Определение и мера здоровья

До сих пор мы пытались несколько подробнее рассмотреть человеческий организм под влиянием среды и на его трёх уров­нях функционирования. Этот подход по необходимости даёт не­сколько фрагментарную картину человека. На самом деле, человеческий организм - это полностью интегрированная сово­купность, всегда проявляющая врождённый разум в своих дей-



ствиях, направленных на поддержание гомеостаза, что сопро­вождается различной степенью успеха. Теперь мы попытаемся свести воедино этот фрагментарный образ и проиллюстрировать на примерах, как практический врач может использовать эти концепции для точной оценки состояния здоровья данного ин­дивида.

Как мы видели, внутри человеческого организма, который стремится поддерживать порядок, имеется иерархическая гра­дация функций и расстройств. Эта иерархия не ограничена лишь живыми существами, она характерна для структуры и функционирования самой вселенной. Например, внезапное нарушение законов притяжения и отталкивания электромаг­нитных полей вызвало бы в Космосе разрушения, которые не­возможно себе представить. Фундаментальное изменение активности Солнца, даже мгновенное, глубоко нарушило бы жизнь на Земле. Даже небольшие изменения температурного диапазона планеты резко меняют равновесие форм жизни. В меньшем масштабе на жизнь влияет сила гравитации Луны, как и влажность, ветер и местные климатические условия. Во всех этих явлениях можно различить иерархию функций и упра­вляющие их взаимодействием законы. Если даже слегка нару­шается какой-нибудь центральный процесс фундаментальной важности, то это влияет на всю систему значительно сильнее, чем при той же степени нарушении менее важного процесса. Как мы уже видели, такая иерархия очевидна и в человеческом организме, так что небольшая область повреждения головного мозга оказывает гораздо большее влияние на организм, чем такая же область повреждения на коже.

Идея иерархии — это, фактически, идея единства, из кото­рого было создано всё остальное. Все существа и все уровни связаны этой концепцией во всей вселенной, поэтому её можно считать универсальным законом.

Концепция иерархии приобретает колоссальное значение для практического врача после определения центра тяжести действия или расстройства в организме. С практической точки зрения, в нашу эпоху можно сказать, что каждый человек (рассматриваемый как единое целое) в любой момент своей жизни в некоторой степени болен. Тяжесть заболевания опре­деляется расстройством в целом, существующим в виде сим­птомов на всех трёх уровнях. Видимое расстройство на одном уровне, как бы ничтожно оно ни было, в большей или мень­шей степени одновременно поражает и другие уровни. Тем не



менее, когда большая часть симптомов относится к одному уровню, мы можем сказать, что центр тяжести расстройства в этот момент находится на этом уровне. Конечно, это очень ди­намичное состояние, но, как правило, после тщательного сбора анамнеза, охватывающего все три уровня индивида, кли­ницист может различить главный центр тяжести расстройства.

Возьмём, например, пациента, основными жалобами ко­торого в физическом теле являются бронхиальная астма и хро­нический запор. После тщательного сбора анамнеза на всех уровнях становится ясно, что он также весьма раздражителен, испытывает страх темноты, страх болезни и тревогу за своё бу­дущее. После дальнейших расспросов он признаёт, что в тече­ние некоторого времени у него была снижена способность к концентрации внимания. В этот момент, определяемый ин­тенсивностью главной жалобы, клиницист понимает, что центр тяжести симптомов находится на физическом уровне.

Практический врач назначает курс лечения (будь то алло­патическое лекарство, психотерапия или натуропатическое лечение), но при повторном визите пациента он обнаруживает, что астма и запор уменьшились до удовлетворительного уровня, в то время как симптомы раздражительности и тревоги усилились. Пациент жалуется на печаль, а его психическое со­стояние показывает дальнейшее снижение способности к кон­центрации внимания; его способность выполнять творческую работу для самого себя или для других в заметной степени уменьшилась. Ортодоксальный аллопатический доктор, сос­редоточенный, в силу своего обучения, на физическом уровне, будет, вероятно, удовлетворён результатами, поскольку астма и запор ослабли, а затем направит пациента к психиатру для решения «новых» психологических проблем. Однако практи­ческий врач, понимающий принцип целостности пациента, сразу увидит, что центр тяжести расстройства переместился с физического на эмоциональный уровень, тем самым, указывая на общее ухудшение здоровья, несмотря на тот факт, что пер­воначальные физические жалобы уменьшились на 90%.

Во время реального излечения последовательность будет, вероятно, прямо противоположной. Сначала физические сим­птомы могут остаться неизменными или, возможно, слегка усилятся, в то время как способность к концентрации повы­сится, а эмоциональные симптомы ослабнут. Это будет озна­чать, что центр тяжести постепенно опускается в иерархии, и в некоторой степени сосредоточивается на физическом уровне.



Мудрый клиницист просто ничего не будет делать в этот мо­мент, и в последующие визиты будет видно, как все симптомы, включая физические, постепенно исчезнут. Таким образом, по­нимание иерархии симптомов и наблюдение за смещением центра тяжести составляют весьма практичный метод оценки развития, основанный, к тому же, на реальной работе защит­ного механизма организма.

На протяжении всего изложения до настоящего момента мы упоминали два заслуживающих рассмотрения фактора: положе­ние симптомов в иерархии и их интенсивность. Например, у двух пациентов может быть спектр симптомов, идентичный спектру симптомов вышеописанного пациента, одинаковое по­ложение центра тяжести, но один может испытывать лишь лёг­кое расстройство здоровья, в то время как второй может быть сильно покалечен болезнью. Это обусловлено различием в ин­тенсивности симптомов. По этой причине нам нужен прибор для простого измерения, как общей степени здоровья человека, так и меры интенсивности отдельных симптомов. Такая мера вытекает из фундаментального определения здоровья.

На основании выше сказанного легко дать определение здоровью человека. Исчерпывающее определение должно соо­тветствовать человеку как целому, духовному существу. На протяжении всей своей жизни люди мало что делают помимо того, что освобождаются от рабства, которое в теле создаёт боль, в эмоциях создают страсти, а в духе создаёт эгоизм. По­нимающий миссию целителя клиницист должен пытаться на­править пациента к большей свободе от этих трёх ограничений.

Каждая боль, каждый дискомфорт, каждая слабость, воз­никающие в теле, неизбежно ограничивают любую, существо­вавшую до появления симптомов свободу. Следовательно, состояние болезни есть рабство тела. Однако почти каждый, хотя бы на краткое мгновение жизни испытывал полную сво­боду от функции тела, когда ни один орган не ограничен и нет болезненного ощущения существовании тела. Таким образом, состояние физического здоровья можно определить так: здо­ровье физического тела есть свобода от боли; достигнутое со­стояние хорошего самочувствия.

Пока человек безмятежен и спокоен на эмоциональном или психическом уровне, он может без ограничений зани­маться творческой работой, как для себя, так и для других. С того момента как появляется и овладевает человеком страсть, возникают тревога, гнев, мука, страх, фанатизм и т.д. Такая



страсть обычно порабощает эмоциональную часть человека, и это мешает свободному функционированию в других сферах. Это верно даже для идеалистических страстей, которые прибли­жаются по интенсивности к фанатизму, ибо любая чрезмерная страсть стремится поработить; любая страсть мешает человеку быть хозяином самого себя. Таким образом, мы можем опреде­лить состояние здоровья на эмоциональном уровне так: здоровье на эмоциональном уровне есть живое состояние свободы от стра­сти, имеющее своим результатом динамическую безмятежность. Относительно этого определения следует совершенно ясно ска­зать, что акцент делается на динамике. Это не просто состояние отсутствия чувства, возникающее вследствие интеллектуальной дисциплины, предназначенной для сдерживания эмоций; ско­рее, это состояние способности свободно чувствовать полный диапазон человеческих эмоций без периодического порабоще­ния ими.

Аналогичным образом, когда возникают эгоистические тенденции и стяжательские желания, человек испытывает со­стояние боли. Эгоистичный человек — это человек, который болен в самом глубоком слое бытия пропорционально интен­сивности своего эгоизма. Все мы знаем очень эгоистичных людей, которых легко задевают события, идущие вразрез с их желаниями. В той степени, в которой человеком управляют эгоистические амбиции и стяжательство, он приближается к состоянию психического заболевания, которое может кон­читься полной спутанностью сознания. Отсюда определение: здоровье на ментальном уровне есть свобода от эгоизма, до­стигнутое состояние полного единения человека с божествен­ным началом или истиной; состояние, в котором действия человека посвящены творческому служению.

Итак, суммируем определение общего здоровья человека следующим образом: здоровье есть свобода от боли в физиче­ском теле, достигнутое состояние хорошего самочувствия; сво­бода от страсти на эмоциональном уровне, имеющая своим результатом динамическое состояние безмятежности и покоя; и свобода от эгоизма в ментальной сфере, имеющая своим ре­зультатом полное единение с Истиной.

В этот момент естественно возникает вопрос: как мы из­меряем сравнительную степень здоровья данного человека? Какой параметр определяет, например, в лучшем ли состоянии здоровья находится человек с ревматоидным артритом, по сравнению с другим пациентом, страдающим депрессией?



Параметр, позволяющий осуществить такое измерение здоровья, есть творческая деятельность. Под творческой дея­тельностью я имею в виду все те действия и функции, которые приближают самого человека и других людей к их главной цели в жизни — непрерывному и безусловному счастью. Насколько человек ограничен в возможности заниматься творческой дея­тельностью, настолько он болен. Если пациент с ревматоид­ным артритом разрушен до такой степени, что его болезнь мешает ему быть творческой личностью больше, чем пациенту с депрессией, то пациент с ревматоидным артритом болен серьёзнее, чем пациент, находящийся в депрессии, хотя центр тяжести болезни у него находится на более низком иерархиче­ском уровне.

Помня идею творческой деятельности, можно всегда опре­делить степень здоровья или болезни человека в данный мо­мент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: