгалтер, поэтому должен меня всегда слушаться».

В старое время, при предложении связать друг друга брачными узами, такая тонкость разделения роли и человека, была более проявленной. Предлагая руку и сердце, говорили не так, как сейчас «будьте моей женой», а по-другому - «разрешите взять вас в жены». В этом заложен глубокий смысл брачных отношений и уважение к другому человеку.

Негативное последствие смешивания роли и человека, выполняющего эту роль, заключаются в том, что вы будете получать от отношений совсем не то, что хотите. Например, для создания отношений женщине важно четко понимать, с кем она хочет взаимодействовать: с мужем или с мужчиной. Если мужчина будет подходящий – красивый, общительный, артистичный и т.д., то это абсолютно не значит, что он будет таким же хорошим мужем. Как мужчина он может быть потрясающим, а как муж ужасающим. Также и наоборот, как муж он хороший (ответственный, хозяйственный и т.д.), а как мужчина может быть без особых выдающихся характеристик. Потому что роль мужа - жены связана с деятельностью (а значит, необходим профессионализм), а хороший человек профессией не является.

Возможно, из-за этого у нас так много неуспешных семейных пар, потому что присутствует тотальный непрофессионализм в сфере семейных отношений. Раньше начиналось с самого раннего возраста, сегодня подготовкой к семейным ролям никто не занимается. Детей готовят на роль звезды эстрады, королевы спорта, замечательного ученого, а на роль мужа или жены нет. В России IX века молодых девушек обучали такому качеству жизни, как «миротворица», для чего некоторые из них направлялись на недолговременное проживание в монастыри.

Особенно важно понимать разделение социальных и эмоциональных уровней в профессиональной сфере. Рабочие (социальные) отношения строятся в рамках выполняемых социальных ролей, например: продавец-покупатель, учитель-ученик, психолог-клиент. Образцы исполнения этих ролей зафиксированы в различных правовых документах.

Уровень мастерства напрямую связан с умением человека осознавать и исполнять свою профессиональную роль, строить свое поведение в ее рамках. «Человеческие» отношения возникают тогда, когда поведение начинает выходить за рамки профессиональной роли (Рис.5).

Рис.5 Схема уровней «человеческих» и

«рабочих» отношений.

В чем разница, например, общения профессионального продавца и дилетанта? Первый продавец на грубую реплику покупателя не станет обижаться, тем более, демонстрировать свою обиду. Он понимает, что этот выпад адресован ему не как человеку, а как продавцу. Непрофессиональный же продавец решит, что покупатель «от себя лично» хочет «его лично» обидеть. И станет реагировать не из своей профессиональной роли, а как человек. В итоге у них с покупателем завяжутся «нормальные» человеческие отношения. И вместо того, чтобы продавать, он будет выяснять степень своей правоты в этом споре.

Однажды, при проведении психологического тренинга для продавцов, я зачитал им пример описания работы одного очень успешного торговца автомобилями. Для того, чтобы убедить сомневающегося покупателя, этот торговец даже встал на колени перед ним. После рассказанного отрывка я спрашиваю наших продавцов: «А вы можете встать на колени перед покупателем?». Реакция была крайне негативной, участники тренинга вспомнили про достоинство, честь и т.д. Что свидетельствовало, на мой взгляд, об их непрофессионализме. Я не отрицаю человеческое достоинство, но есть еще и профессиональное достоинство, что совсем не одно и то же. Можно быть достойным человеком, но плохим продавцом. Также и наоборот.

К сожалению, при профессиональной подготовке специалистов совершенно упускается такой важный ее раздел, как формирование психологии профессионала. Проблема России – у нас много хороших людей, но крайне мало профессионалов. Настоящий профессионал способен отделять себя от роли, что дает ему возможность управлять ею. В этом заключается основной способ преодоления синдрома «сгорания» и психологической усталости. Если роль не человек, то в этом состоянии человек не устает, не болеет и не «сгорает». Другой важный признак настоящего профессионала заключается в его безупречности. Свои человеческие потребности он удовлетворяет за пределами ролевой ситуации, своей профессии.

Подобное положение совершенно не означает, что человек, исполняющий роль, становится безэмоциональным, как, например, робот. Здесь можно провести аналогию с театром. Актеру по содержанию пьесы следует играть преступника. Если это хороший исполнитель, то он представит свой персонаж на сцене и правдоподобно, и убедительно, и очень эмоционально. Плохой же актер будет играть не преступника, а самого себя. Если он заявит, что он никогда не был преступником и ему неприятно находиться в этой роли, то это уже будет абсурд. Так проявляется смешение рабочих и человеческих отношений. Когда хороший актер исполняет роль, то он в ней живет. Он не притворяется, он играет. Там есть и эмоции и переживания. Но при этом он не отождествляет заданную роль с собой. Он разделяет себя и своего персонажа, которого воплощает. У профессионала, как у актера, всегда есть дистанция между собой и выполняемой ролью.

Если кому-то такой взгляд кажется чересчур жестким, то могу предложить более мягкий вариант. Человеческие отношения тоже строятся как ролевые. С данной точки зрения проблему в рабочих отношениях можно рассматривать как смешение в одной роли двух форм поведения. Когда продавец начинает воспитывать покупателя, происходит смешение ролей продавца и воспитателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: