А если зависимость развивается, и пара продолжает скатываться по колесу против часовой стрелки? Зависимый супруг все сильнее опирается на партнера. Второй супруг, считающийся «более сильным», подсознательно также пытается прислониться к своей половине. Каждый ищет в другом подпорку. Подпирая друг друга, они образовали А-образную фигуру — это и есть созависимость. Оба находятся в опасности, так как утратили равновесие.
Независимые отношения
Стараясь избежать вращения против часовой стрелки, феминистское движение двинулось в обратном направлении, которое не менее рискованно.
• «Мы отдалились друг от друга».
• «Я — это я, он — это он, а где же мы?».
• «Мы совсем не понимаем друг друга. Каждый из нас живет в своем мире, и наши жизни почти не пересекаются».
По мере движения по часовой стрелке отстранение супругов растет, превращаясь в антагонизм и отчуждение. Вместо того чтобы добавлять в брак богатство ощущений и новые краски, различия между супругами начинают отделять их друг от друга. Обычно большая часть различий присутствует в браке с самого начала. Однако когда независимости придается первостепенное значение, эти различия становятся предлогами, отговорками, а порой и оружием для нападок друг на друга.
Наши пациенты, которым мы рассказываем о «колесе отношений», на этом месте обычно кивают: «Да, точно. У нас с женой именно так». Однако их приводит в изумление то, что происходит на нижней точке круга, которая дальше всего отстоит от здорового равновесия. И нездоровая зависимость, и нездоровая независимость в своем крайнем выражении становятся тяжелой формой созависимости — «злокачественной» созависимостью.
Наши бедные супруги, совсем отдалившись друг от друга, ведут во многом противоположный образ жизни, и все же они тесно связаны. Линии их жизни становятся переплетенными, извивающимися, хотя нигде не соприкасаются. Их отношения превращаются в антагонизм, они чувствуют, что попали в ловушку, и их охватывает сильный гнев.
Движение одновременно в обоих направлениях
Наша аналогия с колесом очень хорошо иллюстрирует одновременное действие независимости и созависимости. Рассмотрим случай классического трудоголика Тома Чамберса. Том работает агентом по продаже недвижимости — нелегкое занятие даже в наилучших обстоятельствах. Во времена расцвета своего трудоголизма он готов был показывать клиентам недвижимость в любое время дня и ночи. Если клиент хотел встретиться с ним за обедом, он немедленно приглашал его на обед в ресторан. Если у клиента было время утром, он приглашал его на завтрак. Том работал в будни, работал в выходные и откладывал деньги, чтобы купить второй «BMW».
В это время его жена Джудит, желая максимально облегчить его работу, взяла на себя абсолютно всю домашнюю работу и освободила его даже от занятий с детьми, что он должен был делать в любом случае. Она занималась всеми повседневными делами, относящимися к их машинам, дому и образу жизни.
Том и Джудит все больше зависели друг от друга. Том не мог отдавать всего себя работе, если жена не поддерживала все остальное в его жизни — от посещения химчистки до оплаты страховок и счетов. Джудит даже писала за него открытки его родителям, чтобы поблагодарить их за подарки ему же. В свою очередь, она полностью зависела от него в отношении финансов и социального престижа. Таким образом, их жизни полностью перепутались одна с другой.
Через некоторое время они стали в каком-то смысле и полностью не зависимыми друг от друга. Он не вмешивался в ее ведение хозяйства, а она ничего не знала о его работе. Хотя в каком-то отношении они впрямую зависели друг от друга, их каждодневная жизнь практически не пересекалась. По мере развития этой ситуации они становились все более отчужденными и эмоционально не доступными друг ддя друга. Джудит особенно гневалась на Тома за его пренебрежение и эмоциональную холодность, которые переросли в открытую враждебность, а враждебность и гнев породили ссоры и шумные выяснения отношений.
Такой одновременный спуск по обеим сторонам колеса очень характерен для супружеских пар, в которых один или оба супруга страдают от химической зависимости или навязчивого поведения.
Не все пары достигают нижней точки колеса. Если они в основном двигаются по часовой стрелке, они в конце концов покинут «колесо отношений» и уйдут каждый в свой мир, а их брак распадется. Но они могут задержаться где-нибудь в середине колеса и будут жить в постоянных страданиях и ожидании конца жизни. Какой трагический исход!
Преобладание независимости
Дедушка Элизабет Метрано был родом из Италии. Он вырос на бедной окраине одного из городов Нью-Джерси, но его происхождение и образование (он закончил 8 классов) не помешало ему стать мультимиллионером и поселиться в одном из престижных районов штата. Бет унаследовала его практический ум и предприимчивость. У нее двадцать девять теть и дядей и пятьдесят три двоюродных брата и сестры; их семейные сборища, которые организует ежегодно дядя Джо Тальони, — счастливые, хотя шумные и полные выяснения отношений события. Бет любит общение, шум и большие компании.
Кейлеб Иохансен в первый раз самостоятельно прокатился на лошади, когда ему еще не было двух лет. Он родился и вырос на ранчо в Монтане. Райское блаженство для него заключается в хорошей лошади, любимом седле и степи, простирающейся до далекого горизонта. Кейлеб искренне считает, что компания из трех человек слишком велика.
Бет и Кейлеб познакомились, когда учились в Южном методистском университете, и вскоре поженились. Друзья считали, что этот брак обречен: «Ковбой и итальянка из мафии не могут ужиться вместе». С честолюбием Бет и здравым смыслом Кейлеба наша пара будто была создана для финансового успеха. Они купили прекрасный дом в городке Хай-ленд-парк и загородный участок для отдыха близ водохранилища. Бет стала членом совета школы Хайленд-парка, Кейлеба избрали председателем большого клуба. Оба супруга принимали самое активное участие в жизни церкви: занимались с молодежью, устраивали пикники для детей. И при этом они стали друг для друга абсолютно чужими людьми.
Они не могли развестись из-за религиозных убеждений, но их жизнь превратилась в ежедневную битву самолюбий с резкими спорами. Им требовалась помощь. К счастью, они своевременно обратились к нам.
— Она считает, что отдых в седле — это пятьсот вопящих всадников, опрометью скачущих по пустыне.
— А он думает, что выспаться в воскресенье — значит вскочить в семь утра.
— Она тратит сотню долларов в месяц на болтовню с родней по телефону.
— По крайней мере я разговариваю. А он всегда молчит.
— Она думает только о себе.
— Он думает только о себе. Он завтракает, обедает и ужинает дома, а остальное время проводит неизвестно где. Я выхожу на работу в полвосьмого, а он уходит еще до того, как я встану. В единственный вечер, когда он дома, у меня заседание административного совета. Он ни одного раза за всю жизнь не загрузил стиральную машину и не вынул белье из сушилки.
— Моя сестра живет в Бозмане, у нее трое детей и хорошо оплачиваемая работа. Она умудряется работать дома, использует для связи факс, компьютер, модем. Вот это настоящая жена и мать. Бет пока не мать, но она жена, а там, где я вырос, жена занимается хозяйством. Так и в Писании сказано, в Притче 31.
Представьте себе, что вы — психолог-консультант, беседующий с Бет и Кейлебом. Прежде всего, консультант должен быть хорошим слушателем, настроенным на тончайшие нюансы чувств и значений слов. Вы ощущаете возбуждение и нетерпение этой пары. Они оба выглядят слегка усталыми. Оба хорошо одеты, но у Кейлеба более свободный и спортивный стиль одежды, а Бет — деловая женщина с головы до ног. Его протяжная сельская речь резко контрастирует с ее почти незаметным акцентом жительницы Нью-Джерси. С первого взгляда похоже, что их друзья были правы: эти два человека такие разные, они не смогут создать прочный союз.
Теперь сделаем следующее. Во-первых, проанализируем ситуацию Бет и Кейлеба, применяя свои знания о «сосудах любви» и «колесе отношений». Во-вторых, сравним их ситуацию с вашей. Может быть, вы не женаты или не замужем. Скорее всего, вы не умеете ездить на лошади. Но это не имеет значения. Бет и Кейлеб близкие и значимые друг для друга люди. Взвесьте свои отношения со своим значимым человеком, будь то родитель, супруг или друг. Контрасты так же важны, как и сходные черты; изучите их.
Какой совет вы дали бы Иохансенам? Кому из них нужно измениться — Бет, Кейлебу или обоим? Каким образом они должны измениться? Перед тем как продолжить чтение, проведите некоторое время, обдумывая, как они могли бы принести мир и спокойствие в свою семью.
В нашей клинике мы не любим предлагать готовые рецепты. Однако для пар с проблемами, сходными с проблемами Иохансенов, мы предлагаем серию шагов, помогающих решить эти проблемы. Если речь идет о зависимости — это одни шаги, если о независимости — другие.
РАБОТА С ДВИЖЕНИЕМ К НЕЗАВИСИМОСТИ
Если супруги собираются двигаться по часовой стрелке к опасной независимости друг от друга, мы советует им предпринять следующие четыре шага.
Во-первых, признать проблему, то есть сказать себе и супругу, что проблема существует. Даже в легких случаях может присутствовать некая степень отрицания. «Такое всегда происходит, если люди женаты так долго, как мы». «Мы не можем быть также влюблены, как раньше». «Мы выросли и не можем быть так же близки». «У нас все нормально».
Во-вторых, мы рекомендуем составить реестр времени. Где, когда и при каких обстоятельствах эта пара встретилась? Когда они проводят (или не проводят) время вместе? Лучше всего записать этот реестр на листке бумаге.
В-третьих (и этот шаг лучше всего не только зафиксировать на бумаге, но и выполнить в присутствии третьего лица, например, консультанта, пастора или надежного друга), пара должна составить новый договор друг с другом, обещать друг другу изменить отношения. Суть договора состоит в том, что они обязаны больше времени проводить вместе и создать как можно больше точек соприкосновения, чтобы таким образом уменьшить разделяющее их расстояние. Договор можно составить в произвольной форме; для всех пар он будет различным. Для того чтобы его выполнить, почти всегда приходится сократить расход энергии и сил в какой-то другой области.
В-четвертых, мы разрабатываем способ отчетности для каждой пары. Третий шаг бесполезен, если он будет забыт, как большинство других добрых намерений. На этом этапе третье лицо, присутствовавшее при заключении договора, может оказать огромную помощь. Если пара станет отчитываться перед ним, она, скорее всего, выполнит договор. Многие пары сами время от времени составляют новый реестр, чтобы проверить свои достижения и выявить недостатки.
РАБОТА С ДВИЖЕНИЕМ К ЗАВИСИМОСТИ
Супружеской паре, соскальзывающей к зависимости (против часовой стрелки), надо помочь повернуть в обратном направлении. Если они будут проводить вместе больше времени, это может усугубить их проблему и ослабить связь между ними.
Прежде всего, мы, как и в первом случае, советуем осознать наличие проблемы. Признать свою зависимость всегда нелегко и особенно неприятно, если она возникла в результате чего-то неизбежного, например, хронической болезни или инвалидности.
Второй шаг — составление реестра случаев нарушения границ. Границы нарушены, если один супруг принимает ненужную или излишнюю ответственность либо слишком цепляется за другого супруга. Приведем упрощенный пример: жене, страдающей церебральным параличом, нужна помощь мужа, чтобы надеть башмаки, и он помогает ей. Однако если она способна сама натянуть чулки и завязать шнурки, он не должен делать это за нее. Жена, которая по четыре-пять раз в день звонит мужу на работу по пустякам, также нарушает его личностные границы.
Секрет успеха состоит в том, чтобы вновь установить границы и таким образом ослабить зависимость.
В третьем шаге каждая сторона отмечает границы, которые она хочет соблюдать, то есть определяет нужное количество взаимодействий с супругом. Границы следует отметить независимо от того, будут они выполняться или нет.
Четвертый и пятый шаги должны быть записаны на бумаге. Четвертый шаг — составление списка того, от чего откажутся оба супруга. По сути, в этом документе говорится: «Я заявляю, что с настоящего момента прекращаю такие-то и такие-то действия по твоему спасению и опеке. Таким образом, я смогу отойти от тебя в сторону».
В пятом шаге мы просим каждого супруга определить новые способы заботы о себе — взять на себя ответственность за себя. Здесь мы обращаемся к обоим супругам, а не только к зависимой личности. Это заявление определяет пути, которые помогут мужу и жене соблюдать свои границы.
Наконец, наступает очень важный последний шаг: мы просим супругов внимательно изучить свои взаимоотношения с третьими лицами и здоровые способы времяпрепровождения, в которые они будут вовлечены по отдельности. Мужчина, считающий свой брак ловушкой и задыхающийся в нем, может вступить в группу поддержки или какое-нибудь общество, стать более активным прихожанином церкви, завязать дружбу с другими мужчинами, которые разделяют его интересы. Он не предает этим свой брак — напротив, если его брак начал скольжение вниз к зависи-мости/созависимости, таким способом его можно подтолкнуть к здоровому и плодотворному равновесию.
«Зависимому» партнеру в таком браке мы тоже советуем развивать интересы вне брака, что для него еще важнее.
«Колесо отношений» описывает не только супружеские отношения. С его помощью можно проанализировать отношения между родителем и ребенком, друзьями и даже сослуживцами, прихожанами одной церкви, сокурсниками или одноклассниками.
Особенно хорошие результаты приносит такой анализ, когда пара находится еще в точке А или Б на «колесе отношений», то есть в начале своего движения вниз. Такую ситуацию можно исправить без особого труда.
А как насчет вас? Если вы выявили у себя выраженные симптомы созависимости, простое «латание дыр» вам не поможет. Если главы 3 и 4 задели в вас струны, о которых вы и не подозревали, обращение к поверхностным симптомам — худшее, что вы можете сделать.
Первый шаг к исцелению — понимание проблемы. Как говорит доктор Минирт, нельзя начать охоту, пока не взойдет солнце. Понимание механизма ваших взаимоотношений и реальности навязчивых идей и зависимостей принесет вам неизмеримую пользу при решении ваших проблем.
Том и Джудит Чамберсы только начали долгий путь к здоровым отношениям, и конца этому пути пока не видно. Супруги так истощены и обессилены, что у них почти не осталось энергии для работы над своими отношениями.
Теперь вернемся к Иохансенам. По нашей оценке, их брак находился в точке антагонизма «колеса отношений» или в опасной близости от нее. Оба были настроены на упорную работу над своим браком и стоически согласились на серьезные жертвы.
Мы попросили каждого перечислить все занятия, занимающие у него больше 15 минут в день. Потом мы предложили им расположить пункты в списках в порядке приоритетности и отказаться от последних пунктов. Это стало настоящим камнем преткновения. В их списках действительно не было пустяков, и все виды их деятельности опирались на Бога. В конце концов они сами решили ежегодно пересматривать приоритеты. Бет на год отказалась от участия в школьном комитете, а Кейлеб оставил место председателя в клубе. Они ограничили уик-энды с подростками до двух в месяц, а один уик-энд в месяц решили полностью посвящать друг другу — может быть, выезжать вместе за город. Время, проведенное вдвоем, стало лучшим лекарством для их брака.
На других консультациях они приняли соглашение о времени, уделяемом работе и домашнему хозяйству. Более того, они составили списки своих сильных и слабых сторон и придумали способы их максимального использования дома и в церкви. Их различия стали мощным источником силы.
Все эти меры были поверхностными, но в данном случае и они оказались достаточными, потому что раны Бет и Кей-леба еще неглубоки — эта пара пришла к нам до того, как их раны воспалились и загноились. Для другой семьи такие меры могут оказаться неэффективными.
Романтические отношения, укрепленные проведенным вместе временем и основанные на различиях между супругами, вернулись в семью Иохансенов. Они уже планируют новый список приоритетов: хотят основать лагерь по верховой езде для неблагополучных подростков. Кейлеб будет заниматься лошадьми, а Бет — организационными вопросами и рекламой. Четыре уик-энда в год лагерь будет принимать супружеские пары.
Для супружеских пар планируются спокойные и упорядоченные развлечения. Но во время отдыха подростков шума хватит даже для Бет!
Глава 12
Роли, которые играют люди
Шон МакКерди — настоящий ирландец, который способен заговорить зубы кому угодно. Он родился в Нью-Джерси и при рождении получил имя Джон, но после совершеннолетия сменил его на ирландское Шон. Всю жизнь Шон оттачивал и совершенствовал свой дар убеждения. В школьные годы этот рыжеволосый юнец обогнал всех учеников школы по продаже журналов, конфет и конвертов. Благодаря его бойкому языку школьный оркестр получил новую униформу, школьная библиотека пополнилась множеством книг, а дискуссионная команда поехала в другой штат на соревнование. В средней школе Шон занялся школьной газетой и продал столько рекламной площади, что почти самостоятельно превратил захудалый новостной листок в вось-мистраничный еженедельник с цветными вкладками.
Но вот Шон сидит у нас в кабинете по профессиональному консультированию. Его карьера продавца близка к краху, а ведь ему только двадцать семь лет. Что произошло?
В ответ на этот вопрос он тряхнул головой, и его непослушные медные волосы засверкали на солнце.
— Я в такой переделке, что дальше некуда. Я лучший продавец в городе, но не могу удержаться ни на одной работе больше пары месяцев. Максимум полгода. Понимаете, — он помахал рукой в воздухе, — работа просто разваливается, и не по моей вине. Я ничего такого не делаю, а со мной постоянно случаются неприятности.
— Что вы продаете?
— Да что угодно! Все, что есть на складе, кроме компьютеров, — я в них не разбираюсь, а ведь продавец должен понимать в товаре больше покупателя. Зато могу продавать все остальное. Я продавал обувь, подержанные и новые автомобили, кухонные комбайны, даже детскую мебель. Вот это я любил — детскую мебель продавать.
— Тогда почему вы ушли с той работы?
— А я не ушел — меня выгнали. Я тогда работал в детской секции большого универмага, получал зарплату плюс комиссионные. Мы торговали двумя типами колыбелей, детскими манежами и прочим в том же духе — имели собственную торговую марку. Торговая марка приносит доход где-то на четверть больше. Я продавал семьдесят процентов товаров с торговой маркой — в те четыре месяца, пока я там работал, общий объем продаж подскочил на сто шесть процентов.
— Но вас все же уволили.
— Это устроил мой начальник. Он обещал премию каждому, кто превысит месячный объем продаж. Первый месяц я работал медленно, потому что еще учился. На второй месяц я превысил квоту и получил премию. На третий месяц я уже развернулся по-настоящему — а премии-то и нет! Я подождал три недели и подал официальную жалобу. Тут меня и уволили.
—По какой причине?
— Начальник сказал, что не в состоянии работать с таким продавцом.
— Он объяснил, почему не дал вам премии?
— Сказал, что забыл. А что он еще мог сказать? «Вы продаете слишком много, поэтому премии вам не дам?».
— Хорошо, а где вы работали до этого?
— Два месяца торговал автомобилями — только начинал
входить во вкус.
— Почему вы ушли оттуда?
— Не сработался с менеджером по продажам. Я от него слова доброго не слышал, только: «Почему вы ничего не продали этой паре?» или «Старику надо было показать желтую машину, а не черную — пожилые любят такие блестящие модели».
— Вас уволили?
— Сам ушел со скандалом. Конечно, продавец должен делать деньги, но секрет — настоящий секрет — в том, что он обязан прежде всего думать о людях. Наш покупатель заслуживает самого лучшего, а наша задача — помочь ему найти это лучшее. Тому менеджеру было плевать на покупателей. Я не мог работать в таких условиях.
«Я не мог работать в таких условиях». А начальник секции детских вещей в универмаге не мог работать с таким продавцом. Шон МакКерди излагал нам историю своей трудовой деятельности — тринадцать мест работы за последние четыре года. Постепенно перед нами разворачивалась яркая картина его жизни.
Схема поведения Шона была ясна с самого начала, потому что она была неизменной и повторялась. Шон обладал смекалкой и обаянием, что помогало ему легко найти работу. После нескольких недель или месяцев его начальник допускал по отношению к нему какую-нибудь «вопиющую несправедливость», за чем следовал неизбежный скандал. Шон уходил или был уволен с работы, после чего быстро находил следующую, на которой повторялась та же история.
Объяснение этой схемы было ключом к выздоровлению Шона. Его отец бросил семью, когда мальчику было четыре года. В тайниках подсознания Шона прятался сильный гнев на отца, распространяющийся на всех мужчин, облеченных властью, который он никогда не признавал и не прорабатывал. Каждый раз, получая нового начальника, Шон возлагал на него необыкновенные надежды. Этот начальник будет любящим, идеальным и, главное, справедливым. Вы помните, что созависимые испытывают сильное желание «исправить» прошлое — повторить его, но на этот раз в «правильном» варианте? Конечно, начальник, играющий для Шона роль отца, был обычным человеком и рано или поздно переставал оправдывать завышенные ожидания Шона. Нереалистичный образ идеала оказывался недостижимым, и гнев Шона выплескивался наружу. Прошлое оставалось прежним, «сосуд любви» — пустым, а потребность в любящем, идеальном отце — неудовлетворенной. Шон испытывал острое разочарование, не понимая его причин.
Эти суррогатные отношения не были злонамеренными — Шон не испытывал к начальникам ненависти. Он просто слепо и неосознанно проигрывал свою роль.
Шону предстояло понять не только разумом, но и сердцем, что трудоустройство стало для него больше, чем просто новой работой, — в своем подсознании он выстраивал значимую для него семейную ситуацию, отношения отца с сыном.
Шон не одинок. Почти каждый из нас делает то же самое, но в меньшей степени; созависимые, как всегда, доводят это до крайности. Глэдис Джордан, с которой мы познакомились в начале книги, воссоздавала взаимоотношения с отцом в своем браке. То же самое делал Джон Джордан, и призраки прошлого едва не погубили их семью. Шон зашел дальше, постоянно воспроизводя в своей жизни отношения с отцом, о которых мечтал, но которых никогда не имел. Эти повторения прошлого, мешающие работе, были направлены на то, чтобы «исправить» его, но никогда не достигали цели.
СЛОЖНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Наша личная жизнь, в сущности, представляет собой сложную паутину межличностных отношений. Созависимость резко нарушает рисунок этой паутины, создавая роли, которые мы не должны играть, и искажая роли, чрезвычайно важные для нас.
Почти как драматург или писатель, созависимый искусно строит отношения, не имеющие ничего общего с действительностью. В темных закоулках своей души он заменяет одну роль на другую, незаметно превращая руководителя (как у Шона) или супруга (как у Джорданов) в отца, а доктора или пастора — в родителя.
Подумайте о множестве замысловато переплетенных явных ролей, которые мы играем: родитель/ребенок (причем эти роли могут играться одновременно по отношению к разным людям), муж/жена, начальник/подчиненный, учитель/ученик, тренер/спортсмен, врач/пациент, священник/прихожанин, сестра/сестра, сестра/брат, брат/брат и другие. В этом списке мы не учитывали порядок рождения: старший/младший, например, старшая сестра/младший брат и так далее во всех сочетаниях. Человек, выросший в дисфункциональной семье, «сосуд любви» которого почти пуст, подсознательно перебирает эти роли, пытаясь воспроизвести с доступными ему людьми ситуацию родительской семьи, повторив ту же проблему и ту же боль. Но в этот раз проблема будет решена, боль утихнет, а ситуация изменится!
Между прочим, чужие роли очень часто навязываются священнику (а также женщине-консультанту). Священник облечен властью как представитель Бога (что для некоторых людей равноценно роли Самого Бога), и это делает его мишенью устремлений созависимых, пытающихся превратить его в плохого или хорошего родителя, мужа и так далее. Священники нередко приходят к нам в клинику и рассказывают поразительные истории.
Пастор может найти в своем офисе прихожанку или прихожанина, ожидающих, что он заменит им супруга (иногда даже в сексуальном смысле) или родителя, в которых нуждается этот человек. Неотложные потребности прихожанина предъявляют к пастору немыслимые требования, которые истощают и выматывают его. Если священник не сумел твердо установить свои личностные границы (которые мы схематически изображаем в виде сплошного круга), он с полным на то основанием почувствует, что тонет.
Потом к пастору приходит другой прихожанин, который начинает злобно критиковать его, сообщая о всех его недостатках и несовершенствах, а также о том, почему в церкви так мало прихожан, а сбор пожертвований постоянно падает. Посетитель не только избавился с помощью бедного пастора от своего личного груза гнева и раздражения, но и уверен, что оказал пастору немалую услугу.
В церкви из ста прихожан, восемьдесят, скорее всего, будут нормальными, любящими христианами, а у двадцати могут наблюдаться серьезные эмоциональные проблемы. Если они не работают с этими проблемами, они станут навязывать пастору роль героя, или негодяя, или обе сразу Священнику надо самому не только иметь прочные личностные границы, чтобы справиться с этими явными и скрытыми проблемами, но и хорошо разбираться в механизмах созависимости. К сожалению, немногие священники получили подготовку, позволяющую им распознать созависи-мость и помочь созависимому.
Кроме того, так называемые помогающие профессии привлекают людей, имеющих нерешенные личные проблемы. Несмотря на то что пастор, возможно, выбрал свое служение, действительно повинуясь Божьей воле, он может страдать от эмоциональных проблем, связанных с его собственной созависимостью: желанием помочь, исправить ситуацию, быть всем для всех.
Если такой созависимый священник встретит созависи-мого прихожанина или прихожанку с неудовлетворенными эмоциональными потребностями, неприятности не заставят себя долго ждать.
Уже на заре психотерапии специалисты понимали, какими опасными могут быть подобные отношения. В те времена психоаналитики садились за спиной пациента, избегая контакта глаз, а пациент видел перед собой пустую стену. Сегодня психологи обычно вступают с пациентами в более личные отношения, но соблюдают некоторые предосторожности: например, их встречи всегда происходят в офисе и в назначенное время. Священнослужитель не может пользоваться подобными приемами. Нужды прихожан возникают в любое время суток, что угрожает безопасности священника и умножает его проблемы.
ВЛИЯНИЕ СОЗАВИСИМОСТИ НА СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ
Разобранные выше межличностные отношения составляют только часть картины. Психологи считают, что люди играют в семье определенные роли, то есть следуют стереотипным моделям поведения. Такие роли — «герой», «козел отпущения», «невидимка», «клоун», «пособник» — до некоторой степени присутствуют во всех семьях, однако в дисфункциональной семье они превращаются в способ выживания и необходимость. Они становятся жесткими автоматическими схемами поведения, которые легко заметны для постороннего наблюдателя, но не осознаются членами семьи.
Семейные роли были впервые выявлены в семьях алкоголиков и впоследствии обнаружены во всех типах дисфункциональных семей. Созависимые бессознательно переносят эти роли во взрослую жизнь и в свои взрослые отношения. Однако те роли, которые в дисфункциональной родительской семье удовлетворительно функционировали как механизмы выживания, во взрослой жизни перестают работать, поскольку межличностные отношения в нормальной жизни совсем другие. Если созависимый упорно продолжает проигрывать усвоенную в семье роль, он может разрушить свое благополучие и свои отношения с Богом.
Дети начинают играть семейные роли в очень раннем возрасте. Сейчас мы перечислим некоторые из них.
«Герой»
«Герой» принимает на себя роль спасителя семьи. Он следит за тем, чтобы дисфункциональная семья «держалась на плаву», когда родители не в состоянии поддерживать ее. «Герой» стирает белье, готовит еду, заботится о младших братьях и сестрах, а иногда и о больном или дисфункциональном родителе (например, об отце-алкоголике). Возможно, в семье «герой» не получает ни похвалы, ни поддержки, зато вне семьи все видят, какой это замечательный, надежный, серьезный и способный ребенок. «Герой» обычно (но не всегда) старший ребенок в семье. Эмилия Уэсли выполняла в своей семье роль «героя».
И мальчики, и девочки-«герои» отлично учатся в школе и часто занимаются спортом. Учитель отчасти заменяет «герою» родителей: он не может исправить жизнь мамы и папы и сделать их счастливыми, но похвала учителя добавляет немного содержимого в «сосуд любви». Учитель хвалит «героя» за отлично написанную контрольную, помогая расти его престижу в школе. Слова Писания «Хорошо, добрый и верный раб» (Матфея 25:21) служат ему мощным стимулом.