Во имя Аллаха Всемилостивейшего

Милосердного!

﴿الْحَمْدُ لِلّهِ الَّذِي خَلَقَ السَّماوَاتِ وَالأَرْضَ وَجَعَلَ الظُّلُمَاتِ وَالنُّورَ﴾ وَ الصَّلاَة ُوَ السَّلاَمُ عَلَى رَسُولِهِ أَشْرَفِ الْمَخْلُوقَاتِ وَ عَلَى أَهْلِ بَيْتِهِ الطَّاهِرِينَ وَ عَلَى أَصْحَابِهِ الَّذِينَ بَقَوْا إِلَى آخِرِ حَيَاتِهِمْ عَلَى عَهْدِهِمْ مَعَ اللهِ وَ رَسُولِهِ

Xвaлa - Aллaxy, Кoтopый coтвopил нeбeca и зeмлю, ycтpoил мpaк и cвeт! [1]. Мир и благословение Его Посланнику% - наилучшему из творений, его благочестивой семье7 и сподвижникам(, оставшимся до конца своей жизни преданными завету Аллаха и Его Посланника%!

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:

﴿لَقَدْ جَآءَكَ الْحَقُّ مِن رَبّـِكَ فَلاَ تَكُونَنَّ مِنَ الْمُمْتَرِينَ﴾

«…Ведь явилась тебе истина от Господа твоего, так не будь же из сомневающихся» [2].

﴿وَ قُلْ جَاءَ الْحَقُّ وَ زَهَقَ الْبَاطِلُ إِنَّ الْبَاطِلَ كَانَ زَهُوقًا﴾

«И скажи: “Явилась истина, и сгинула ложь. Воистину, ложь [обречена] на погибель”» [3].

﴿وَ مَنْ يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الْهُدَى وَ يَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ الْمُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَ نُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَ سَاءَتْ مَصِيرًا﴾

«А если кто-нибудь выступает против Посланника пocлe тoгo, кaк cтaл eмy яceн пpямoй пyть, и oн cлeдyeт нe пo пyти вepyющиx, Mы oбpaтим eгo к тoмy, к чeмy oн caм oбpaтилcя, и cпaлим eгo в гeeннe. Cквepнo этo пpиcтaнищe!» [4]

В нынешнюю эпоху лучезарный Ислам, лучший из всех известных в истории путеводителей по жизни, протягивает свою руку помощи, желая спасти человека, тонущего и захлебывающегося в собственных пороках, и исцелить, если на то будет милость Аллаха, от недуга греховности и разврата.

﴿إِنَّ الدّ‌ِينَ عِنْدَ اللّهِ الإِسْلاَمُ وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ اُوتُواْ الْكِتَابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَآءَهُمُ الْعِلْمُ بَغْيَاً بَيْنَهُمْ وَمَن يَكْفُرْ بِاَيَاتِ اللّهِ فإِنَّ اللّهَ سَرِيعُ الحِسَابِ﴾

«Воистину, религия пред Аллахом – Ислам. И как только явилось Знание [истинное] тем, кому даровано было Писание, разошлись они [в вопросах Веры], одолеваемые неприязнью взаимной. А кто не уверовал в знамения Аллаха, [пусть помнит], что, воистину, скор Аллах на расплату». [5]

Но с другой стороны, разрозненность и отсутствие единства среди мусульман, а также неустанные усилия неверующих погасить свет Аллаха, стали причиной тому, что ежедневно гибнут десятки мусульман в Палестине и в других странах, и никто не может воспрепятствовать этому.

﴿يُرِيدُونَ لِيُطْفِؤُا نُورَ اللهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَ اللهُ مُتِمُّ نُورِهِ وَ لَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ﴾

«Oни xoтят зaтyшить cвeт Aллaxa cвoими ycтaми, a Aллax зaвepшaет Cвoй cвeт, как бы это ни было ненавистно неверным» [6].

Но все усилия неверных бесполезны, так как Аллах обещал, что счастливое будущее принадлежит только верующим.

﴿وَعَدَ اللهُ الَّذِينَ آمَنوُا مِنْكُمْ وَ عَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَيَسْتَخْلِفَنَّهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَا اسْتَخْلَفَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ﴾

«Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал преемниками тех, кто был до них…» [7].

﴿... اسْتَعِينُوا بِاللّهِ وَاصْبِرُوا إِنَّ الاَرْضَ لِلّهِ يُورِثُهَا مَنْ يَشَآءُ مِنْ عِبَادِهِ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ﴾

«…Просúте помощи у Аллаха и терпите. Воистину, принадлежит [Всевышнему] Богу земля, дарует Он ее в наследие тому из рабов Своих, кому пожелает, а будущее принадлежит богобоязненным» [8].

﴿هُوَ الَّذِي أَرْسَلَ رَسُولَهُ بِالْهُدَى وَدِينِ الْحَقِّ لِيُظْهِرَهُ عَلَى الدِّينِ كُلِّهِ وَلَوْ كَرِهَ الْمُشْرِكُونَ﴾

«Он – Тот, Кто послал Посланника Своего с наставлением и религией истины, дабы вознести ее выше всех религий, хоть и противятся многобожники» [9].

Смысл этого аята – полный триумф Ислама над всеми прочими вероучениями. В нем сообщается, что, в конечном счете, Ислам охватит всю землю и станет господствующей религией для всего человечества.

Поэтому, прежде всего мы нуждаемся в единстве, о котором нам дается явное указание в Коране:

﴿وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعاً وَلاَ تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنْتُمْ أَعْدَآءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَاَصْبَحْتُم بِنِعْمَتِهِ إِخْوَاناً وَكُنْتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُم مِّنْهَا كَذَلِكَ يُبَيّـِنُ اللَّهُ لَكُمْ ءَايَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ﴾

«Держитесь все вместе за вервь Аллаха и не разделяйтесь [на группировки] и помните о милости Аллаха к вам в то время, когда вы враждовали друг с другом. Он примирил ваши сердца, и вы стали братьями по Его милости. А меж тем вы были на краю пропасти огненной, и Он спас вас от нее. Так разъясняет Аллах вам Свои знамения - может быть, вы ступите на прямой путь» [10].

Всем необходимо сплотиться вокруг истины, и оставить предрассудки и предубеждения[11].

Да, Ислам – это истина, и мы гордимся, что верим в Аллаха, Его Посланника% и Его религию, но это не означает, что нужно быть спокойным и сидеть, сложа руки. Священный Коран говорит:

﴿أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا ءَامَنَّا وَهُمْ لاَ يُفْتَنُونَ﴾

«Неужели люди полагают, что они будут оставлены в покое и не подвергнутся испытанию только за то, что они скажут: “Мы уверовали”»? [12]

Исламская община подвергается испытанию со стороны Аллаха. Основались различные течения и секты внутри Ислама, каждая из которых претендует на то, что она является истиной и несет в себе настоящий Ислам. Так как истина не является относительным понятием, поэтому она одна и не может быть в нескольких течениях. Лишь одно понимание Ислама истина, все остальное лишь ложь и отклонение от нее. По мнению всех исламских течений, Посланник Аллаха % сказал:

قَالَ رَسُولُ اللهِ (ص) إِفْتَرَقَتِ الْيَهُودُ عَلَى إِحْدَى وَ سَبْعِينَ فِرْقَةً وَ النَّصَارَى عَلَى ثِنْتَيْنِ وَ سَبْعِينَ فِرْقَةً وَ تَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلاَثَ وَ سَبْعِينَ فِرْقَةً كُلُّهَا فِي النَّارِ إِلاَّ وَاحِدَة

«Сыны Израиля разделились на семьдесят одну общину, христиане разделились на семьдесят две общины, и моя умма разделится на семьдесят три общины, все они в аду, кроме одной» [13].

Ежедневно, мусульмане при совершении ритуальной молитвы десять и более раз произносят:

﴿اهْدِنَا الصِّرَاطَ المُسْتَقِيمَ. صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلا الضَّآلِّينَ﴾

«Веди нас путем прямым! Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что вызвали Твой гнев и не заблудших» [14].

Эти священные аяты дают знать, что все нуждаются в прямом пути. Поиск истины и спасенной общины является всеобщим обязательством, в результате чего мусульмане, объединившись, смогут решить свои индивидуальные, социальные, политические, экономические и культурные проблемы. Никто не может утверждать, что он на верном пути и в спасенной общине, пока истина полностью на основании Священного Корана, достоверных преданий и других научных доказательств не прояснится для него. Найдем же путь спасения вместе!


Как найти спасенную общину и чем необходимо руководствоваться?

Так в чем же заключается истина? Как найти ее и решить все эти разногласия? Ответ можно найти в Коране и достоверной Сунне, которыми мусульмане должны руководствоваться во всех обстоятельствах, в особенности при разногласиях. Коран говорит:

﴿يَآ أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَاُولِي الأَمْرِ مِنْكُمْ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللَّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنْتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَومِ الاَخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً﴾

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику Его и обладателям власти среди вас. Ecли жe вы расходитесь по поводу чeго-нибyдь, тo вepнитe этo Aллaxy и Пocлaнникy, ecли вы вepyeтe в Aллaxa и в Пocлeдний дeнь. Этo - лyчшe и пpeкpacнee пo иcxoдy» [15].

﴿وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْراً أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْوَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً مُّبِينًا﴾

«He бывaeт ни для вepyющeгo, ни для вepyющeй, кoгдa peшил Aллax и Eгo Пocлaнник дeлo, выбopa в иx дeлe. A ктo нe cлyшaeтcя Aллaxa и Eгo Пocлaнникa, тoт впaл в явнoe зaблyждeниe» [16].

﴿وَ مَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَ مَانَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا فَاتَّقُوا اللهَ إِنَّ اللهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ﴾

«…Так берите же то, что принес вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам запретил, так бойтесь же Аллаха, поистине, Аллах суров в наказании» [17].

Значит при расхождении во мнениях, всем надо руководствоваться Кораном и изречениями Посланника Аллаха %.

Коран и Пророк% никогда не противоречат и всегда подтверждают друг друга:

﴿وَ مَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَى. إِنْ هُوَ إِلاَّ وَحْىٌ يُوحَى﴾

«И нe гoвopит oн пo пpиcтpacтию. Этo - тoлькo oткpoвeниe, кoтopoe ниспocылaeтcя» [18].

* * *


Определение спасенной общины Посланником Аллаха

Подобно тому как аяты Священного Корана объясняют друг друга, точно также и хадисы объясняют друг друга.

Пророк%, неустанно призывающий людей в течении 23 лет, не был безразличен к своей умме после себя, поэтому неоднократно упоминал о своем завещании, чтобы они не впали в заблуждение после него. Невозможно, чтобы Пророк%, зная о смуте и разногласиях, которые возникнут после него, покинул этот мир и оставил людей на произвол судьбы. В Коране говорится:

﴿لَقَدْ جَآءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنْفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَاعَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُم بِالْمُؤْمِنِينَ رَؤُوفٌ رَحِيمٌ﴾

«Несомненно, явился к вам Посланник из вашего же числа; горько ему, когда страдаете вы, жаждет он [наставить] вас [на истинный путь], сострадателен и милосерден он к верующим» [19].

Поэтому, он сам определил спасенную общину и указал мусульманам то, чем они должны руководствоваться после него.

Пророк Мухаммад% сказал:

إِنِّي تَارِكٌ فِيكُمُ الثَّقَلَيْنِ كِتَابَ اللهِ وَ عِتْرَتِي أَهْلَ بَيْتِي مَا إِنْ تَمَسَّكْتُمْ بِهِمَا لَنْ تَضِلُّوا بَعْدِي أَبَدًا وَ إِنَّهُمَا لَنْ يَفْتَرِقَا حَتَّى يَرِدَا عَلَيَّ الْحَوْضَ

«Я оставляю среди вас две ценные вещи: Книгу Аллаха и мое семейство – Ахл аль-бейт, если вы будете держаться их обоих, то никогда не впадете в заблуждение, они никогда не отделятся друг от друга, пока не примкнут ко мне около райского источника – [Каусар]» [20].

Этот хадис нам говорит:

1 - Что нужно следовать и держаться Корана и семейства Пророка7, не разделяя их друг от друга.

2 -Об ограничении спасения в Коране и семействе Пророка7.

3 -О непорочности семейства Пророка7, так как необходимость следования семейству7 означает то, что ими надо руководствоваться во всем и, что они не ошибаются, и Пророк%, который никогда не говорит по своей прихоти, не указал бы на это. Пророк% сопоставил свое семейство7 с Кораном, к которому: «He пpиxoдит лoжь ни cпepeди, ни cзaди – ниcпocлaниe Мyдpoгo, Дocтoxвaльнoгo» [21].

4 -Сопоставление Корана с семейством7 означает, что семейство Пророка7 является самым знающим и сведущим из людей, так как в Коране знания первых и последних.

5 -Коран и семейство Пророка7 являются связывающим звеном между Богом и людьми. Руководство Корана и семейства Пророка7 длится до Судного Дня, так как сказано: «пока не примкнут ко мне около райского источника - [Каусар]».

6 -Если следование семейству7 посчиталось истинным руководством, то оно должно быть непорочным, сведущим в шариате и они достойны руководить исламской уммой после Пророка%.

Разве есть более надежные путеводители, нежели Священный Коран и семейство Пророка7?!

* * *


О семействе Пророка в достоверной Сунне

Пророк Мухаммад% сказал:

قَالَ رَسُولُ اللهِ (ص): مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي فِي أُمَّتِي مَثَلُ سَفِينَةِ نُوحٍ مَنْ رَكِبَهَا نَجَى وَ مَنْ رَغِبَ عَنْهَا هَلَكَ

«Мое семейство среди моей общины подобно ковчегу Ноя, кто вступит на него, спасется, а кто отвернется от него – погибнет» [22].

Непорочные Имамы из семейства Пророка7 символизируют собой 'Ковчег Спасения'. Речь идет о том, что во времена больших перемен, происходящих в интеллектуальной, идеологической и социальной жизни исламского сообщества, единственным средством спасения является доктрина Ахл аль-бейт7.

Также Пророк Мухаммад% сказал:

النُّجُومُ أَمَانٌ لِأَهْلِ الْأَرْضِ مِنَ الْغَرْقِ وَ أَهْلُ بَيْتِي أَمَانٌ لِأُمَّتِي مِنَ الْإِخْتِلاَفِ، فَإِذَا خَالَفَتْهَا قَبِيلَةٌ مِنَ الْعَرَبِ اِخْتَلَفُوا فَصَارُوا حِزْبَ إِبْلِيس

«Звезды являются безопасностью для обитателей земли от потопа, и мое семейство для моей общины является защитой от раздоров. Если какое-то племя восстанет против них, подвергнувшись раздорам, они станут партией сатаны» [23].

إِنَّمَا مَثَلُ أَهْلِ بَيْتِي فِيكُمْ مَثَلُ بَابِ حِطَّةٍ فِي بَنِي إِسْرَائِيلَ، مَنْ دَخَلَهُ غُفِرَ لَهُ

«Воистину, пример моего семейства среди вас, подобен вратам прощения [24] у сынов Израилевых, кто войдет в них, будет прощен» [25].

إِجْعَلُوا أَهْلَ بَيْتِي مِنْكُمْ مَكَانَ الرَّأْسِ مِنَ الْجَسَدِ وَ مَكَانَ الْعَيْنَيْنِ مِنَ الرَّأْسِ، فَإِنَّ الْجَسَدَ لاَ يَهْتَدِي إِلاَّ بِالرَّأْسِ وَ لاَ يَهْتَدِي الرَّأْسُ إِلاَّ بِالْعَيْنَيْنِ

«Примите, мое семейство для себя как голову для тела и как глаза для головы, ибо тело руководствуется лишь головой, а голова руководствуется лишь глазами» [26].

إِنَّكُمْ سَتُبْتَلُونَ فِي أَهْلِ بَيْتِي مِنْ بَعْدِي

«После меня вы подвергнетесь испытанию в отношении к моему семейству - Ахл аль-бейт» [27].

Семейство Пророка7 знало о своей судьбе, но мужественно переносило все испытания, выполняя божественную миссию.

قَالَ رَسُولُ اللهِ %: قَبْلَ وَفَاتِهِ لِأَهْلِ بَيْتِهِ: أَمَّا إِنَّكُمْ مُسْتَضْعَفُونَ بَعْدِي

Посланник Аллаха % перед смертью, обращаясь к своему семейству7, сказал: «Знайте, что вы будете ослаблены после меня (т.е. вам не придадут значения и не воздадут должное)» [28].

В Священном Коране о них говорится:

﴿وَنُرِيدُ أَن نَّمُنَّ عَلَى الَّذِينَ اسْتُضْعِفُوا فِي الاَرْضِ وَنَجْعَلَهُمْ أَئِمَّةً وَنَجْعَلَهُمُ الْوَارِثِينَ﴾

«Mы жeлaeм oкaзaть милocть тeм, кoтopыe были ocлaблeны нa зeмлe, и cдeлaeм иx имaмaми и cдeлaeм нacлeдникaми» [29].

Также Пророк Мухаммад% говорил:

نَحْنُ أَهْلُ الْبَيْتِ لاَ يُقَاسُ بِنَا أَحَدٌ مِنَ النَّاسِ

«Мы – Ахл аль-бейт, не сравнится с нами никто из людей» [30].

خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لَأَهْلُ بَيْتِي مِنْ بَعْدِي

«Воистину, наилучшим среди вас после меня является мое семейство» [31].

لاَ يُؤْمِنُ عَبْدٌ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ نَفْسِهِ وَ يَكُونَ عِِتْرَتِي وَ أَهْلَ بَيْتِي أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ عِتْرَتِهِ وَ مِنْ أَهْلِهِ وَ يَكُونَ ذَاتِي أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ ذَاتِهِ

«Не уверует раб, пока я не стану для него более любимым, чем он сам, пока моя семья не станет для него более любимой, чем его семья и пока моя душа не станет для него более любимой, чем его» [32].

إِلْزَمُوا مَوَدَّتَنَا أَهْلَ الْبَيْتِ فَإِنَّهُ مَنْ لَقِيَ اللهَ عَزَّ وَ جَلَّ وَ هُوَ يَوَدُّنَا دَخَلَ الْجَنَّةَ بِشَفَاعَتِنَا وَ الَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لاَ يَنْفَعُ عَبْدًا عَمَلُهُ إِلاَّ بِمَعْرِفَةِ حَقِّنَا

«Вменяйте в обязанность любовь нашу – Ахл аль-бейт, воистину, кто встретит Достославного и Досточтимого Аллаха, любя нас, войдет в рай нашим заступничеством. Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, не дадут пользы рабу его деяния, разве что познает он наши права» [33].

وَ الَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ لاَ يَزُولُ قَدَمُ عَبْدٍ يَوْمَ الْقِيَامَةِ حَتَّى يَسْأَلَهُ اللهُ عَنْ حُبِّنَا أَهْلِ الْبَيْتِ فَقَالَ عُمَرُ: مَا آيَةُ حُبِّكُمْ مِنْ بَعْدِكَ؟ فَوَضَعَ يَدَهُ عَلَى رَأْسِ عَلِيٍّ فَقَالَ: حُبِّي مِنْ بَعْدِي حُبُّ هَذَا

«Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, [ни один] раб не сделает и шага в Судный день, пока Аллах не спросит его о любви к нам – Ахл аль-бейт». Умар спросил: «Что является признаком любви к вам после тебя?» Тогда [Пророк%] положил свою руку на голову Али4 и сказал: «Любовь ко мне после меня, - любовь к нему (т.е. к Али 4 )» [34].

Указанные выше хадисы ясно дают всем знать, что спасутся лишь те, кто будет руководствоваться Кораном и Ахл аль-бейт7.


О семействе Пророка в Священном Коране

Всем мусульманам необходимо следовать семье7, о которой неоднократно упоминается в Коране:

﴿إِنَّمَا يُرِيدُ اللهُ لِيُذْهِبَ عَنْكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَ يُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا﴾

1- «Воистину, пожелал Аллах удалить от вас – Ахл аль-бейт - скверну и очистить вас всецело» [35].

В предании говорится, что когда был ниспослан этот аят в доме Уммы Салямы), жены Пророка%, Посланник Аллаха % позвал Хасана, Хусейна, Фатиму и Али7, накрыл их своей накидкой и сказал:

أَللَّهُمَّ هَؤُلاَءِ أَهْلُ بَيْتِي فَأذْهَبْ عَنْهُمُ الرِّجْسَ وَ طَهِّرْهُمْ تَطْهِيرًا

«Боже! Они – мое семейство, так удали от них скверну и очисти их всецело» [36].

Умм Саляма) спросила: «Я тоже с ними, о, Посланник Аллаха?». Пророк Мухаммад% ответил: «Ты оставайся на своем месте, ты во благе» [37].

﴿قُلْ لاَ أَسْئَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا إِلاَّ الْمَوَدَّةَ فِي الْقُرْبَى﴾

2 -«Я не прошу у вас награды за это, кроме любви к ближним» [38].

В предании говорится: «Когда был ниспослан этот аят, Пророк% сказал, что здесь подразумеваются: “Али, Фатима и двое их сыновей”» [39].

﴿فَمَنْ حَآجَّكَ فِيهِ مِن بَعْدِ مَا جَآءَكَ مِنَ الْعِلْمِ فَقُلْ تَعَالَوْا نَدْعُ أَبْنَآءَنَا وَأَبْنَآءَكُمْ وَنِسَآءَنَا وَنِسَآءَكُمْ وَأَنْفُسَنَا وَأَنْفُسَكُمْ ثُمَّ نَبْتَهِلْ فَنَجْعَلْ لَعْنَتَ اللّهِ عَلَى الْكَاذِبِينَ﴾

3 -«Тем, кто станет препираться с тобой после того, как обрел ты [о Мухаммад] Знание [Божественное], скажи: «Призовем наших сынов и ваших сынов, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а потом воззовем и направим проклятие Аллаха на лжецов» [40]. Когда был ниспослан этот аят, Пророк% позвал к себе Али, Фатиму, Хасана и Хусейна7 и сказал: «О, Аллах, они есть мое семейство» [41].

В комментариях мусульманских богословов, в сборниках хадисов и в исторических источниках упоминается о том, что в 10 году хиджры Пророк% послал группу мусульман в Наджран, одну из областей Йемена, для распространения Ислама. В свою очередь христиане Наджрана направили своих священнослужителей в Медину.

После нескольких дискуссий христиане почувствовали слабость своих аргументов и, прибегая к различным отговоркам, стали уходить от конкретного разговора. В это время и был ниспослан данный аят.

Когда члены христианской миссии услышали предложение Мухаммада% обратиться совместно к Господу с просьбой наслать проклятие на лжецов, то в недоумении начали переглядываться и попросили сделать перерыв, чтобы посоветоваться друг с другом и обдумать его предложение. Отойдя в сторону, они стали обсуждать возникшую ситуацию. Священник, возглавлявший делегацию, сказал христианам, что это предложение можно принять в том случае: если Мухаммад придет на совместную молитву с большой группой своих сторонников и будет соблюдать все особенности церемонии, тогда у него не будет оснований беспокоиться и ожидать каких-то неприятностей; но если его будет сопровождать всего несколько человек, то они откажутся от совместной молитвы о ниспослании проклятия и будут искать какой-то компромисс.

В день выполнения обряда Пророк Ислама% появился в назначенном месте в сопровождении всего лишь двух мальчиков, мужчины и женщины. Это были Хасан и Хусейн6, Али ибн Аби Талиб6 и Фатима5, дочь Пророка%.

Увидев их, глава христианской делегации воскликнул: «О Боже! Если люди с такими лучезарными лицами попросят Господа сдвинуть горы, это произойдет немедленно. Если они проклянут вас, вы навсегда исчезнете с лица земли».

Поэтому христиане попросили Мухаммада% отменить проведение обряда совместного проклятия и заявили, что готовы пойти на компромисс. Они предложили каждый год предоставлять мусульманам две тысячи платьев, каждое из которых стоило около сорока дирхемов, и другие вещи.

Эта история описана во многих комментариях[42].

Под словами ‘...нас самих...’ подразумевается Али ибн Аби Талиб6, который считается воплощением духовной сущности Посланника Аллаха %.

Большинство мусульманских источников подтверждают, что именно молитвы Посланника Аллаха, Али ибн Аби Талиба, Фатимы Захры, Хасана и Хусейна7были услышаны Богом и удовлетворены. Все они служат достоверным документальным свидетельством славы и величия Ахл аль-бейт7. Более 60 выдающихся представителей суннитского направления Ислама утверждают, что данный аят говорит о величии святого Пророка% и его семейства-Ахл аль-бейт7.

Посредством этого выдающегося события Господь и Посланник Аллаха % показали нам, что эти святые люди были помощниками и сподвижниками Посланника Аллаха % в его священной миссии. Следуя за ним, они готовы были противостоять любым опасностям и продолжили начатое им дело.

﴿إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ ءَامَنُوا الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ﴾

4-«Воистину, вашим покровителем является лишь Аллах, а также Посланник Его и верующие, которые выстаивают молитву, и при поясном поклоне [во время молитвы] вносят закят» [43].

В связи с обстоятельствами ниспослания этого аята рассказывают, что однажды в мечеть Посланника Аллаха % зашел нищий и стал просить милостыню. Но никто не подал ему. Тогда Али ибн Аби Талиб6, совершающий в это время поясной поклон, указал на нищего пальцем и отдал ему свое кольцо. В честь этого подаяния и был ниспослан этот аят.

Это событие было описано десятью сподвижниками Пророка% и среди них Ибн ‘Аббас, ‘Аммар, Джабир ибн ‘Абдалла, Абу Зарр, Анас ибн Малик, Биляль и другие. Кроме того, обстоятельства ниспослания этого аята подтверждаются многими суннитскими богословами[44].

Почти все достоверные толкования Корана фиксируют это событие.

А теперь рассмотрим смысл этого аята:

Арабское слово /валий/ используется в этом аяте не в смысле 'друг' или 'помощник', поскольку понятия дружбы и помощи относятся ко всем мусульманам вообще, а не только к тем, кто подает милостыню при совершении молитвенных поклонов. Согласно мусульманским источникам, оно подразумевает здесь исключительно Али ибн Аби Талиба6, а использование глагола /аману/ 'уверовали' во множественном числе объясняется важностью лица, о котором идет речь. Аналогичный прием применяется в предыдущем аяте, посвященном взаимному проклятию, где говорится /анфусана ва анфусакум/ 'нас самих и вас самих'.

В то же время многие из мусульманских богословов и толкователей Корана считают, что слово /валий/ используется в настоящем аяте в значении 'покровитель', от /вилайя/ - 'покровительство, материальная и духовная ответственность и наставление'. Тем более, что этот покровитель упоминается здесь в одном ряду с Аллахом и Его Посланником%.

Таким образом, настоящий аят указывает на правопреемство и имамат Али ибн Аби Талиба6.

﴿إِنَّ الَّذِينَ ءَامَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ أُوْلَئِكَ هُمْ خَيْرُ الْبَرِيّـِةِ﴾

5- «Поистине, те, кто уверовали, и творили добрые деяния, они – наилучшие из творений» [45].

Ибн 'Асакир о ниспослании данного аята цитирует предание, которое передал Джабир ибн Абдуллах. Он говорит: «Мы были с Пророком% и его светлость, указав на Али4, сказал: “Клянусь тем, в Чьих руках моя душа! Воистину, он и его шииты (т.е. последователи), непременно будут спасены в Судный день”». В это время был ниспослан этот аят. Предания на эту тему можно найти в работах многих суннитских богословов, в том числе в «Манакиб» Хатиба Харизми, «Кифаят аль-хисам» Абу На’има Исфахани, в известном комментарии «Табари, а также в «Аль-Фусул аль-мухимма» Ибн Саббага Малики, «Фатх аль-кадир» Шаукани, «Йанаби’ аль-мавадда» Шейха Сулеймана Кундузи Ханафи, «Рух аль-ма’ани» Алуси и во многих других известных источниках[46].

﴿وَأَنذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ﴾

6- «И увещевай свою ближайшую родню» [47].

Через три года после начала посланнической миссии, Всевышний Аллах велел Своему Пророку Мухаммаду% объявить о своем предназначении. По этому поводу был ниспослан этот аят.

Пророк% собрал старейшин рода «Бани Хашим» и сказал: «Я принес вам наилучшее этого и Иного мира. Всевышний Аллах велел мне призвать вас к этому. Кто из вас поможет мне в распространении этой религии, тот будет моим братом, (а после меня) васый (преемник, наследник) и халифом среди вас». Пророк % трижды повторил это, и каждый раз никто не откликался на его призыв, кроме Али4. Тогда милостивый Пророк% сказал:

إِنَّ هَذَا أَخِي وَ وَصِيِّي وَ خَلِيفَتِي فِيكُمْ فَاسْمَعُوا لَهُ وَ أَطِيعُوا

«Поистине, он (т.е. Али4) является моим братом, преемником и халифом среди вас, так слушайтесь его и подчиняйтесь!» [48].

﴿وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْرِي نَفْسَهُ ابْتِغَاء مَرْضَاتِ اللّهِ وَاللّهُ رَؤُوفٌ بِالْعِبَادِ﴾

7- «Среди людей есть и такой, который приносит в жертву душу свою, желая заслужить благоволение Аллаха. А Аллах – Благоволящий к рабам» [49].

В своей известной книге «Шарх Нахдж аль-балага» (Разъяснение высказываний Имама Али4) суннитский богослов VII в.х. Ибн Абильхадид указывает, что все комментаторы едины во мнении о том, что этот аят был посвящен Али ибн Аби Талибу6 и был ниспослан, чтобы воздать ему должное после того как в ночь, вошедшую в историю как Ляйлят аль-мабит,[50] он добровольно занял место Пророка% в его постели. Эта история настолько широко известна, что отрицать ее истинность может только невежда или безумец.

Суть истории в том, что язычники Мекки решили выбрать по одному человеку от каждого племени и послать их всех вместе убить Пророка Мухаммада%, чтобы племя Бани Хашим не могло им отомстить за его кровь. Они полагали, что таким образом они станут свободными от призыва Пророка%. Однако Посланник Аллаха % вовремя узнал об этом преступном заговоре. Вот тогда-то Али ибн Аби Талиб6 и проявил готовность занять место Пророка% в его постели, чтобы тот мог избежать опасности и покинуть Мекку.

Как только Али4 лег в постель вместо Пророка%, Господь призвал двух Своих ангелов Гавриила и Михаила и спросил, кто из них готов отдать жизнь за другого. Но ни один из них не высказал согласия сделать это. Тогда Господь велел им посмотреть, как Али ибн Аби Талиб6 приготовился отдать свою душу за жизнь Посланника Аллаха %.

Одна из книг, датируемая третьим веком хиджры, озаглавленная «Тарих ат-Табари» (т. 2, стр. 373), содержит описание событий Лайлят аль-мабит – ночи, когда Али4 лег в постель Пророка% вместо него. Такое же описание имеется и в книге «Тарих аль-Я‘куби» (т. 2, стр. 39).

В передаче многих суннитских богословов говорится, что этот аят был ниспослан в честь Али ибн Аби Талиба6 в Лайлят аль-мабит, то есть в ночь, когда он занял место в постели Пророка%, а тот тем временем перебрался в Медину.

Далее приводятся названия некоторых суннитских источников, где убедительно доказывается, что этот аят был ниспослан в честь Али ибн Аби Талиба6:

Имам Ахмад ибн Ханбал в «Муснад»-е (т. 1, стр. 348), Газали в «Ихья улюм ад-дин» (т. 3, стр. 238); Фах Рази в «Тафсир аль-кабир» (т. 5, стр. 204); Сибт ибн Джузи Ханафи в «Тазкират аль-хавас»; Ибн Хишам в «Ас-сират ан-набавийя» (т. 2, стр. 291); Халяби в «Ас-сират аль-халябийя» (т. 2, стр. 29); Ибн Саббаг Малики в «Аль-фусул аль-мухимма» и в других источниках.

Имам Али4 совершил поступок, который заставил восхищаться все человечество, он заключил самую выгодную сделку и это сделка, в которой человек продает самое дорогое, что у него есть – его собственную душу - своему Создателю, Аллаху. Эта сделка совершается не ради райских садов и не во имя спасения от пламени ада, но просто для того, чтобы заслужить Его расположение, потому что в аяте сказано: «желая заслужить благоволение Аллаха».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: