Шлока 67. Асана, пранаяма и т.д. должны практиковаться до тех пор, пока не будет достигнуто совершенство

Асаны, различные виды кумбхаки и другие просветляющие средства следует практиковать в системе хатха-йоги, пока не будет достигнут результат в раджа-йоге.

Эта глава, посвященная асанам, завершается еще одним напоминанием о цели практикования хатха-йоги. Как уже говорилось в самом начале, практика хатха-йоги необходима единственно для достижения раджа-йоги. Хатха-йога — это базис для раджа-йоги. Тот факт, что хатха-йога должна практиковаться до достижения раджа-йоги, говорит о том, что эти две йоги внутренне связаны между собой. Это на самом деле одна йога; хатха является динамичным и подготовительным аспектом йоги, а раджа является ее пассивной и кульминационной стадией.

Хатха-йога и раджа-йога, однако, превратились в две различные системы. Раджа-йога утверждает, что сначала идет яма/нияма, а затем асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Хатха-йога начинает с асаны, пранаямы и шаткармы и не делает упора на какие-либо моральные дисциплины. Она требует только, чтобы образ жизни был наиболее благоприятным для практики и совершенствования садханы. В ней нет каких-либо моральных законов, вызывающих напряжение в уме.

Хатха-йога ведет к раджа-йоге, когда практикующий начинает выполнять яму и нияму и продолжает садхану асан и все остальное. Таким образом, хатха-йога предшествует раджа-йоге. Пока человек не достигнет реализации в раджа-йоге, он не достигнет совершенства и в хатха-йоге. Совершенство и реализация через хатха-йогу означают самадхи, то есть совершенство в раджа-, дхьяна-, лайя- и самадхи-йогах.


Глава вторая ШАТКАРМА И ПРАНАЯМА

Глава вторая. 57

ШАТКАРМА И ПРАНАЯМА.. 57

Шлока 1. После упрочения в асане должна выполняться пранаяма. 58

Шлока 2. Взаимосвязь между умом и праной и их успокоение посредством пранаямы.. 58

Шлока 3. Что есть жизнь и смерть; пять функций вайю.. 60

Шлока 4. Загрязнения нади, очищение среднего канала. 61

Шлока 5. Очищение нади и чакр для сохранения праны.. 62

Шлока 6. Саттвическое состояние ума для пранаямы; три гуны.. 63

Шлоки 7-9. Нади шодхана пранаяма — дыхание поочередно каждой из ноздрей. 64

Шлока 10. Чередование ноздрей при дыхании очищает нади затри месяца. 65

Шлока 11. Время и длительность проведения практик. 66

Шлока 12. Признаки совершенствования практики пранаямы.. 67

Шлока 13. Втирание пота в тело. 68

Шлока 14. Диета и пранаяма. 68

Шлока 15. Контролируйте прану для предотвращения разрушения. 68

Шлока 16. Искоренение болезней правильной практикой; неправильная практика приводит к плохим результатам 69

Шлока 17. Искоренение болезней правильной практикой; неправильная практика приводит к плохим результатам 69

Шлока 18. Искусный контроль задыханием ведет к совершенству. 69

Шлоки 19, 20. Признаки и результаты очищения нади. 69

Шлока 21. Когда жир или слизь избыточны, пранаяме должна предшествовать шаткарма. 70

Шлока 22. Шаткарма — шесть очищающих техник. 71

Шлока 23. Шаткарма — секретная практика, приносящая чудесные результаты.. 73

Шлока 24. Дхоути — техника внутреннего очищения. 73

Шлока 25. Дхоути исцеляет многие болезни. 75

Шлока 26. Басти — йогическая клизма. 75

Шлоки 27, 28. Целебный эффект басти. 77

Шлока 29. Техники прочищения носа. 77

Шлока 30. Польза нети. 79

Шлока 31. Тратака — концентрированное пристальное вглядывание. 80

Шлока 32. Целебные эффекты тратаки. 81

Шлока 33. Наули — массаж брюшной полости. 82

Шлока 34. Польза наули. 84

Шлока 35. Капалабхати — техника очищения передней части мозга. 84

Шлока 36. Шаткарма освобождает от избытка дош.. 85

Шлока 37. По мнению некоторых учителей только пранаяма удаляет нечистоты.. 86

Шлока 38. Гаджа карани — техника очищения желудка. 86

Шлока 39. Даже Брахма и другие боги практикуют пранаяму. 87

Шлока 40. Пока выполняются кумбхака и шамбхави, нет страха смерти. 88

Шлока 41. Ограничение дыхания очищает нади и чакры и пробуждает сушумну. 88

Шлока 42. Манонмани — свободный от мыслей ум.. 88

Шлока 43. Практика кумбхаки приносит совершенство. 89

Шлока 44. Названия восьми практик кумбхаки. 89

Шлока 45. Практикуй бандху вместе с пранаямой. 89

Шлока 46. Маха бандха направляет прану в брахма нади. 89

Шлока 47. Объединение праны и апаны изгоняет старость. 90

Шлоки 48, 49 Сурьябхеда пранаяма. 90

Шлока 50. Целебные эффекты сурьябхеда пранаямы.. 90

Шлоки 51, 52. Удджайи пранаяма — психическое дыхание. 91

Шлока 53. Целебные эффекты удджайи пранаямы.. 91

Шлока 54. Ситкари пранаяма — свистящее дыхание. 92

Шлока 55. Польза ситкари пранаямы.. 94

Шлоки 56. Польза ситкари пранаямы.. 94

Шлоки 57, 58. Шитали пранаяма — охлаждающее дыхание. 95

Шлоки 59-65. Бхастрика пранаяма — дыхание кузнечных мехов. 96

Шлоки 66, 67. Польза бхастрика пранаямы; пронизывание трех грантх. 98

Шлока 68. Бхрамари пранаяма — дыхание жужжащей пчелы.. 98

Шлока 69. Мурчха пранаяма — замирающее дыхание. 100

Шлока 70. Плавини пранаяма — проглатываемое дыхание. 101

Шлоки 71-74. Пранаяма бывает трех типов; кевала кумбхака. 101

Шлоки 75, 76. Совершенство хатха йога и раджа йога, достигаемое посредством кевала кумбхаки. 102

Шлока 77. Совершенство хатха йога и раджа йога, достигаемое посредством кевала кумбхаки. 103

Шлока 78. Признаки совершенства в хатха-йоге. 103


Шлока 1. После упрочения в асане должна выполняться пранаяма

Упрочившись в асане, приобретя контроль (за телом) и принимая сбалансированную диету, практикуй пранаяму в соответствии с инструкциями гуру.

Только тогда, когда жизнедеятельность тела практикующего регулируется асаной и умеренной диетой, ему следует начинать практиковать следующую стадию хатха-йоги, то есть пранаяму. Ее не следует начинать, пока ваш гуру не скажет вам об этом. Гуру посоветует садхаке правильную пранаяму в соответствии с его индивидуальными потребностями. Он укажет, как начать ее и как ее совершенствовать. Пранаяма — это нечто большее, чем просто дыхательные упражнения, и заниматься ею следует систематически и с должным руководством.

Слово «прана» является комбинацией двух слогов —- пра и на. Слово «прана» означает постоянство, это сила в постоянном дви-. жении. Прана — это жизненная сила, а пранаяма — это процесс, посредством которого увеличиваются внутренние запасы праны. Некоторые люди расщепляют слово пранаяма на прана и яма и определят его как контроль за дыханием, но это неправильное определение. В действительности слово пранаяма состоит из слов прана и аяма, что означает «праническую способность или продолжительность». Это техника, посредством которой в теле активируются все большие количества праны до все более высоких частот.

Все в этой вселенной является проявлением праны. В йогической терминологии это означает, что все, что существует в проявленном виде, — это стхула рупа или, «грубая форма» тонкой космической энергии — праны. В йоге и тантре имеется одна вечная истина: основа существования зависит от двух сил, Шивы и Шакти, или «сознания» и «энергии». В конечном счете это не две силы, а одна; Шакти, или прана, является созидающей силой для сознания, или Шивы. Целью хатха-йоги является реализация (или полное осознание) Шивы, или сознания, посредством Шакти, или праны.

Пранаяма практикуется для того, чтобы понять пранические процессы в теле и научиться управлять ими. Дыхание — это прямой способ поглощения праны, а тот способ, посредством которого мы дышим, устанавливает определенные пранические вибрации, которые влияют на все наше существование.

Одновременно с описанием пранаямы дается описание диеты, поскольку еда также является прямым способом поглощения праны. То, что вы едите, как вы едите и когда вы едите, влияет на тело, ум и на пранические вибрации. Это и обсуждается далее в этой главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: