— Нет. Папа говорит — нельзя. Побеждает везде са-
мый-самый сильный, у кого пистолет есть. Пистолета все
боятся, и папу боятся.
— А ты папу боишься?
— Да.
(С Сашей шести лет беседовала Никитская Е.)
Иногда родители или другие взрослые обижаются на ребенка и даже наказывают его, не понимая, что ребенок находится в процессе освоения речи и зачастую придает словам не те значения, что взрослые. Кроме того, дошкольники еще не умеют (и не должны уметь) скрывать свои чувства и открыто проявляют их. Необходимо дать право на существование так называемой детской непосредственности, которая является отражением процесса творческой переработки ребенком впечатлений от окружающего мира и соответственно залогом его будущей познавательной активности.
Однажды сели обедать. Мама предложила Олесе перец и спросила:
— Какой ты будешь перчик — свежий или фарширо
ванный?
Олеся переспросила:
— Как это фаршиёванный?
Мама стала объяснять, что вот он перчик, а внутри мясо и рис. И тут Олеся говорит:
— А, знаю, знаю. Я все время вижу машины, фашиёван-
ные людьми.
(С Олесей трех лет беседовала Гришина О.)
Папа замечает:
— Посмотри, какая у нас мама красавица, верно?
Сын с хвастовством:
—Да, мама — красавица. Я — тоже красавица. Папа... Оценивающе смотрит на папу и с огорчением: —Папа — не красавица.
I Тропинка