Аят «Обладатели власти»

Аятом «Обладатели власти» называют 59-ый аят суры «Женщины», в котором сказано: «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас».

Данный аят недвусмысленно приказывает мусульманам повиноваться обладателям власти, коими являются безгрешные имамы из пророческого рода. Эта истина вытекает как из небольшого рассмотрения смысла самого аята, так и из многочисленных хадисов, упомянутых в трудах ученых обоих исламских направлений.

Шиитские богословы говорят, что повиновение бывает двух видов:

1. Абсолютное повиновение. Такое повиновение есть повиновение Аллаху и Его Посланнику, когда верующий следует любому предписанию и приказу повелителя, в данном случае Господа миров. Абсолютное повиновение не допускает сомнений и не оставляет места для малейших проявлений ослушания. Таким образом, абсолютное повиновение это безоговорочное и беспрекословное подчинение.

2. Ограниченное повиновение. Например, подчинение детей своим родителям, жены своему мужу или подчиненного начальству. В этом случае повиновение и подчинение должны соблюдаться до тех пор, пока приказы вышестоящего не противоречат предписаниям Господа. Если, например, родители принуждают своих детей к совершению деяний, противоречащих исламской религии, то они не должны повиноваться родителям.

После этого небольшого вступления необходимо разобрать, какой из двух видов повиновения подразумевается в данном аяте. Абсолютное или ограниченное? Даже беглого взгляда на внешний смысл аята достаточно для того, чтобы понять, что повиновение, упомянутое в данном аяте, является абсолютным. Повиновение обладателям власти соотнесено здесь к повиновению Аллаху и Посланнику, значит, повиновение обладателям власти должно быть точно таким же, как повиновение Аллаху и Посланнику, то есть абсолютным, безоговорочным и беспрекословным. В аяте заключен смысл, что повиновение Аллаху – это повиновение Посланнику и обладателям власти. Повиновение Посланнику – это повиновение Аллаху и обладателям власти. Повиновение обладателям власти – это повиновение Аллаху и Посланнику. Все три структуры безгрешны, безошибочны, и никогда и ни в чем не противоречат друг другу. Никогда двенадцать имамов ни в чем не противоречили предписаниям Аллаха и Посланника Аллаха, ибо они являются хранителями религии и наставниками на истинный путь.

Авторы всех шиитских толкований Корана и многих сборников хадисов указывают на то, что под обладателями власти в данном аяте подразумеваются безгрешные имамы из рода Пророка Ислама. Об этом же говорится в ряде трудов суннитских ученых.

В 1-ом томе толкования Корана Аййаши передается от Имама Бакира (да будет мир с ним), что данный аят был ниспослан в связи с Али и остальными имамами из пророческого рода. В «Аль-Кафи» от Имама Бакира передается следующий хадис: «Всевышний Аллах избрал нас и повелел всем верующим повиноваться нам до судного дня». [262]

В одном из суннитских хадисов сказано, что после ниспослания 59-ого аята суры «Женщины» некоторые из сподвижников спросили Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род): «Мы познали Аллаха и Посланника, но кто является обладателями власти?» Пророк ответил им: «Они мои наместники и руководители мусульман после меня. Первый из них Али ибн Аби Талиб, потом Хасан, потом Хусейн. После него Али ибн Хусейн, затем Мухаммад ибн Али. Затем Джафар ибн Мухаммад, Муса ибн Джафар, Али ибн Муса, Мухаммад ибн Али, Али ибн Мухаммад, Хасан ибн Али. После него Махди, тот, имя которого подобно моему имени. Воистину, двенадцатый из моего рода будет сокрыт. Он будет пребывать в сокрытии до тех пор, пока не наступит время, когда от Ислама не останется ничего, кроме названия, и от Корана ничего, кроме названия. В это время Всевышний и Всеблагой Аллах разрешит ему выйти из сокрытия, и посредством него оживит Ислам». [263]

Имам Хасан (да будет мир с ним) говорил в своей проповеди: «Повинуйтесь нам, ибо повиновение нам обязательно, оно является повиновением Аллаху и Его Посланнику. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». [264]

Хаким Хаскани, суннитский ученый, передает следующий хадис: «Пророк сказал: «Моими наместниками являются те, повиновение которым обязательно так же, как повиновение Аллаху и мне. Аллах сказал об этом: «О вы, которые уверовали. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас». Затем Пророк обратился к Али: «Ты являешься первым из них». [265]

Имам Рида (да будет мир с ним), комментируя данный аят, сказал: «Обладатели власти – это потомки Али и Фатимы». [266]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: