Невербальные аспекты речи

Слова, которые произносят люди, часто бывают менее значимы, чем сама форма их преподнесения (Davitz, Davitz, 1989). Иностранцам, маленьким детям и даже животным можно передать голосом довольно много информации, даже если они не понимают значения самих слов. В школах актерского мастерства популярно следующее упражнение: студент говорит одно, подразумевая при этом нечто другое. Поразительно, насколько эффективно при этом можно передать истинный, невысказанный смысл. Информацию об эмоциональном состоянии и истинных намерениях говорящего содержат не только жесты и мимика, но и такие характеристики речи, как интенсивность, высота, тон и скорость.

Человек, говорящий громким голосом, вовсе не обязательно стремится к доминированию: возможно, он считает, что иначе его просто никто не будет слушать. Тихий голос может быть более угрожающим, поскольку он подразумевает с трудом контролируемый гнев (например, "крестный отец" делает кому-либо "предложение, от которого нельзя отказаться"). Если говорящему удалось убедить людей умолкнуть, чтобы те услышали его слова, то тем самым он уже до некоторой степени проявил социальную власть; таким образом, связь между тихим голосом (шепотом) и доминированием отчасти является двусторонней. И все же, оптимальный вариант, по словам Теодора Рузвельта,— это "говорить тихо, держа в руке большую дубинку". Если вы достигли реальной власти, вам не придется кричать, чтобы быть услышанным.

Неожиданное усиление интенсивности голоса — признак желания особо подчеркнуть какие-то слова. Некоторые армейские офицеры, обращаясь к солдатам, имеют привычку время от времени очень громко выкрикивать какое-либо слово или фразу (выбирая их почти на случайной основе), чтобы удержать внимание подчиненных и заставить их слушаться: "Всем СОБРАТЬСЯ в девять часов РОВНО, чтоб оружие было НАЧИЩЕНО и НАГОТОВЕ..."

Низкий тон голоса кажется сильным и мужественным из-за того, что ассоциируется с мужскими гормонами — основным источником социального доминирования. Возможно, именно по этой причине мужчины добиваются больших успехов, чем женщины, в роли гипнотизеров, проповедников, торговцев и рекламных работников, тогда как женщины, в свою очередь, более подвержены внушению со стороны представителей этих профессий. У высокого голоса то преимущество, что в нем меньше посторонних шумов, благодаря чему он лучше слышен. Кроме того, высокий голос часто звучит жалобно, и это пробуждает в других людях (особенно в мужчинах) героические инстинкты спасителя. В опере жертвы — обычно сопрано и теноры, а короли и злодеи — басы или баритоны. Хорошая слышимость высокого голоса может быть одной из причин, по которым сопрано и теноры удостаиваются большего почета.

Женские и высокие голоса имеют больший тональный диапазон, чем мужские и низкие. Этому различию соответствует тот факт, что "колоратурные" арии (со множеством мелизмов и технически сложных пассажей) чаще пишут для сопрано, чем для басов. С этим же связана тенденция говорить монотонным голосом (который специально вырабатывают многие американские политики и бизнесмены), чтобы казаться доминантной личностью. Впрочем, иногда монотонность свидетельствует не о доминировании, а о депрессии.

Чувство страха обычно выражается частыми повышениями и понижениями тона, изменением интенсивности голоса и восходящей интонацией в конце предложений. Звучный голос с придыханием воспринимается как эмоциональный и сексуальный (характерная особенность меццо-сопрано и "знойных женщин"), тогда как тонкий голос, относительно свободный от "шумов",— как более формальный и деловой. Быстро говорящие люди кажутся умными, хорошо информированными, уверенными в себе и энергичными. Но чересчур торопливая речь воспринимается как проявление нервозности и сверхкомпенсации, особенно если человек говорит высоким тоном и запинается. Нервный мужчина, пытающийся произвести впечатление на женщину, иногда сыплет словами без передышки. Женщина на свидании с мужчиной, которого она находит непривлекательным, может слишком много говорить, чтобы предотвратить его заигрывания.

Чтобы определить эмоцию человека по невербальным аспектам речи, следует учесть разнообразный комплекс признаков, многие из которых принимаются в расчет совершенно бессознательно. Талантливые актеры интуитивно понимают большинство этих принципов и активно пользуются ими. Правда, если актер применяет подобные приемы слишком примитивно, то зритель может воспринять его игру как чересчур "покровительственную". И все же активное знание этих общих правил не только удовлетворяет непосредственный интерес артиста-исполнителя, но и может помочь ему в создании специальных эффектов или в понимании механизма, посредством которого достигаются эти эффекты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: