Лечение

Индивидуальная психология предлагает решать проблемы одаренных детейметодами, подобными тем, которые применяются для помощи другим типам.Демократическая максима индивидуальной психологии: "Каждый человек можетдостичь всего", ослабляет позиции одаренных детей, жизнь которых осложненаожиданиями окружающих их людей и. которые стремятся во что бы то ни сталобыть первыми, так что интерес к своей персоне становится для нихглавенствующим. Люди, усвоившие эту максиму, могут иметь блестящих детей,которым не присуще тщеславие и чрезмерная амбициозность; детей, которыепонимают, что их достижения являются результатом прилежания и везения и чтоесли их усердие в обучении не будет ослабевать, они способны реализоватьвесь свой потенциал. Однако, даже если влияние не столь благоприятно, ивоспитание и обучение не было столь эффективным, они также могут достичьнемалого, если учитель поможет им понять метод. Им может просто недоставатьсмелости, а следовательно, защиты от своего преувеличенного чувстванеполноценности, которое с течением времени приносит все больше страданий.Становится понятным, почему они теперь склонны пропускать занятия или вообщене ходить в школу. Им кажется, что в школе у них нет никаких шансовпреуспеть, и если их представление верно, стоит согласиться, что их действияпоследовательны и рациональны. Однако для индивидуальной психологиинеприемлема мысль об их безнадежности. Она верит, что каждый может делатьнечто значимое и полезное, что ошибки есть всегда, но их можно исправить,что позволит ребенку нормально жить и развиваться. К сожалению, как правило, ситуация не разрешается конструктивно. Именнотогда, когда ребенок обременен школьными трудностями, мать занимает болеенеуступчивую и понукающую позицию. Непрекращающиеся выговоры, критика иупреки, которые являются неотъемлемой частью школьной жизни, продолжаются идома. Очень часто примерный избалованный домашний ребенок становится тяжелымучеником, потому что когда он теряет контакт с семьей, начинает проявлятьсяего скрытый комплекс неполноценности. Именно тогда потакающая мать можетстать объектом его ненависти, так как ему кажется, что она его обманывала.Все ее старое поведение и доброжелательность забыты из-за напряженностиновой ситуации. Часто ребенок, активный и агрессивный дома, оказывается тихим,спокойным и даже подавленным в школе. Иногда мать приходит в школу, жалуясь:"Целый день я хожу за ним по пятам! Его проделки бесконечны!" И слышит ответучителя, что ее сын весь день сидит тихо и почти не двигается. А иногда,наоборот, в ответ на описание матери ее "тихого и милого ребенка" учительвозмущается: "Он портит мне весь класс". Без труда можно понять, что происходит впоследнем случае: дома ребенок является центром внимания и поэтому он тих инепритязателен. В школе же, чтобы привлечь внимание, приходится драться иприбегать к разнообразным средствам подобного рода. Возьмем, к примеру, случай одной восьмилетней девочки, которую оченьлюбили ее друзья и которая была лидером всего класса. Ее отец пришел ктерапевту со словами: "Мы не можем больше выдерживать этого ребенка. Она --настоящий тиран с какими-то садистскими наклонностями!" Попытаемся понятьпричины этой ситуации. Девочка была первым ребенком в семье; ее родители --весьма слабые, мягкотелые люди (так как только слабые люди могут статьобъектом издевательства ребенка). Когда родился второй ребенок, эта девочкапочувствовала себя в опасности, и желая продолжать оставаться центромвнимания, начала вести войну. В школе она чувствовала свою ценность ипоэтому не имела никаких причин для борьбы. Некоторые дети испытывают трудности и подвергаются критике как в школе,так и дома. В результате ошибки усугубляются. В такой ситуации, когда уребенка везде нелады, необходимо искать причины проблем в прошлом, учитываяи наблюдая его поведение во всех сферах его жизни. Для понимания стиля жизниребенка и цели, к которой он стремится, важны все детали его жизненныхпроявлений. Случается, что безусловно хорошо адаптированный ребенок в столкновениис новой школьной ситуацией может показаться неадаптированным. Обычно этослучается, когда ребенок приходит в новый коллектив, настроенный противнего. Приведем пример. Ребенок из обычной, но весьма богатой и тщеславнойсемьи поступил в аристократическую школу. Так как его происхождение не былоаристократическим, товарищи были настроены против него. Таким образом,избалованный и достаточно благополучный ребенок внезапно оказался вовраждебной атмосфере. Подчас жестокость соучеников в подобного родаситуациях достигает такой степени, что приходится только удивляться, какребенок может ее выдерживать. В большинстве случаев дома ребенок стыдитсярассказать об этом. Он переносит свое ужасное испытание в молчании. Часто такие дети, подойдя к шестнадцати-восемнадцатилетнему возрасту --возрасту принятия решений и начала самостоятельной жизни -- останавливаются,так как им недостает смелости и надежды. Наряду с невозможностью справитьсяс социальными трудностями, у них возникают большие проблемы в любви и браке,ибо не обладают упорством и настойчивостью. Что же в таких случаях надлежит делать? Дети, о которых мы говорим,отделены или чувствуют себя отделенными от всего мира. Они готовы навредитьсебе ради того, чтобы навредить другим, и поэтому вполне способны насамоубийство. Среди них также есть такие, которые хотят просто исчезнуть, иони исчезают в психиатрических лечебницах. В конце концов, они утрачиваютпоследние социально необходимые способности: они не говорят обычнымспособом, не сближаются с людьми и противостоят всему миру. Такое состояниеназывается шизофренией, болезнью. Если мы хотим помочь кому-то из этихлюдей, необходимо найти способ возродить их смелость. Это очень серьезныеслучаи, но и здесь излечение возможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: