Права и обязанности продавца

Права и обязанности сторон. Исполнение договора

Продавец обязан передать покупателю товар:

• в определенном месте;

• со всеми принадлежностями и документами, относящимися к товару;

• в согласованном количестве и ассортименте;

• соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмот­рен;

• установленного качества;

• свободным от прав третьих лиц;

• в надлежащей упаковке и (или) таре.

• на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную инфор­мацию о товаре. Всоответствии со ст. 9 Закона о защите прав потребителей покупателю должна быть предоставлена информация о продавце и изготовителе товара. Эти обязанности по предоставлению информации исполняются продав­цом до заключения договора розничной купли-продажи. В случае последующего незаключения договора покупатель вправе требовать возмещения убытков, вы­званных необоснованным уклонением от заключения договора (п. 3 ст. 495 ГК). Обязанность по предоставлению необходимой информации продавцом покупате­лю предусмотрена законом, и ее исполнение является безусловным независимо от факта последующего заключения договора.

Под необходимой информацией понимаются ее достаточный объем и полнота сведений о конкретном товаре. Продавец должен предоставить достоверную ин­формацию в таком объеме, чтобы у покупателя сложилось четкое представление о свойствах товара, правилах пользования им, хранения, ухода, сроках эксплуата­ции и т.п. Покупатель на основе полученных сведений выбирает необходимый ему товар.

При рассмотрении споров, связанных с предоставлением покупателю недос­таточной информации о товаре, суд должен исходить из предположения об отсут­ствии у покупателя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара. Следует иметь в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей информа­ция, предоставляемая продавцом, должна обеспечивать возможность компетент­ного выбора товара покупателем (см. п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г.).

Достоверность информации - это соответствие действительности содержа­щихся в информации сведений о товаре. Требования к содержанию информации о товаре и способах ее предоставления определяются законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемыми к розничной торговле правилами.

Гражданский кодекс не регламентирует сведения, которые должна содержать информация о товаре. Он предусматривает, что покупатель до заключения дого­вора вправе осмотреть товар, потребовать в своем присутствии проверить его свойства или продемонстрировать его работу, если это не исключено ввиду ха­рактера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Детальная регламентация предоставления информации содержится в Законе о защите прав потребителей, который обязывает продавца доводить информацию до сведения потребителя в наглядной и доступной форме на русском языке. До­полнительно, по усмотрению продавца, информация может доводиться на госу­дарственных языках субъектов Федерации и родных языках народов России. Предоставление информации на иностранном языке без перевода расценивается как непредоставление необходимой информации и влечет последствия, преду­смотренные п. 3, 4 ст. 495 ГК. Статьи 9, 10 этого Закона определяют требования к содержанию информации.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

• указание на технические регламенты или иное установленное законода­тельством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обя­зательном подтверждении соответствия товара обозначения;

• сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе наименование ис­пользованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продук­тах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об ус­ловиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготов­ления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ и содержит:

• цену в рублях и условия приобретения товаров;

• гарантийный срок, если он установлен;

• правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

• срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных по­следствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имуще­ства потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

• адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) из­готовителя (продавца, уполномоченной организации или уполномоченно­го индивидуального предпринимателя, импортера);

• информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потреби­теля, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обяза­тельному подтверждению в порядке, предусмотренном Законом и иными правовыми актами (п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей);

• информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем уст­ранялся недостаток (недостатки), потребителю об этом должна быть предостав­лена информация.

Указанная информация доводится до сведения покупателя в технической до­кументации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным спо­собом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предоставляется в порядке и способами, установленными законодательством РФ о техническом регулировании, и вклю­чает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, сроке его действия и об организации, его выдавшей (ст. 27 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Россий­ской Федерации, должны снабжаться информацией о месте их изготовления.

По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации ус­танавливаются Правительством РФ. Например, Правила продажи отдельных видов товаров обязывают продавца изделий из драгоценных металлов и драгоцен­ных камней информировать покупателя об установленных в Российской Федера­ции пробах, порядке клеймения изделий, а также изображениях государственных пробирных клейм.

Правовые последствия непредставления продавцом покупателю необходимой и достоверной информации зависят от того, заключен договор розничной купли-продажи или нет. Если продавец не предоставляет информации покупателю до момента заключе­ния договора, то покупатель вправе потребовать возмещения убытков, причинен­ных необоснованным уклонением от заключения договора. Если договор заключен, покупатель вправе в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы и возмещения других убытков, а также предъявить предусмотренные ст. 503 ГК требования по поводу недостатков товара, которые возникли в товаре после его передачи вследствие отсутствия у покупателя необходимой и достоверной информации.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу вследствие не­предоставления необходимой или достоверной информации о товаре он подле­жит возмещению на основании ст. 1095-1097 ГК при условии, что товар приоб­ретался для использования в личных, семейных, домашних или иных бытовых целях, а не для осуществления предпринимательской деятельности.

Подготовка товара к продаже. Вцелях предотвращения продажи товаров не­надлежащего качества на продавца возлагаются определенные обязанности, предшествующие заключению договора.

При продаже отдельных видов товаров продавец обязан провести их предпро­дажную подготовку. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов това­ров продовольственные товары до поступления в торговый зал должны освобож­даться от тары, бумажных и связочных материалов, металлических клипс, долж­ны удаляться их загрязненные поверхности или части товара. Продавец обязан также проверить качество товаров (по внешним признакам), наличие на них не­обходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. Например, для одежды предусмотрены предпродажная чистка, утюжка и мелкий ремонт.

Особые правила предпродажной подготовки установлены для технически сложных товаров бытового назначения. Предпродажная подготовка средств свя­зи, вычислительной и множительной техники, фото- и киноаппаратуры, часов, музыкальных товаров, электробытовых приборов, машин и инструмента, бытово­го газового оборудования и устройств, других технически сложных товаров быто­вого назначения включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия не­обходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.

При продаже автомобили, мотоциклы, прицепы и иные номерные агрегаты к ним до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку в со­ответствии с установленным изготовителем объемом работ. Подготовка произво­дится продавцом или иным предприятием, с которым продавец заключил договор на ее проведение. В сервисной книжке или ином заменяющем ее документе делается отметка о проведении подготовки к продаже. При передаче товара покупате­лю лицо, осуществляющее продажу, проверяет в присутствии покупателя качест­во выполненных работ по предпродажной подготовке товара.

Экземпляры аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для элек­тронных вычислительных машин и баз данных до подачи в торговый зал (разме­щения в месте продажи) должны пройти предпродажную подготовку, включая осмотр и проверку целостности упаковки каждой единицы товара, а также нали­чие необходимой информации о товаре и его изготовителе, отсутствие которой препятствует продавцу реализовывать товар.

Аналогичные требования к проведению предпродажной подготовки имеются для других групп товаров (оружия, мебели, лекарственных средств, товаров, быв­ших в употреблении, и др.).

Качество товара должно соответствовать договору, а если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. При этом по соглашению сторон продавец может передать товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец должен руководствоваться обычно предъявляемыми требованиями.

В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных ст. 503 ГК. Он вправе по своему выбору потребовать:

- либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- либо соразмерного уменьшения покупной цены;

- либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- либо возмещения расходов на устранение недостатков товара;

- либо расторжения договора с возвратом уплаченной покупной цены.

И в соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей покупатель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Все указанные требования покупателя подлежат удовлетворению лишь в том случае, если продавец при заключении договора не оговорил, что реализует товар с недостатками. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из самого характера продажи (продажа в специальных магазинах или отделах уцененных товаров, товаров, бывших в употреблении).

Покупатель может предъявить лишь одно из указанных требований. По общему правилу предъявление этих требований ничем не обусловлено, однако в законе установлены отдельные исключения из этого правила. Так, право на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества и расторжение договора в отношении технически сложного или дорогостоящего товара[1] может быть реализовано в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 3 ст. 503 ГК, п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей). Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации[2].

Согласно п. 4 ст. 503 ГК вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещении расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Дополнительной защитой интересов покупателей по договору розничной купли-продажи служат правила, определяющие порядок возмещения разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества (ст. 504 ГК). При замене недоброкачественного товара не подлежит возмещению со стороны покупателя разница между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей на момент замены товара. Однако данное правило не применяется, если вместо недоброкачественного товара покупатель получает аналогичный товар, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам. Покупатель же при возврате продавцу товара ненадлежащего качества вправе во всех случаях требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования либо вынесения решения судом.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные ст. 503 ГК, применяются к любым лицам, вступившим в отношения по договору розничной купли-продажи, за исключением граждан-потребителей. Если в договоре розничной купли-продажи одной из сторон является гражданин-потребитель, должны применяться последствия продажи товара ненадлежащего качества, определенные п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а не ст. 503 ГК. В этом случае потребитель вправе при расторжении договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (если применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков) (см. п. 6 ст. 503 ГК).

Требования, указанные в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей на основании договора с ним функции продавца. Согласно п. 3 указанной статьи требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара можно обратить непосредственно к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру (или организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним).

Поскольку потребитель не имеет возможности предъявить к изготовителю все требования, указанные в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, ему также предоставляется право вместо предъявления этих требований возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать от него уплаченной за него суммы.

По требованию потребителя продавец обязан выдать ему товарный, кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара (технического паспорта или иного заменяющего его документа), не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (п. 5 указ. Закона).

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязан провести экспертизу товара за свой счет. В случае несогласия потребителя с ее результатами последний вправе оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Основаниями освобождения продавца (изготовителя), а также организаций, выполняющих их функции на основании договора, от обязанности удовлетворения требований потребителей являются (в отношении товара, на который установлен гарантийный срок):

- во-первых, нарушение потребителем после передачи ему товара правил его использования, хранения или транспортировки;

- во-вторых, действия третьих лиц;

- в-третьих, непреодолимая сила.

Бремя доказывания наличия этих обстоятельств возлагается на продавца (изготовителя).

Согласно п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель) обязан безвозмездно доставить товар с недостатками для ремонта, уценки, замены, а также возвратить потребителю отремонтированный или замененный товар. Данная обязанность распространяется на крупногабаритные и тяжелые товары (весом более 5 кг), доставка которых силами потребителя обычно затруднена. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Согласно ст. 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить установленные ст. 18 данного Закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

В случае если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 31 указ. Правил).

Если товар длительного пользования, в том числе его комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя или причинить вред его имуществу либо окружающей среде, изготовитель обязан устанавливать срок службы. Изготовитель также обязан устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары, поскольку по его истечении данные товары считаются непригодными для использования по назначению. Перечни таких товаров утверждаются Правительством РФ.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите прав потребителей продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара (ст. 19 указ. Закона).

Для сезонных товаров (обуви, одежды и т.д.) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или в сборке, со дня его установки (подключения) или сборки. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи. В отношении недвижимого имущества гарантийный срок и срок службы исчисляются с момента государственной регистрации договора купли-продажи недвижимого имущества.

В случае выявления существенных недостатков (по вине изготовителя) товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требования о соразмерном уменьшении покупной цены или о замене недоброкачественного товара на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены или вместо предъявления этих требований возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).

Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно (п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей). Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.

В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации[3].

Если недостатки товара устранялись в течение гарантийного срока, то данный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. В том случае, когда устранение недостатков товара осуществляется посредством замены комплектующего изделия или составной части основного товара, на которые установлены гарантийные сроки, гарантийный срок на новое комплектующее изделие или составную часть основного товара исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

В случае предъявления требования о замене товара ненадлежащего качества продавец (изготовитель) обязан заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. При отсутствии у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара он должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Однако данное правило не распространяется на товары, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Поскольку товар ненадлежащего качества заменяется на новый товар, гарантийный срок на него исчисляется заново со дня передачи нового товара потребителю (ст. 21 указ. Закона).

Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., в соответствии со ст. 416 ГК обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения, а потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей и ст. 503 ГК требование (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"). Бремя доказывания невозможности замены товара в указанных случаях лежит на продавце.

Согласно ст. 22 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества или предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Обязанности продавца, предусмотренные обязательными правилами продажи отдельных видов товаров. Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для определенных категорий покупателей.

Правилами продажи отдельных видов товаров применительно к некоторым категориям товаров предусмотрены дополнительные требования, которые обязан соблюдать продавец при передаче указанных товаров покупателям (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55).

Так, продовольственные товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

В случае предпродажных фасовки и упаковки развесных товаров продавцом объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течение одного дня торговли. На расфасованном товаре указываются его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасовки, срок годности, номер или фамилия весовщика. При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится.

Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Для упаковки используются материалы, соответствующие обязательным требованиям стандартов.

Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.

При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.

При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца, с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

Продажа ограненных бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, и ограненных изумрудов осуществляется только при наличии сертификата на каждый камень или набор (партию) продаваемых камней.

Текстильные товары (ткани, нетканые материалы и изделия из них), трикотажные изделия, швейные товары (одежда, белье, головные уборы), изделия из меха и обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт.

Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и выставлены в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара. Трикотажные, швейные изделия и обувь для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.

Ткани группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены, меховые товары - по видам меха. Каждый образец ткани должен сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена, а изделия из меха - информацией о виде меха.

Товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).

Продавец обязан предоставить покупателю швейных, верхних трикотажных изделий, головных уборов, меховых товаров и обуви условия для примерки. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.

Ткани, одежда, меховые товары и обувь передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, сорт и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу (пп. 39-46 Правил).

Бытовые радиоэлектронная аппаратура, средства связи, вычислительная и множительная техника, фото- и киноаппаратура, часы, музыкальные товары, электробытовые приборы, машины и инструменты, бытовое газовое оборудование и устройства, другие технически сложные товары бытового назначения до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку товара, удаление заводской смазки, пыли, стружек; осмотр товара; проверку комплектности, качества изделия, наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости сборку изделия и его наладку.

Образцы предлагаемых для продажи товаров должны быть размещены в торговом зале, иметь оформленные ярлыки с указанием наименования, марки, модели, артикула, цены товара, а также краткие аннотации, содержащие его основные технические характеристики.

Покупателя по его требованию обязаны ознакомить с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не нуждающиеся в специальном оборудовании для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

Лицо, осуществляющее продажу, по требованию покупателя проверяет в его присутствии качество товара, его комплектность, наличие относящихся к нему документов, правильность цены.

При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации и др.). Вместе с товаром покупателю передается также товарный чек.

Продавец или организация, выполняющая функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и/или установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и/или подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов или технической документацией, прилагаемой к товару (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), не допускается. Информацию об организациях, выполняющих указанные работы, продавец обязан довести до сведения покупателя при продаже товаров. Если стоимость сборки и/или установки товара включена в его стоимость, то указанные работы должны выполняться продавцом или соответствующей организацией бесплатно (пп. 47-52 Правил).

При передаче товаров не допускается «навязывание» покупателю со стороны продавца каких-либо дополнительных платных услуг. В соответствии с п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя. Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

Продавец не вправе обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других или обязательным оказанием услуг в связи с продажей товаров, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны или установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.

В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.

Важное значение имеет момент исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю. С этим моментом связывается переход к покупателю права собственности на товар, риск его случайной гибели или повреждения, исчисле­ние срока договорной или законной гарантии качества и др. В связи с этим по­ложения ГК о договоре розничной купли-продажи конкретизируют момент ис­полнения этой обязанности в случае, когда товар не передается покупателю вторговом зале, а доставляется ему спустя некоторое время после заключения до­говора.

При продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта (см. п. 4 Правил продажи товаров по об­разцам). Доставка подписчику газет и журналов учреждением связи (например, «Почта России») может предусматриваться договором на подписку периодиче­ских изданий, в том числе предоставлением дополнительной услуги в качестве абонентского ящика.

Товар должен быть доставлен продавцом в место, указанное покупателем, а если место доставки не указано, в место жительства гражданина или нахождения юридического лица в срок, указанный договором (если он договором не преду­смотрен, то в срок, определяемый по правилам ст. 314 ГК). Следует иметь в виду, что срок доставки отдельных видов и групп товаров может устанавливаться Пра­вилами продажи отдельных видов товаров. Например, продажа по подписке мно­готомного непериодического издания, выходящего в свет отдельными томами, осуществляется на основании письменного договора, включающего в себя наряду с необходимыми условиями условия о конечном сроке передачи издания в целом и срок получения очередного тома после уведомления о его издании.

Права и обязанности покупателя. В дополнение к правам покупателя, предоставляемым ему в соответствии с общими положениями о купле-продаже, при розничной купле-продаже покупатель наделяется также правом произвести обмен приобретенного им товара (ст. 502 ГК). Эти правила относятся только к непродовольственным товарам. Обмен доброкачественных продовольственных товаров не допускается. Потребитель согласно ст. 502 ГК имеет право на свободный обмен, если товар надлежащего качества не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Покупатель может в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.

Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.

Право покупателя на обмен или возврат приобретенных товаров не может быть реализовано лишь в отношении некоторых видов товаров, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. К числу таких товаров относятся, в частности: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, медицинские инструменты, медицинские приборы и аппаратура, средства гигиены полости рта, очковые линзы, предметы по уходу за детьми); предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, нетканые материалы типа тканей, метражные товары из тканей и нетканых материалов - ленты, тесьма, кружева и другие аналогичные товары); швейные и трикотажные изделия (бельевые швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия); изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (столовые и кухонные посуда и принадлежности, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов); изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из Драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни; автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения, а так же непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

Основными обязанностями покупателя по договору розничной купли-продажи является принятие товара и уплата покупной цены. Если же покупатель не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Общие нормы ГК действуют и в отношении порядка исполнения обязанности покупателя в договоре розничной купли-продажи по уплате покупной цены (ст. 486-489 ГК). Особенностью этого договора по сравнению с общими положениями о купле-продаже выступает особый подход к формулированию последствий неисполнения покупателем своей обязанности по оплате товара по договорам розничной купли-продажи товаров с условием о предварительной оплате товаров, а также с условием о продаже товаров в кредит.

В первом случае неоплата покупателем товара расценивается как его отказ от исполнения договора без применения последствий в виде возмещения убытков в связи с неисполнением договора.

Во втором случае неоплата покупателем товаров, проданных ему в кредит, не влечет его обязанность уплатить продавцу проценты, предусмотренные ст. 395 ГК.

Согласно ст. 396 ГК, возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки освобождают должника от исполнения обязательства перед кредитором в натуре. Применительно к договору розничной купли-продажи продавец, не исполнивший обязанности по передаче покупателю товара, возместивший в связи с этим убытки и уплативший покупателю неустойку, не освобождается от исполнения этой обязанности в натуре (ст. 505 ГК).

Ответственность сторон. Договор розничной купли-продажи предусматривающий следующие особенности наступления гражданско-правовой ответственности.

Во-первых, нарушение имущественных прав потребителя дает право требовать компенсации морального вреда (ст. 15 Закона о защите прав потребителей)

Во-вторых, ответственность за нарушение прав потребителя может быть возложена как на продавца, так и на изготовителя товара (п. 3 ст. 15 и ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

В-третьих, возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре (ст. 505 ГК).

В-четвертых, покупатель обладает более широкими правами в случае продажи ему товара ненадлежащего качества в отличие от общих положений купли-продажи. Например, риск удорожания товара при его замене лежит на продавце (ст. 504 ГК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: