Разное»

Под этим пунктом может быть анализ различных элементов действия или факторов его обусловливающих. Например, Паламишев сообщает, что в пьесе Пушкина «Борис Годунов» слово «народ» и «народное» употребляется около 60 (!) раз, косвенное употребление этого же понятия (в смысле «толпа», «чернь» и т.д.) – более 100. Конечно же, это наблюдение позволяет сделать определенные выводы об идейно-тематическом содержании и глубинном смысле, заложенном в этой пьесе. В «Дон Карлосе» Лопе де Веги, например, 5471 стихотворная строка (полное представление данной пьесы займет 7–8 часов), а в «Гамлете» – 3175.

Под пунктом «разное» в формально-композиционном анализе, мы повторяем, можно анализировать различные элементы – это простор для фантазии. Тем более что этот анализ не ограничивается рассмотрением вышеперечисленных компонентов. Их количество может свободно варьироваться в зависимости от необходимости и практической реализации от пьесы к пьесе. Наша задача – дать лишь направление в исследовании формы и композиции. Мы также стремимся подчеркнуть, что это исследование – весьма важный этап в разборе пьесы, им нельзя пренебрегать, так как автор, пытаясь придать стройность своему изложению материала, искал наиболее выразительную форму и тщательно над ней работал. Конечно же, мы не призываем к различным формальным «измам», тем более что свести спектакль к простому диалогу никогда не поздно, но всякое исследование в данной области только обогащает спектакль, его форму и другие компоненты, выражающие смысл. Как правило, все непонятое есть просто невыраженное.

В заключение нам бы хотелось отметить необходимость и важность соотнесения исследуемых элементов формы и композиции:

- со всем творчеством автора (создание авторского контекста);

- с эпохой в искусстве, когда была написана пьеса, и творчеством современников-драматургов;

- с мировой историей развития драмы хотя бы в краткой форме.

Все это поможет рассмотреть пьесу с совершенно новых, неожиданных позиций, выведет ее из оков «сиюминутности» и даст возможность почувствовать ее как этап в общем развитии драмы, искусства, а значит, и духовной жизни человека.

II. КОМПОЗИЦИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: