Для студентов 5 курса медико-профилактического факультета
«Гигиеническая оценка адекватности фактического питания»
№ п/п | Показатели | Ед. измерения | Рекомендовано по физиологическим нормам | Фактически (из меню-раскладки) | Отклонение | ||
недостаток | избыток | ||||||
1. | Энергетическая ценность | ккал | |||||
2. | Белки, из них животные | г (г,%) | |||||
3. | Жиры, из них растительные | г (г,%) | |||||
4. | Углеводы | г | |||||
5. | Минеральные вещества: Са Р Мg Fe Zn J2 Sе | мг | |||||
6. | Витамины: Е С В1 В2 В6 РР А Д В12 Фолат | мг -//- -//- -//- -//- -//- -//- -//- мкг -//- | |||||
7. | Калорийность за счет: белков жиров углеводов | % | |||||
8. | Соотношение Б:Ж:У (по массе) | г | 1:1,2:4,6 | ||||
9. | Соотношение Са:Р; Са: Мg | мг | 1:1,5 1:0,5 | ||||
Калорийность: завтрак обед полдник ужин | % | 4-х раз. | 3-х раз. 40-45 ─ 25-30 | ||||
Протокол занятия
|
|
Для студентов 2, 3 курса всех факультетов
«Гигиеническая оценка адекватности фактического питания»
№ п/п | Показатели | Ед. измерения | Рекомендовано по физиологическим нормам | Фактически (из меню-раскладки) | Отклонение | ||
недостаток | избыток | ||||||
1. | Энергетическая ценность | ккал | |||||
2. | Белки, из них животные | г (г,%) | |||||
3. | Жиры, из них растительные | г (г,%) | |||||
4. | Углеводы | г | |||||
5. | Минеральные вещества: Са Р Мg | мг | |||||
6. | Витамины: С В1 А Д | мг | |||||
7. | Калорийность за счет: белков жиров углеводов | % | |||||
8. | Соотношение Б:Ж:У (по массе) | г | 1:1,2:4,6 | ||||
9. | Соотношение Са:Р; Са: Мg | мг | 1:1,5 1:0,5 | ||||
Калорийность: завтрак обед полдник ужин | % | 4-х раз. | 3-х раз. 40-45 ─ 25-30 | ||||
Заключение:
В заключении необходимо указать:
Ä соответствие энергической ценности и нутриентного состава пищевого рациона величинам физиологических потребностей организма в энергии и отдельных питательных веществах;
Ä сбалансированность суточного рациона по макро- и микронутриентам (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины);
Ä разнообразие потребляемых продуктов в рационе;
Ä соблюдение режима питания (кратность приемов пищи, интервалы между ними, распределение суточной калорийности по приемам, последний прием пищи перед сном);
Ä является ли питание студента адекватным и сбалансированным;
|
|
Ä дать конкретные предложения по оптимизации питания и коррекции режима питания.
Особое внимание обратить на использование продуктов – источников животных белков, витаминов и минеральных веществ, обогащенных пищевых продуктов.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Ванханен В.Д., Лебедева Е.А. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. – М.: Медицина, 1987. 256с.
2. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека: Учебник. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.
3. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). Под ред. проф. А.Н. Мартинчика. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576 с.
4. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: Учеб. для иностр. студентов / Е.И. Гончарук и др. – 2-е изд. перераб и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652с.
5. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. 528 с.
6. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека /Под ред. Ю.П. Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. 423 с.
7. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. – М.: Медицина, 1985. – 432 с.
Дополнительная
1. Методические рекомендации по оценке состояния питания детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях / МЗ РБ; сост. Х.Х. Лавинский, Н.Л. Бацукова, И.И. Кедрова. Мн., 1997. 43 с.
2. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР / Институт питания АМН СССР. – М., 1991. – 24с.
3. Химический состав пищевых продуктов. Кн. 2: Справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов /Под ред. проф. И.М. Скурихина и проф. М.Н. Волгарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Агропромиздат, 1987. – 360 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Мотивационная характеристика темы. Цели и задачи занятия.........................
Учебный материал...............................................................................................
Задания для самостоятельной работы................................................................
Литература...........................................................................................................
Приложения.........................................................................................................
Учебное издание
Замбржицкий Олег Николаевич
Бацукова Наталья Леонидовна
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ.
ОЦЕНКА АДЕКВАТОСТИ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ