Мы убеждены: В день суда люди должны будут пройти по мосту над адом. Благочестивые и праведные пройдут его, а грешники и нечестивцы упадут с него в огненную пропасть. Путь в райские сады будет пролегать над огнем ада. В Священном Коране говорится: «Каждый из вас войдет туда, таково решение твоего Господа. Потом Мы спасем богобоязненных, а беззаконников оставим там стоять на коленях». [117]
Прохождение через этот полный опасностей мост зависит от деяний человека. В известном хадисе от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказано по этому поводу: «Некоторые люди пройдут через него с быстротой молнии, некоторые со скоростью резвого скакуна, кто-то пройдет его пешком, а кто-то ползком, а кто-то будет висеть на нем. А огненное пламя будет хватать что-либо, принадлежащее им, и отпускать что-либо другое». [118]
Мы убеждены: В день суда на особенных весах будут взвешены все деяния человека, даже самые маленькие и незначительные дела, о которых он уже забыл. В тот день станут очевидны ценность благих деяний и тяжесть скверных проступков. «В День воскрешения Мы установим справедливые весы, и ни с кем не поступят несправедливо. Если найдется нечто (благое или скверное деяние) весом с горчичное зернышко, Мы принесем (и взвесим) и его. Довольно того, что Мы ведем подсчет». [119]
|
|
В другом аяте сказано: «Тогда тот, чья чаша весов окажется тяжелой, обретет приятную жизнь. Тому же, чья чаша весов окажется легкой, пристанищем будет пропасть». [120]
Избавление от сурового наказания и счастливая жизнь в загробном мире будут зависеть от веры человека и от совершенных им благих деяний в земной жизни, а не от пустых желаний и мечтаний. Если в день суда человека охватит сожаление, то винить в этом он должен только себя, за то что не был богобоязнен, благочестив и добродетелен. Ведь Священный Коран говорит: «Каждый человек является заложником того, что он приобрел». [121]
Это было лишь кратким разъяснением учения о мосте над адом и весах деяний, однако мы не знаем до конца, что они представляют собой на самом деле, и не знаем их истинного проявления в день суда. Как уже неоднократно было сказано, загробный мир со всеми его особенностями отличается от привычной нам мирской жизни, поэтому мы не в состоянии постигнуть его нашими ограниченными возможностями.