Системная организация нововведений нуждается в системном мышлении. Проверить его наличие (а в дальнейшем и развивать) помогает так называемая концептуальная модель Блума («Блоковая структура программы»). Соответствие уровням системного мышления можно определить по ходу самоисследования на основе таксономии этой модели. В таблице-кальке приведены ключевые слова и фразы, предназначенные для стимулирования мыслительных процессов каждого из предусмотренных уровней.
№№п/п | Уровень по «Таксономии» Блума | Ключевые слова и фразы |
Познание | Соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите, назовите. | |
Понимание | Расскажите своими словами; опишите, что вы чувствуете относительно…; суммируйте, покажите взаимосвязь; объясните смысл. | |
Применение | Продемонстрируйте; объясните цель применения; воспользуйтесь этим, чтобы решить… | |
Анализ | Разложите на составляющие; объясните причину, сравните; разложите по порядку; классифицируйте; объясните, как и почему. | |
Синтез | Разработайте новый вид продукта (идеи); что произойдет, если…; придумайте другой вариант; есть ли другая причина. | |
Оценка | Установите нормы, отберите и выберите; взвесьте возможности; дайте критические замечания; назовите то, что вам больше всего нравится; что вы думаете о… |
Дайте достаточно емкий пример своего системного мышления и видения организации нововведения по каждому уровню (базовой может стать любая из удобных вам инноваций).
|
|
Афоризм с прицепом
Наука строится из фактов, как дом строится из кирпичей; однако нагромождение фактов не есть наука, как и груда кирпичей не есть дом.
Анри Пуанкаре
Французский математик, физик и философ понимал толк в системности. Продолжите его мысль. Какая проекция на инновационный процесс здесь напрашивается: «Инновация строится из набора …………. однако их наличие не есть еще ………………»?