Нерегулярные морские перевозки (трамповые).
Это разовые договорные перевозки, в которых объектом фрахтования служит целое судно. Иногда эти перевозки называют чартерными на основании названия договора. Чартер – договор фрахтования судна.
Трамповое судоходство (tramp – бродяга), в отличие от линейного, представляет собой способ транспортного обслуживания морского товарооборота, главным образом массовых грузов (навалочных, насыпных, наливных), при котором работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки устанавливается по договоренности сторон. Различают разовые и договорные трамповые перевозки.
Для целей реализации внешнеторговой сделки (позиция продавца) чартер необходимо подтверждать коносаментом, так как коносамент обладает товарораспорядительной функцией, а чартер нет. А покупатель всегда хочет обладать правом переуступать товар, поэтому в аккредитивным договоре основным подтверждающим транспортным документом значится коносамент, а не чартер. В случае разночтения коносамента и чартера преимущественную доказательную силу будет иметь коносамент.
|
|
Договор трамповой морской перевозки заключается по чартеру. Чартер - документ, удостоверяющий наличие и содержание договора фрахтования, заключаемого между судовладельцем и фрахтователем. Кроме того, чартером чаще всего называют и сам договор фрахтования судна.Чартер – это договор между судовладельцем и фрахтователем на использование судна на определённых условиях, для определённых целей торгового мореплавания (перевозка груза, пассажиров, спасательные и портовые работы, рыболовство).
Основные виды чартеров:
1. Voyage charter – рейсовый чартер. Судовладелец предоставляет судно на один рейс, указывается пункт отправления и пункт назначения, нет расписания. Судовладелец несет расходы на топливо, экипаж, портовые и канальные сборы (т.е. эксплуатационные расходы). Если судовладелец осуществляет погрузку-выгрузку, то этот чартер будет «на линейных условиях». Обязательно оформляется коносамент.
2. Time charter – договор фрахтования судна на срок с командой на определенный срок, оснасткой (такелаж) в мореходном состоянии. Маршрут не указывается. На условиях тайм-чартера фрахт исчисляется в соответствии с арендной ставкой. При этом на счет судовладельца относятся постоянные эксплуатационные расходы (заработная плата и питание экипажа, содержание судна в надлежащем техническом состоянии, страхование судна), а на счет фрахтователя - переменные расходы (стоимость топлива воды, портовые сборы, стоимость погрузки и выгрузки и т.п.). Используется:
|
|
- крупными грузовладельцами
- линейными судовладельцами, когда они испытывают нехватку в суднах.
3. Trip charter – это фрахтование судна на время одного рейса. Фрахт оплачивается за сутки использования судна. Указывается маршрут. Расходы как в предыдущем.
4. Bareboat charter – договор аренды на длительное время без команды без такелажа (оснастки), но в мореходном состоянии. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации. Расходы по страхованию, однако, как правило, несет судовладелец. Срок аренды от 3 до 15 лет. Через определенное время может перейти в собственность. Фрахтователь (тот, кто снимает) оплачивает эксплуатационные расходы и технические параметры (топливо, экипаж, сборы, ремонт судна).
5. Demise charter – договор фрахтования, согласно которому судовладелец передает судно фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя. (как 4, тока с командой)