Кун (Kuhn) Томас Сэмюэл

(1922 - 1995)

Известный американский историк и исследователь науки. Занимался теоретической физикой в Гарвардском университете, позднее работал на отделении философии в Массачусетском технологическом институте.

Популярность ему принесла вышедшая в 1962 г. книга «Структура научных революций». В ней Кун вводит понятие «парадигмы», как некоторой совокупности научных теорий, определяющих стиль и характер большинства научных исследований в определенный период времени. Доминирующее положение одной парадигмы, Кун считает периодом «нормальной науки», развивающейся по принятым стандартным образцам. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Кун считает, что разные парадигмы не могут подвергаться сравнительному анализу, поскольку их сравнение также ведется с позиций принятой в данный момент парадигмы.

Вторая группа теорий может быть названа «структурно-функциональными», поскольку они, главным образом, направлены на изучение структуры и функциональных связей психики, оставляя их причины за пределами своего рассмотрения.

Объединение различных типов теорий и создание на их основе целостной и внутренне гармоничной картины мира представляет собой явление чрезвычайно редкое. Оно указывает на завершение предшествующей научной эпохи и неизбежно грядущую новую научную революцию.

Накопление теоретического и эмпирического знания тесно связаны друг с другом. Тем не менее, каждый из этих процессов имеет свою особую, отличную от другого динамику, приводящую попеременно то к сближению их линий, то к их относительному расхождению. Сближение процессов в какой-либо исторический период говорит о том, что наличный уровень теоретического анализа позволяет достаточно полно и непротиворечиво объяснить всю совокупность известных к этому времени психологических явлений. Напротив, явное расхождение процессов свидетельствует о кризисе теории, ее неспособности удовлетворительно для современников объяснить действительность. Учитывая, что представление человека о себе самом теснейшим образом связано с духовным состоянием общества, закономерно, что периоды сближения психологического опыта и теории соответствуют периодам гармонического развития не только науки, но и общества в целом. И, наоборот, кризис взглядов на человеческую природу, как правило, совпадает с общественными кризисами.

С учетом сделанных замечаний, рассмотрим основные вехи и закономерности пройденного психологией исторического пути, а также важнейшие из причин, определявших особенности развития этой науки на протяжении более чем двадцати пяти веков.

ЧАСТЬ 1

Тезис:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: