Системно-эволюционный подход является одной из главных форм позитивистской социальной теории. В XIX столетии центральным компонентом позитивистской социологической мысли был концепт об управляемом законами эволюционном развитии общества, Эта идея определяла дискуссии в истории теоретизирования о социальных изменениях. Идея "развития" активно использовалась не только эволюционистами, но и другими, особенно марксистами.
"Эволюцию" часто уравнивают с "развитием", используя эти понятия в качестве синонимов. На самом деле "развитие" является гораздо более старым и более общим понятием, относящимся к процессам изменения, проходящим в направлении роста сложности, размера и количества составных частей общества. Оно относится к феноменальным аспектам процесса, а не к его причинам. Общество вполне может считаться изменяющимся, но не развивающимся. "Эволюция" используется для характеристики отдельных форм механизма развития, которое предстаёт многонаправленным, прогрессивным, проходящим через определенные стадии процессом.
|
|
Конт, Бокль, Спенсер, Дюркгейм свидетельствуют, что в позитивистской социальной науке XIX века "эволюция" наряду со "структурой" и "функцией" являлась одним из центральных концептов. Эволюционизм в социологической мысли не был изначально заимствован у Дарвина, он основывается на очень старой девелопменталистской традиции, заложенной уже во времена Аристотеля. Эта тенденция концептуализирует общество в качестве аналога организма с тенденциями к росту и упадку.
В своей ранней форме эволюционизм применялся для объяснения истории экономических и социальных структур, чему находится подтверждение уже с середины XVIII века в сочинениях Тюрго и Монтескье во Франции и Смита и Фергюссона в Шотландии. В XIX в. эту традицию продолжили Сен-Симон и Конт. Маркс тоже был эволюционистом во взглядах на общество. Германская макросоциология также не переставала придерживаться эволюционизма. С позиции превосходства в конце XIX в. идея "эволюционизма" пришла в упадок в начале ХХ века. Она была вновь оживлена в 50-х годах. Но в 60-е и 70-х гг. была снова отвергнута, пока не стала центральным компонентом, но уже не только позитивистской социальной мысли.