Далее мы осуществляли разборку коробки передач (рисунки 1-24) и замену деталей, не пригодных к дальнейшей эксплуатации

Рисунок 1. Коробка переключения передач трактора МТЗ-80

1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 - крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода.

В нашем случае были заметны стуки в коробке передач МТЗ-80, исчезающие при переключении на другую передачу, они свидетельствуют об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен.

Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке. Для проверки мы совместно с механиком сначала поддомкратили одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотрели зубья всех видимых шестерен. Мы обнаружили дефекты шестерен коробки передач.

Теперь нам необходимо разобрать коробку передач, изношенные детали заменить.

Для разборки мы вместе с механиком применяли специальные устройства и приспособления, позволяющие производить надежную установку и снятие, поддомкрачивание, разъединение и раскатку составных частей трактора. Демонтаж и монтаж агрегатов осуществляли специальными схватками и траверсами с помощью кранбалки, электрической тали.

Для снятия коробки переключения передач нужно демонтировать детали капота, оперения или кабину, тяги, гидравлические трубопроводы, электроарматуру.

При снятом капоте мы демонтировали водяной и масляный радиаторы, гидроусилитель руля, водяной насос, дизель, головку цилиндров, передний мост. Чтобы снять кабину в сборе, сняли заднюю облицовку радиатора, отсоединили от кабины тяги управления. Затем сняли пружины тормозного крана и рычагов педалей тормозов, отсоединили и сняли педали управления сцеплением и тормозами, отсоединили трубопроводы отопительной системы, а также крепление кабины к кронштейнам. После этого мы отсоединили провод от аккумулятора к стартеру и электропровода от щитка приборов, сняли ручки с рычагов управления понижающим редуктором и коробкой передач. Далее отсоединили трос тахоспидометра, провода от звукового сигнала и колодок фар, сняли резиновый коврик и короб пола, отсоединили педаль подачи топлива. Отвернув болты крепления, расположенные внутри и снизу кабины, сняли пол. Отсоединив рукоятку управления силовым регулятором, сняли сектор в сборе с рычагом управления силовым регулятором. И, наконец, сняв клеммы, извлекли аккумуляторные батареи и отсоединили провод «массы» от кабины трактора. Выполнив перечисленные операции, грузоподъемным механизмом с помощью схватки сняли кабину с трактора.

Для ремонта коробки передач мы разъединили остов трактора. Схемы разъединения и раскатки составных частей трактора с использованием стенда ОР-16346 приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Разъединение и раскатка составных частей трактора: а — отсоединение полурамы с дизелем от корпуса сцепления; б — отсоединение корпуса сцепления от коробки передач; в — отсоединение коробки передач от заднего моста; г — отсоединение и снятие коробки передач; 1 — задний мост; 2 — коробка шередач; 3 — корпус сцепления; 4 — неподвижная подставка; 5 — лонжероны полурамы с дизелем; в — подвижные подставки; 7 — направляющие

Далее мы осуществляли разборку коробки передач (рисунки 1-24) и замену деталей, не пригодных к дальнейшей эксплуатации.

Сняв коробку передач с трактора, мы установили ее на стенд, сняли крышки и прокладки, стопорные кольца, маслоотражательные шайбы, промежуточную шестерню понижающего редуктора с гнезда внутреннего вала и ведомую шестерню понижающего редуктора с первичного вала.

Отсоединили и выпрессовали первичный вал в сборе, сняли с него скользящие шестерни, штифт из гнезда внутреннего вала, а затем внутренний вал. Сняли стопорную проволоку, вывернули установочный винт, вынули валик переключения ступеней редуктора, сняли с него вилку. Затем отсоединили и выпрессовали стакан шарикоподшипников ведущей шестерни II ступени редуктора в сборе. Сняли переднее гнездо шарикоподшипников внутреннего вала в сборе, отстопорили и выпрессовали промежуточный вал, сняли с него шестерни и упорную шайбу.

Отсоединили и сняли планку, упорное кольцо и выпрессовали вал I передачи и заднего хода в сборе, сняли подшипник, скользящую шестерню, и вынули вал.

Отстопорили и сняли гайку и ведущую шестерню с вторичного вала. Отсоединили и выпрессовали стакан вторичного вала в сборе, сняли регулировочные прокладки, вынули вторичный вал в сборе, сняли с него шестерню, пружинный диск и распорную втулку, выпрессовали из шестерни вала шарикоподшипник.

Далее мы заменили ведущую шестерню вторичного и промежуточного валов, несколько шарикоподшипников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: