Государственные расходы – это денежные отношения, возникающие на завершающей стадии распределительного процесса в связи с использованием фондов финансовых ресурсов субъектов экономических отношений в целях финансирования основных затрат расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
Объём и структура государственных расходов в ВВП зависят от следующих факторов:
- этапа общественного развития, внешней и внутренней политики государства;
- уровня благосостояния населения;
- размера государственного сектора в экономике и др.
Государственные расходы осуществляются из различных фондов: как централизованных (бюджеты различных уровней, а также государственные внебюджетные фонды), так и децентрализованных (фонды государственных предприятий).
Основная часть расходов местных бюджетов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством: финансирование муниципального строительства, дорожного хозяйства, общественного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение.
|
|
Финансовое звено внебюджетных фондов осуществляет расходы, обусловленные назначением этих фондов. Сюда относятся расходы по социальному обеспечению и социальному страхованию граждан страны, обязательному медицинскому страхованию, занятости населения, проведению различных экономических мероприятий и пр.
Формы государственных расходов:
- финансирование - Безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности.
- Предоставление ссуд и кредитов - Возмездное и возвратное предоставления средств.
Принципа организации государственных расходов:
- целевое направление средств - строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования
- безвозвратность расходования государственных ресурсов - средства, выделяемые на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении.
- Бесплатность - выделение бюджетных средств производится без уплаты государству каких-либо доходов в виде процентов или других видов оплаты ассигнований.
- соблюдение режима экономии - может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата.
- контроль за их использованием – контроль за соблюдение законности и требований финансовой дисциплины при расходовании средств.
Виды государственных расходов:
- По уровню управления
- По целевому назначению
- По общественному назначению
- По характеру потребности
- По экономическим результатам
- По участию в общественном производстве.
1Расходы по уровням управления: расходы федерального бюджета; расходы бюджетов субъектов федерации; расходы местных бюджетов.
|
|
2Расходы по целевому назначению:
· Связанные с образованием и обслуживанием страховых резервных фондов
· Капитальные - Включают в себя затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности в плане их расширения, реконструкции, технического перевооружения, то есть с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств.
· Текущие - Связаны с обеспечением функционирования бюджетных организаций и включают: текущие затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, на оборону, науку, предоставление социальных и коммунальных услуг, услуг народному хозяйству, выплата процентов по государственному долгу и другие.
3Расходы по общественному назначению:
- Расходы на социальные цели. (образование, культуру, здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение, социальное страхование.)
- Внешнеэкономические расходы. (связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это – прямые субсидии компаниям из бюджета, освобождение экспортёров от налогов, предоставление кредита экспортёру или импортёру на льготных условиях, страхование экспорта и т. п., реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей)
- Экономические расходы, или расходы по вмешательству в экономику. (наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий. транспорт, связь, дороги, мелиорацию. финансирование новых прогрессивных отраслей, поддержка убыточных отраслей)
- Расходы на оборону страны, военные расходы. (на содержание личного состава, вооружение, материально-техническое оснащение; на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки; на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей; на подготовку кадров; на создание запасов и ресурсов на случай войны и др.)
- Расходы на управление. (расходы на содержание законодательных органов, правительства, местных органов власти и управления, милиции, органов судопроизводства и прокуратуры.)
- Расходы по обслуживанию государственного долга. (Государственный долг возникает при использовании государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита. государство становится заёмщиком финансовых средств или у населения, банков и предприятий, и в этом случае возникает внутренний государственный долг, или у другого государства или международных финансовых организаций, когда возникает внешний государственный долг.)
4 Расходы по характеру потребностей:
- Обыкновенные – отвечают постоянным потребностям государства и возобновляются с каждым финансовым годом.
- Чрезвычайные – обусловлены случайными и изменчивыми потребностями.
5Расходы по экономическим результатам:
- Непроизводственные - Которые не дают ни одного из этих результатов, но не являются бесполезными.
- Производственные - Которые или увеличивают преимущественное достояние государства или укрепляют экономические основы частного хозяйства.
6 Государственные расходы по признаку участия в общественном воспроизводстве подразделяются на средства государства, направляемые на финансирование материального производства и непроизводственной сферы. Такое разграничение в направлении средств характеризует совокупную роль государства в регулировании экономического и социального развития общества.
По отраслевому признаку расходы группируются в материальном производстве по отраслям народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д. В непроизводственной сфере выделяются расходы на социально-культурные мероприятия:
|
|
- образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальное страхование, науку, искусство, культуру;
- военные расходы и расходы на содержание органов государственной власти и управления.
Государственные доходы – это система денежных отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Доходы служат финансовой базой деятельности государства.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов, например доходов от внешнеэкономической деятельности, государственного имущества, таможенных сборов, платежей населения и т. д. Ресурсы, остающиеся в распоряжении государственных предприятий, называются децентрализованными и образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
Во всех странах независимо от их общественно-экономического устройства основным источником формирования государственных доходов выступает национальный доход, т. е. государственные доходы выражают отношения распределения и перераспределения национального дохода, которые осуществляются присущими государству финансовыми методами.
Основные методы перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов: налоги, займы, эмиссии.
Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется следующими факторами:
- содержание финансовой политики;
- хозяйственная конъюнктура;
- конкретная экономическая и социальная ситуация;
- степень остроты социальных противоречий и др.
Все источники доходов можно разделить на две группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций; к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство. Использование национального богатства как источника доходов для другой страны носит нередко характер финансового ограбления.
|
|
Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления. Центральные правительства имеют в своем распоряжении наиболее крупные налоги, так, например, налог на прибыль корпораций, подоходный, основные косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Они направляются в государственный бюджет (для России – в федеральный) и обеспечивают функционирование центральных органов государственной власти и управления по осуществлению возложенных на них функций. За местными властями закрепляются менее крупные налоги, поступающие в местные бюджеты.
Вторым по своему финансовому значению методом мобилизации государственных доходов являются займы. В настоящее время все развитые государства обращаются к займам. Это связано со значительным увеличением бюджетного дефицита, возможным наличием разрыва между налоговыми поступлениями и бюджетными расходами. Все большее обращение к займам является результатом увеличения финансовой напряженности, испытываемой звеньями финансовой системы. Эта напряженность связана с высоким уровнем расходов, крупными платежами процентов по займам, необходимостью вмешательства государства в экономику. Выпуск займов образует государственный долг. Финансовой базой погашения займов выступают налоги.
Последним методом мобилизации государственных доходов служит бумажно-денежная и кредитная эмиссия. Если на финансовом рынке складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов, а налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, то государство прибегает к эмиссии. Эмиссия кредитных денег, направленная на покрытие дефицита государственного бюджета, ведет к усилению инфляции, росту избыточной денежной массы.
Виды государственных доходов:
- По порядку образования и использования
- По социально-экономическому признаку
- По юридическим особенностям и юридической форме денежных поступлений
- По методам аккумуляции
- По территориальному признаку
1По порядку образования и использования выделяют централизованные и децентрализованные государственные доходы.
2По социально-экономическому признаку:
- Доходы от личных доходов граждан
- Доходы от совместных и иностранных предприятий
- Доходы от предприятий и организаций негосударственной формы собственности
- Доходы от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства
3В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по форме. Более разнообразными по форме и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления.
4По методам аккумуляции среди доходов государства выделяются обязательные и добровольные платежи. Обязательные: это налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода и финансовые санкции. Добровольные - привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т. д.
5По территориальному уровню доходы подразделяются на:
- федеральные;
- доходы субъектов федерации;
- местные доходы (городов, районов и входящих в них административно-территориальных образований).
Федеральные налоги:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль (доход) организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- государственная пошлина;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,
- водный налог.
Региональные и местные налоги и сборы:
- Региональные налоги и сборы
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
- Местные налоги и сборы
- земельный налог.