В настоящее время можно говорить о двух наметившихся тенденциях в российской розничной торговле. Наблюдается заметный рост значения торговли в общем процессе коммуникаций производителя товара и потребителя. Развитие торгового предложения по многим ассортиментным позициям приводит к тому, что потребителю все сложнее ориентироваться в существующих брэндах и марках, что ведет к изменению основ выбора товара потребителем. Большинство решений о покупке какого-либо товара принимается уже в магазине, а значит, предприятие розничной торговли получает возможность активно влиять на покупателя. Специфика продвижения как элемента комплекса торгового маркетинга заключается в том, что магазины в первую очередь стремятся продвигать свою собственную торговую марку, создавая тем самым определенный имидж в глазах покупателей. Основой выбора часто становится «близость по духу и] образу». Продвижение же своего ассортимента магазин зачастую определяет как зону влияния мерчандайзинга.
|
|
Важнейшая особенность торгового маркетинга состоит в том, что здесь понятия «покупатель» и «потребитель» всегда совпадают, так как покупатель торговой услуги магазина является одновременно ее потребителем. Это необходимо учитывать при организации всей маркетинговой работы и проведении конкретных мероприятий по продвижению.
Такой элемент комплекса маркетинга, как продвижение, традиционно имеет четыре составляющих: реклама, прямые продажи, связи с общественностью, стимулирование сбыта. Однако: прямые продажи в сфере торгового маркетинга в настоящее время используются весьма редко. Для торгового маркетинга! характерно активное использование прежде всего трех составляющих продвижения (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Активные составляющие продвижения в торговом маркетинге
Самым традиционным способом продвижения является реклама*, В розничной торговле она весьма многообразна. В настоящее время нет единой классификации рекламных средств, поэтому рассмотрим основные признаки, по которым их делят на разные группы, подгруппы и виды (рис. 5.2).
По месту применения рекламные средства подразделяются на:
— внутримагазинные (указатели, ценники, памятки, выкладка товаров, демонстрация одежды, устная реклама и т.д.);
— наружные (витрины, уличные транспаранты, вывески магазинов);
— рекламу в СМИ (объявления и статьи в газетах, журналах и т.д.).
Характер воздействия на адресата делит рекламные средства на:
— индивидуальные (вкладыши в газетах, некоторые виды
каталогов, брошюр и т.д.);
— массовые (объявления, листовки, телефильмы и т.д.).
В зависимости от охватываемой рекламной деятельностью территории выделяются:
|
|
— локальные (масштабы — от конкретного места продажи до территории отдельного населенного пункта);
— региональные (охватывают определенную часть страны);
— общенациональные (в масштабах государства);
Рис. 5.2. Некоторые признаки группировки рекламных средств
— международные.
По предмету рекламы различают рекламу:
— товарного ассортимента или отдельного товара;
— торговой услуги, имиджа магазина или торговой сети.
В соответствии со способом воздействия на органы чувств человека рекламные средства подразделяют на:
— зрительные (визуальные) — воздействующие на зрение
человека (печатная реклама, выставки, витрины, световая реклама и т.д.);
— слуховые (акустические) — воздействующие на слух (звуковое сопровождение, радиореклама, устная, сообщения и т.д.).
Кроме того, используют и комбинированные средства рекламы:
— зрительно-слуховые — теле- и кинореклама, демонстрация мод;
— зрительно-осязательные — образцы тканей, передаваемые покупателям в руки для осмотра и восприятия на ощупь;
— зрительно-обонятельные — пробники (флаконы с духами, арома-носители) передаются в руки покупателя для определения запаха;
— зрительно-вкусовые — дегустации продовольственных товаров.
Возможны и другие комбинации средств рекламы. В зависимости от задач, которые реклама решает в процессе рекламной акции (кампании), их подразделяют на:
— стимулирующие спрос;
— формирующие спрос.
В зависимости от источника финансирования можно выделить следующие виды рекламы (рис. 5.3):
реклама, даваемая производителем, — это чаще всего реклама товаров в розничной торговле;
реклама магазина — это реклама, формирующая отношение покупателей к магазину, его торговой марке, здесь если и указывается товар, которым он торгует, то лишь как упоминание класса или вида. Например, реклама сети магазинов «Дикая орхидея»;
в совместной рекламе производителя и магазина важно, кто — магазин или производитель — берет на себя инициативу в процессе продвижения. От этого зависит, на кого ложатся основные затраты по размещению рекламы, характер стимулирующих мероприятий внутри магазина, рекламных проспектов, плакатов и других средств внутримагазинной рекламы;
еще один вид рекламы в торговле — это совместная реклама нескольких магазинов. Например, «Старик Хоттабыч», «Спорт-мастер», «Арбат-Престиж», «М-Видео» и «Седьмой континент» создали единый справочник «Семь семерок». Это новое направление на российском рынке розничной рекламы. Создается как бы альянс розничных торговых предприятий разных профилей, хотя не исключена и совместная реклама магазинов, торгующих одним классом или видом товаров, в целях расширения в целом рынка определенной категории розничных торговых услуг.
Таким образом, реклама может быть направлена как на производителя или на товар (гарантии качества, соответствия статуса товара статусу потребителя), так и на магазин (широта выбора, сервис и определенный уровень цен).
По технологии передачи информации рекламные средства подразделяются на:
— печатные (плакаты, афиши, каталоги, объявления и статьи в газетах и журналах, упаковочные материалы и т.д.);
— радиорекламные (рекламные передачи по радио);
— кино-, видео- и телерекламные (короткометражные рекламные фильмы, ролики);
Рис. 5.3. Виды рекламы в зависимости от источника финансирования
— световые наружные (световые указатели, табло, световые вывески предприятий торговли, газосветовые объявления и т.д.);
— наружные средства с использованием живописно-графических средств (панно, плакаты, уличные транспаранты, ценники, указатели, вывески магазинов и т.д.).
|
|
Все многообразие видов рекламы в торговом маркетинге делят на три составляющие: наружную (включая витрины), внутримагазинную и рекламу в СМИ. Последняя весьма тра- \ диционна и все чаще используется скорее как инструмент позиционирования магазина. Большинство новаций в способах продвижения в российской рознице сосредоточено в рамках первых двух видов.
Быть может, самый эффективный способ завлечь покупателя в магазин — правильное оформление витрины. Эта наиболее имиджевая и привлекающая составляющая наружного оформления хранит в себе огромный коммуникативный потенциал. Она может не только информировать потребителя об ассортиментном перечне, который предлагается к реализации, об уровне цен на него, но и сообщать о promo-акциях, проводимых в данный момент, и/или о статусе магазина и его клиентов. При этом важно вовремя изменять оформление витрины, дабы избежать привыкания контактной аудитории.
Специалисты разделяют все витрины на несколько видов[28]:
— фасадные (традиционные) — классические (с глухой стеной) или сквозные (зал просматривается);
— демонстрационные — располагаются в торговом зале для ознакомления с продукцией на близком расстоянии в условиях индивидуального типа обслуживания потребителя;
— торговые — собственно прилавок со стеклянными панелями.
В последнее время фасадные витрины не столько рекламируют магазин, сколько ориентированы на продажу конкретного товара. Часто магазин сдает в аренду место в витрине или позволяет оформить ее в фирменном стиле производителя (например, Coca-Cola). Но в любом случае при оформлении витрин необходимо учитывать, на каком расстоянии от места продаж будут перемещаться основные потоки потенциальных покупателей. Если это расстояние составляет хотя бы несколько метров, стоит использовать всю площадь витрины. Если же предполагаемые потребители проходят в непосредственной близости, максимальное коммуникативное воздействие будет оказывать нижняя треть витрины.
Внутрииагазинную рекламу часто называют POS-рекламой {point of sales — точка продаж) или POP-рекламой {point of purchase — точка покупок). Она направлена на стимулирование выбора потребителя внутри торгового зала и во входной зоне.
|
|
POS-материалы, размещаемые во входной зоне, — это, как правило, таблички «открыто/закрыто», стакеры (напольные или настенные наклейки указательного характера) с режимом работы, надписями «от себя/на себя» или рекламные плакаты. Помимо этого к элементам POS-дизайна входной группы относятся напольные стикеры, размещенные непосредственно перед или за входной дверью, например с фразой «добро пожаловать» или указанием пути к определенному торговому отделу. Если вход в магазин устроен по принципу «шлюза» с двумя дверями — внешней и внутренней, то целесообразно использовать и это пространство для размещения POS-материалов. Может применяться как комплексное оформление пространства, так и простые постеры и стикеры. Входная группа особенно важна для воздействия на покупателя. Во-первых, POS-материалы, размещенные здесь, видят практически все. Во-вторых, это та точка, в которой покупатель получает последнее напоминание непосредственно перед тем, как он окажется в магазине, а также но выходе из него. Однако у нас этот ресурс недостаточно используется с точки зрения продвижения брэнда магазина.
Собственно в торговом зале располагаются плакаты, буклеты, каталоги, большие яркие ценники (на них нарисован сам товар определенного вида, его упаковка), воблеры (небольшой плотный плакатик с логотипом фирмы или изображением брэнда, подвижно крепящийся к прилавку), стикеры, объявления на подставке, которые обычно крепятся на край открытого холодильника, лайт-боксы (объемное изображение товарного знака, светящееся изнутри и подвешенное к потолку над местом выкладки), фирменные стойки, стенды и холодильники, стоечки на прилавок с изображением ассортимента (особенно распространены в сегменте мороженого), дисплеи (обычно размещают над кассой или над прилавком по ходу движения покупателя), айс-стопперы (eyes-stoppers) большие подвесные и «стоячие» модели товара.
Весьма эффективна реклама на продовольственных тележках — изображение размещается в специальных карманах на торцевой части тележки с внутренней и внешней сторон. От других видов визуальной рекламы на местах продаж рекламу на продовольственных тележках отличают хорошие показатели по числу контактов с покупателем (особенно в часы пик, когда задействовано максимальное количество тележек) и ее динамичный характер (тележки не стоят на месте — изображение мелькает в различных местах и при различном освещении, что повышает эффективность его взаимодействия с покупателем). Внутренняя поверхность тележки выигрывает по продолжительности контакта с конкретным покупателем, внешняя — по числу контактов с различными покупателями. К недостаткам относится небольшой размер изображения, что влечет за собой трудность применения носителя в информационном аспекте. /
Все чаще особое внимание в торговом маркетинге уделяется созданию устойчивых связей с общественностью. На данном «поле» пока удобнее всего вести конкурентную борьбу. Для магазинов важно, чтобы потенциальные покупатели имели благоприятное к ним отношение, поэтому они стараются проводить мероприятия, направленные на формирование у этих людей впечатления о серьезности намерений и внимательном отношении к ним. Так, например, сеть магазинов «Седьмой континент» в районах расположения своих предприятий выделяет средства на строительство и усовершенствование детских игровых площадок, помогает местным властям обустраивать дворы. При этом на каждой сооруженной площадке размещается логотип данной сети магазинов. К весне 2002 г. насчитывался 81 детский комплекс, планировалось создать еще 18[29]. Информация об этом публикуется в газетах местного значения в виде благодарности матерей и бабушек, что имеет положительный общественный резонанс. Это безусловно пример удачной работы по созданию благоприятного имиджа у покупателей.
В рамках розничной торговли можно выделить следующие цели стимулирования сбыта:
— совершение незапланированной покупки;
— увеличение числа первичных покупок;
— повышение частоты вторичных покупок;
— увеличение объема разовой покупки.
В условиях розничной торговли стимулирование сбыта, как правило, включает средства, предполагающие немедленную реакцию покупателей. Существует много методов стимулирования. Среди них можно выделить как наиболее часто используемые несколько основных:
— установление специальных часов работы (в это время действуют особые условия на приобретение товаров);
— формирование системы скидок (распространение купонов, введение клиентских карточек, клубной системы и т.д.);
— организация promo-акций в месте продажи (демонстрация действия или применения товара, дегустации, лотереи и т.д.).
Методы стимулирования дают высокую отдачу и интенсивно используются большинством предприятий розничной торговли. К примеру, в сети магазинов «Седьмой континент» существуют специальные часы работы (утренние, до 13 часов), когда на весь предлагаемый ассортимент устанавливается скидка 7%, что способствует решению проблемы очередей в часы пик. Кроме того, в кассах магазинов этой сети можно приобрести 10%-ю дисконтную карту, а также открыть 5%-ю платежно-дисконтную карту МДМ-банка. Таким образом, в утренние часы клиент может воспользоваться 16,3%-й и 11, 65%-й скидками соответственно.