Мартынова Т.С

И.Н. ЧИСТЮХИН

ТЕОРИЯ ДРАМЫ:

АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» (квалификация (степень) «бакалавр»),

профильный модуль «Руководство любительским театром»

ОРЕЛ


УДК

ББК

Ч

Рецензенты:

Бобылев Б.Г.

Доктор педагогических наук, профессор

Заведующий кафедрой русского языка и педагогики

Орловского Госуниверситета-УНПК

Титов А.Ю.

кандидат педагогических наук,

профессор кафедры режиссуры и мастерства актера ОГИИК

Легкобит П.И.

Заслуженный артист РФ,

Орловский государственный академический театр им. И.С. Тургенева

профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений ОГИИК

Председатель правления Орловского отделения СТД России

Мартынова Т.С.

кандидат искусствоведения

заместитель директора Государственной телерадиокомпании «Орел»

Чистюхин И.Н. Теория драмы: анализ драматического произведения. Учебное пособие. – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. – 126 с.

Цель пособия – научить грамотно анализировать драматическое произведение как в целом, так и отдельные его стороны: тематику, проблематику, идейный мир, художественную речь, сюжет, композицию и др. Пособие содержит основы методологии и систему методических приемов работы с произведением, конкретные примеры анализа. Автором представлена система анализа, способная помочь студенту проанализировать драматическое произведение, понять его внутреннее содержание и формальное построение


Содержание:

Предисловие. 4

Введение. 7

§ 1. Анализ и интерпретация. 7

§ 2. Драматическое и сценическое. 8

§ 3. Общие элементы драмы.. 12

КОНСТРУКЦИЯ ДРАМЫ... 16

§ 1. Внутренняя конструкция. 16

§ 2. Внешняя конструкция. 19

СИСТЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 20

§ 1. Краткая ретроспектива. 20

§ 2. Основания и принципы драматического анализа. 25

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. 27

§ 1. Определение понятий «тема» и «идея». 27

§ 2. Место идейно-тематического анализа в системе анализов драматического произведения. 30

§ 3. Взаимоотношение и взаимосвязь художественно-образной системы и понятий «тема» и «идея». 31

§ 4. Взаимоотношение темы и идеи («исходных» и «ведущих» предлагаемых обстоятельств) в организации действия и композиции. 32

АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЯ в ПЬЕСЕ.. 35

§ 1. О разнице «метода действенного анализа пьесы и роли» и «анализа действия пьесы». 35

§ 2. Основные этапы в анализе действия пьесы. 39

ФОРМАЛЬНО–КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. 48

I. ФОРМА. 48

§ 1. О форме и содержании. 48

§ 2. Анализ формы. 50

§ 3. Формы театральные. 51

§ 4. Форма изложения материала. 54

§ 5. Анализ формального построения. 58

§ 6. Элементы формального анализа пьесы. 61

II. КОМПОЗИЦИЯ. 70

§ 1. Понятие драматургической композиции. 70

§ 2. Структура композиции. 73

§ 3. Части композиции. 74

§ 4. Законы композиции. 78

§ 5. Виды драматических композиций. 78

§ 6. Диспозиция и композиция. 81

ТЕКСТОВОЙ АНАЛИЗ. 84

§ 1. Функции драматургического текста. 84

§ 2. Язык персонажей. 85

§ 3. Дискурс. 88

§ 4. Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полилог, реплика. 89

§ 5. Функции и назначение ремарок. Виды ремарок. 93

§ 6. Текст в тексте. 95

§ 7. Подтекст. 97

§ 8. Контекст. 98

§ 9. Нарративные инстанции. 100

§ 10. Ориентация изложения. 102

§ 11. Кумулятивная функция языка. 106

§ 12. «Ситуация высказывания». 108

§ 13. Анализ текста. 110

АКТАНТНАЯ МОДЕЛЬ.. 112

§ 1. История создания. 113

§ 2. Характеристика элементов модели. 115

§ 3. Персонаж как актант: состав персонажа, система существования персонажа. 119

§ 4. Место актантной модели в системе анализов драматического произведения. 122

§ 5. Особенности и затруднения в практическом применении актантной модели. 123

СХЕМА АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.. 124

Дополнительная литература. 126



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: