Текущее состояние рынка

Несмотря на кризис, российский рынок чая, который является вторым в мире после японского в стоимостных показателях, по-прежнему предлагает неплохие бизнес-возможности иностранным инвесторам. В России один из самых высоких уровней потребления упакованного чая на душу населения: в 2010 году этот показатель составил 1,4 килограмма, при этом самый высокий показатель у Турции– 3 килограмма. Давние традиции потребления чая в России способны обеспечить рост рынка в средне- и долгосрочной перспективе. Поскольку рынок горячих напитков практически насыщен, согласно мнению экспертов Euromonitor International, его ежегодный рост в натуральном выражении не будет превышать2-5%. Однако цена чая на мировом рынке может значительно меняться, тем самым увеличивая в течение года розничную стоимость продукта – и, соответственно,показатели рынка в денежном выражении – на 25% и более. Колебания мировых цен на чай зависят от ситуации в странах – поставщиках сырья. Согласно прогнозамEuromonitor International, при сдержанном росте чайного рынка в натуральном выражении и ежегодном росте розничных цен около 10%, продажи упакованного чая увеличатся на $ 3 млрд в период с 2010-го по 2015 год – при фиксированном курсе обмена по состоянию на 2010 год. Похожая ситуация наблюдалась по данным исследований, проведенных Euromonitor International за последние 5 лет, когда при минимальных изменениях рынка в натуральном выражении, он вырос на $ 2,5млрд – в стоимостном.

Российский рынок горячих напитков почти не пострадал от экономического спада.Более того, по данным исследований Euromonitor International, в 2010 году продажи выросли почти на 10% в стоимостном выражении – один из наиболее впечатляющих показателей роста среди продовольственных рынков. В целом горячие напитки дешевле фруктовых/овощных соков, сладких газированных и других безалкогольных напитков. Поэтому российские потребители чаще предпочитают покупать чай или кофе чем другие напитки для утоления жажды.

В натуральном выражении продажи горячих напитков демонстрируют спад темпов роста на протяжении последних пяти лет. Рынок близок к насыщению; таким образом, в категории ожидаются скорее внутренние структурные изменения, чем значительный рост продаж в целом в натуральном выражении.

Хотя на продовольственном рынке в целом покупательские предпочтения сместились в сторону низких ценовых брендов, потребители сохранили лояльность к определенным брендам горячих напитков. Россияне стали покупать меньше премиальных, экзотических и дорогих товаров, однако наиболее популярные средние ценовые бренды сохранили своих приверженцев. Наблюдались некоторые изменения внутри категорий – потребители старались выбирать более дешевые версии тех же брендов. Согласно данным последнего исследования Euromonitor International,тройка лидеров на российском рынке чая в 2010 году включала такие бренды, как«Принцесса Гита» (ООО «Орими Трейд»), Ahmad Tea (Ahmad Tea London Ltd.) иLipton (Unilever Group) – чай этих марок покупатели приобретали чаще всего.

По мере роста ценовой чувствительности потребители стараются находить розничные точки, предлагающие более привлекательные цены. В свете этого нового тренда российской розницы дискаунтеры стали более популярным местом покупки горячих напитков. С другой стороны, несмотря на значительно более высокие цены сбытовых on-trade каналов, объемы продаж в этом сегменте продолжили быстрый рост, что связано с недостаточной развитостью и насыщенностью этого сегмента на российском рынке.
Продажи через on-trade и off-trade каналы в 2010 году демонстрировали одинаковые темпы роста в натуральном выражении – 2-3%. Несмотря на общий спад темпов роста продаж через on-trade канал в 2009 году, продажи чая по-прежнему демонстрировали сравнительно хорошие результаты в 2010-м. Более того, on-tradeканал дает потребителям возможность попробовать экзотические или более дорогие сорта чая. По сравнению с предыдущим десятилетием – с 1999-го по 2009 год –темпы роста продаж чая через on-trade канал в 2009 году серьезно снизились. В основном это было обусловлено финансовыми затруднениями и снижением покупательной способности населения. Несмотря на это в 2009 году оn-tradeпродажи чая показали неплохой результат, вопреки общему спаду темпов роста продаж всех категорий напитков через on-trade канал. Для сравнения: в сегменте безалкогольных напитков в целом наблюдался спад в 15% в натуральном выражении.

Согласно прогнозам Euromonitor International, основные экономические и финансовые сложности, вызванные кризисом – включая снижение покупательной способности, – завершатся в 2010 году, и по мере восстановления экономических показателей будет стабилизироваться и рынок чая.

Рост рынка в натуральных показателях продолжится, хотя и меньшими темпами,чем до кризиса. Причиной тому будет близость этого хорошо развитого рынка к насыщению; тем не менее, ожидаются некоторые изменения внутри категории,появление новых производственных и упаковочных технологий, а также брендов.

Наибольший всплеск продаж обычно происходит в ноябре и декабре –соответственно на 11% и 19% от средних продаж в натуральном выражении.Максимальная амплитуда объемов продаж в разные месяцы года находится в пределах30%, что определяет чай как один из продовольственных товаров, для которых характерны стабильные продажи в течение всего года без ярких всплесков. Доли основных сегментов рынка – черный, зеленый и фруктовый чаи – остаются неизменными в течение года.

Ситуация на рынке чая в разрезе ценовых сегментов характеризуется снижением доли продаж в «экономичном» сегменте.

Средний ценовой сегмент в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом – его доля составила 74% рынка в натуральном выражении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: