2. Определение основных событий:
a) исходное, основное, центральное, финальное, главное;
b) конфликтные факты.
3. Построение событийного ряда ( отделение событий от фактов ).
Поиск сверхзадачи.
Определение сквозного действия.
Рекомендуемая литература:
1. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. - Л.: ЛГИТМИК, 1988.
2. Владимиров С. Действие в драме. – СПб.: Государственная академия театрального искусства, 2007.
3. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982.
4. Паламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. - М.: Просвещение, 1982.
* * *
ФОРМАЛЬНО–КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Формально-композиционный анализ является одним из важных этапов в разборе драматического произведения. Он является разбором внешнего строения пьесы и принципов этого построения. Но дело в том, что до сегодняшнего дня подобного анализа как такового не существовало в теории драмы, между тем в его необходимости не приходится сомневаться. Теория музыки, например, имеет такой предмет, как «Анализ музыкальной формы», и соответствующий учебник – «Строение музыкальных произведений». Анализ музыкальной формы является неотъемлемой частью любого исследования в музыке, а теория драмы лишена такой возможности. Мы посчитали необходимым иметь подобный анализ в теории драмы. В данной главе предлагается авторская концепция формально-композиционного исследования драматического произведения. Его название составляют два понятия, на которых строится анализ внешнего строения пьесы: «форма» и «композиция». По существу же формально-композиционный анализ изучает:
|
|
1. Форму изложения.
2. Формальное построение (деление на акты, действия, явления).
3. Композицию событий.
В изложении данной темы мы постараемся осветить не только этапы применения анализа в работе над пьесой, но и принципы его организации. Кроме того, постараемся, насколько это возможно, рассмотреть некоторые элементы анализа на примере пьес отечественного и зарубежного репертуара. Начнем мы с формы изложения материала не только в драме, но и в литературе, т.е. с попытки описать и передать некое действие, затем рассмотрим вопросы композиции и, наконец, перейдем к самому методу формально-композиционного анализа.