Законодательство РФ о рекламе

Законодательство РФ о рекламе состоит из настоящего ФЗ. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим ФЗ иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Спор относительно элементов системы рекламного законодательства существовал еще в период действия предыдущего закона о рекламе. 4 марта 1997 года было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ N 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 3 ФЗ от 18 июля 1995 года "О рекламе", которое применимо и к комментируемому закону. В соответствии с Постановлением главная судебная инстанция пришла к выводу о том, что:

1. Закон "О рекламе" регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг РФ, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

2. Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав.

3. Все эти отношения по своей природе являются гражданско-правовыми и должны регулироваться гражданским законодательством.

4. Конституция РФ относит гражданское законодательство к ведению РФ (ст. 71, п. "о").

5. По предметам ведения РФ принимаются ФКЗы и федеральные законы.

6. Из всего изложенного следует, что законодательство о рекламе, регулирующее гражданско-правовые отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении РФ и ее субъектов, ни в ведении субъектов РФ, и они не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в этой сфере.

7. Правовое регулирование рекламной деятельности относится к компетенции исключительно федерального законодателя в той части, в какой это регулирование связано с установлением правовых основ единого рынка.

Таким образом, рекламное законодательство состоит из:

Федеральных законов ("О рекламе" от 9 февраля 2007 года N 18-ФЗ, норм, содержащихся в КоАП РФ, ГК РФ, ФЗ "Об авторском и смежных правах", "О средствах массовой информации", "О защите прав потребителей", "О техническом регулировании", "Об оружии", "О лекарственных средствах" и иные).

Нормативных правовых актов Президента РФ (указы, например, Указ Президента РФ 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения").

Нормативных правовых актов Президента РФ (постановления).

Однако существует огромное количество и региональных нормативных актов, затрагивающих рекламные отношения. Так Постановлением областного правительства Санкт-Петербурга утверждены правила размещения, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на земельных участках и объектах недвижимости, составляющих собственность ленинградской области.

Необходимо учитывать тот факт, что в рекламном законодательстве присутствуют нормы, регулируемые и совместно субъектами с федерацией (авторское право, административное, финансовое). В соответствии с особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина не могут быть отнесены к правовым основам единого рынка, например, следующие предписания настоящего Закона: не допускается прерывать рекламой образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут; при справочном телефонном обслуживании реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом; реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения - и ряд других положений.

Кроме того, исходя их норм Конституции (статей 130, 132 и 133), органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: