1. Психодиагностическая практика включает в себя 3 этапа, содержание которых представлено в нижеследующей таблице
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ЗАДАНИЯ | |
Диагностика неуспевающего УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ | ||
а | Проведение первичной беседы с педагогом на предмет основных трудностей, возникающих у конкретного ребёнка при овладении им учебной программой | первая декада практики |
б | Заполнение психолого-педагогической карты ученика | |
в | Формулировка гипотезы о причинах неуспеваемости ребёнка | |
г | Проведение диагностических мероприятий, используемых в начале обследования | |
д | Осуществление углубленной диагностики | |
е | Постановка психологического диагноза | |
ж | Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка | |
з | Составление коррекционной программы или программы развивающей направленности для неуспевающего ученика начальной школы | |
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМ ПОДРОСТКОМ | ||
а | Проведение диагностики склонности к отклоняющемуся поведению | вторая декада практики |
б | Изучение личностных особенностей подростка | |
в | Выявление статусной позиции подростка в школьном коллективе и в семье | |
г | Постановка психологического диагноза и заполнение заключения | |
д | Составление реабилитационной (коррекционной) программы | |
е | Составление каталога возможных упражнений в индивидуальной работе с трудными подростками | |
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ | ||
а | Определение профессиональной направленности личности старшеклассника | третья декада практики |
б | Исследование познавательных интересов старшеклассников в связи с задачами профориентации | |
в | Изучение профессиональной мотивации учащегося | |
г | Исследование взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности | |
д | Оценка коммуникативных и организаторских способностей | |
е | Подготовка и проведение первичной профконсультации | |
ж | Подготовка и проведение углубленной профконсультации |
Этап № 1 Диагностика неуспевающего УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
|
Этап 1а Проведение первичной беседы с педагогом на предмет основных трудностей, возникающих у конкретного ребёнка при овладении им учебной программой (сбор доступных в данной ситуации анамнестических данных)
Цель – получение общего представления о том, как педагог воспринимает ребёнка и сложившуюся ситуацию; выяснение того, что беспокоит в ребёнке.
Рекомендации к оформлению. Протоколы следует приложить к дневнику, проанализировать ответы, выводы зафиксировать в соответствующих графах заключения.
Этап 1б Заполнение психолого-педагогической карты ученика.
|
|
Цель – выявление наиболее ярко выраженных качеств ученика, проявляющихся в поведении, общении и учёбе.
Рекомендации к оформлению задания. В заполненной педагогом карте следует подсчитать полученную сумму оценок по каждому фактору (по положительному и отрицательному множеству). Затем, проанализировав результаты, выявить ярко выраженные качества ребёнка, где проявляются позитивные и негативные моменты в поведении, общении и учёбе ученика, а также отразить их в графах психологического заключения.
Этап 1в Формулировка гипотезы о причинах неуспеваемости ребёнка. Цель: на основании описанных педагогом феноменологических трудностей в обучении конкретного ребёнка, выделить круг возможных психологических причин данного нарушения.
Этап 1г Проведение диагностических мероприятий, используемых в начале обследования.
Цель: установив с помощью данных проективных методик контакт с ребёнком, получить общую оценку интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей ребёнка, а также особенностей его межличностного общения.
Этап 1д Осуществление углубленной диагностики.
Цель – подтвердить либо опровергнуть выдвинутую ранее гипотезу о возможных причинах трудностей в обучении ребёнка.
Рекомендации к оформлению задания. Результаты исследования необходимо заносить в должные графы «Психологического заключения».
Этап 1е Постановка психологического диагноза.
Цель: на основе полученных результатов исследования с учётом требований «Технологии составления заключений» необходимо заполнить заключение. Оно должно содержать описание возможного прогноза дальнейшего развития и рекомендации родителям и педагогу по сопровождению ребёнка.
Этап 1ж Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка.
Рекомендации по сопровождению включают в себя:
1) обоснованная последовательность включения в работу с ребёнком специалистов;
2) определение ведущего направления работы;
3) сроки повторного (динамического) обследования;
4) рекомендации по обращению в учреждения соответствующего профиля.
Рекомендации даются родителям по возможности в устной форме. Если родитель не согласен с предлагаемыми мероприятиями, его отказ должен быть зафиксирован письменно.
Этап 1з Составление коррекционной программы или программы развивающей направленности для неуспевающего ученика начальной школы
И развивающая, и коррекционная работа осуществляются по разрабатываемой в каждом конкретном случае программе, где чётко должны быть сформулированы (прописаны) следующие пункты:
Цель – это сформулированный в позитивной форме планируемый результат.
Задачи ─это конкретизация цели, то есть «дробление» её на составные части.
Критерии отбора ─это признаки, наличие которых является показанием для посещения ребёнком группы или индивидуальных занятий.
Организация занятий подразумевает ответы на вопросы о форме проведения занятий (групповая, индивидуальная, семейная); оптимальном количестве детей; общем времени занятий (количестве занятий); частоте встреч; продолжительности занятия (от 10 минут до 2 часов).
Структура занятия требует предварительного осмысления особенностей вступления (либо разминка либо ритуал приветствия); основной части (2 – 4 игры от простого к сложному); завершения и подведения итогов (ритуала прощания).
Критериями эффективности работы является повторная диагностика.
Список игр и упражнений на каждом этапе рекомендуется оформлять в виде таблицы.
Упражнение и его цель | Ход упражнения | Необходимый материал |
Занятие № 1. | ||
Упражнение «Молекулы»: развитие доверительных отношений в группе | Все участники сидят в кругу и т.д. |
Блок заданий № 2 РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА С ТРУДНЫМ ПОДРОСТКОМ
|
|
Этап 2а Проведение диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
Цель: при помощи специального опросника определить склонность конкретного подростка к отклоняющемуся поведению.
Этап 2б Изучение личностных особенностей подростка
Цель – исследование уровня самооценки, характерологических особенностей и возможных акцентуаций характера подростка.
Пояснения к заданию. Уровень самооценки подростка можно выявить с помощью одного из предложенных ниже методов: опросник «МИС», ЛД, тест «Кто Я?», «Методика исследования самооценки личности по Будасси».
Характерологические особенности изучаются с помощью следующих методов (по выбору психолога): «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки», «Методика определения акцентуаций характера», ПДО, «Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности Т.В. Матолина».
Рекомендации к оформлению. Выводы по полученным результатам необходимо представить в соответствующих графах «Карты личностного развития подростка»
Этап 2в Выявление статусной позиции подростка в школьном коллективе и в семье
Цель – изучить место, которое занимает подросток в системе семейных отношений и в коллективе сверстников.
Пояснения к заданию. Тесты межличностных отношений подростков включают: социометрическое исследование, референтометрию, методику выявления мотивационного ядра межличностных отношений, методику определения ценностно-ориентаци-онного единства группы, методику «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, тест Лири.
Рекомендации к оформлению. Выводы по полученным результатам необходимо представить в соответствующих графах «Карты личностного развития подростка»
Этап 2г Постановка психологического диагноза и заполнение заключения
Цель: на основе полученных результатов исследования вывести аргументированное диагностическое заключение.
Рекомендации к оформлению. Заполнение «Карты личностного развития подростка»должно включать описание возможного прогноза дальнейшего развития и рекомендации родителям и педагогу по сопровождению ребёнка.
|
|
Этап 2д Составление реабилитационной (коррекционной) программы
Цель: с учётом теоретических данных и результатов эмпирического исследования определить основные этапы и ведущие методы реабилитационной программы.
Пояснения к заданию. К мерам специализированной психологической помощи относятся конкретные психопрофилактические и психокоррекционные занятия, проводимые на основе общей и симптоматической диагностики. В литературе наряду с приемами индивидуального консультирования трудных подростков рекомендуется проведение индивидуальных профилактических бесед, интервью, групповых и индивидуальных форм психокоррекции.
Рекомендации к оформлению. Необходимо заполнить «Карту индивидуальной коррекционной работы с подростком»
Этап 2е Составление каталога возможных упражнений в индивидуальной работе с трудными подростками
Цель – ознакомление студента с современным инструментарием проведения коррекционно-развивающей работы.
Рекомендации к оформлению. Каталог необходимо представить в виде таблицы.
Упражнение (название) | Цель (направленность) | Описание |
Блок заданий № 3 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕНИКАМИ СТАРШИХ КЛАССОВ
Этап 3а Определение профессиональной направленности личности старшеклассника
Цель задания. Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.
Пояснения к заданию. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности.
Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации используются: анкета оптанта (оптант – это выбирающий профессию), анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).
Этап 3б Исследование познавательных интересов старшеклассников в связи с задачами профориентации
Цель задания – диагностика познавательных интересов с помощью «Карты интересов», разработанной А.Е. Голомштоком.
Пояснения к заданию. Интересы являются важной составной частью направленности личности и представляют собой форму проявления потребностей. При этом интересы выражают познавательное отношение к предмету, а потребности – тенденцию к реальному овладению им.
Под профессиональным интересом понимают избирательную направленность личности на профессию как на социально-психологическую роль. Необходимо при этом различать заинтересованность и устойчивый профессиональный интерес. Критерий различения носит информационный характер. Устойчивый профессиональный интерес основан на всесторонней, объективной информации, а заинтересованность – на существенной, но ограниченной. Кроме того, профессиональный интерес характеризуется направленностью на сущностные стороны профессии: предмет и условия труда, характер профессиональной подготовки. Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используются «Карты интересов» разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов.
Этап 3в Изучение профессиональной мотивации учащегося
Цель задания. Изучение при помощи специального опросника мотивов профессиональной деятельности.
Пояснения к заданию. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие её направленность. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.
Профессиональная мотивация динамична и изменчива. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предполагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую). При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных.
Этап 3г Исследование взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности
Цель задания. Определение типа личности по методике Дж. Холланда.
Пояснения к заданию. Согласно типологии личности, разработанной американским психологом Дж. Холландом, существует шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется набором психологических качеств, позволяющих рассчитывать на успешное овладение одними профессиями и препятствующих овладению другими. В методике, разработанной Дж. Холландом, раскрывается эта связь между типами личности и соответствующими им перечнями профессий.
Этап 3д Оценка коммуникативных и организаторских способностей
Цель задания. Определение выраженности коммуникативных и организаторских способностей оптанта при помощи опросника КОС, разработанного Б.А.Федоришиным.
Пояснения к заданию. Коммуникативность как черта характера является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, активность восприятия, рефлексия, эмпатия. Эти качества необходимы для работы в сфере профессии «человек – человек», а также других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в готовности самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях, в инициативности и в умении планировать деятельность.
Этап 3е Подготовка и проведение первичной профконсультации
Цель задания. Заполнение и анализ «Карты первичной профконсультации», а также подготовка и проведение первичной профконсультации.
Пояснения к заданию. Профессиональную ориентацию следует понимать как комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, цель которых – формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. В числе психолого-педагогических задач называют в первую очередь профессиональное информирование и профессиональное консультирование. В проведении профриентационной консультации выделяют два этапа: первичная профконсультация и углубленная индивидуальная профконсультация.
Первичная профконсультация проводится с группой численностью 5-7 человек. В ходе её происходит обучение правилам выбора профессии, даётся информация о многообразии профессий, об индивидуальных профессиональных интересах и склонностях. Результатом первичной профконсультации является оказание помощи в формировании профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности при выборе профессии. Помимо этого на основании первичной профконсультации выявляются старшеклассники, нуждающиеся в углубленной индивидуальной профконсультации.
В структуре первичной профконсультации выделяются три составные части: информационная, диагностическая и собственно консультативная. Информационная часть включает беседу о правилах выбора профессии, анализ типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии, знакомство с классификацией профессий. Диагностическая часть подразумевает выявление профессиональной направленности и особенностей развития профессиональных интересов, наличия и степени сформированности профессионального плана, особенностей профессиональной мотивации, а также анализ некоторых индивидуально-психологических особенностей. Собственно консультация проводится в форме беседы. Её задачи определяются результатами диагностического этапа.
Этап 3ж Подготовка и проведение углубленной профконсультации
Цель задания. Проведение карточной профконсультационной методики «Профессьянс», разработанной Н. Пряжниковым и предназначенной для ориентировочного определения наиболее привлекательных для оптанта профессий.
Пояснения к заданию. Методика основана на создании консультируемым «образа себя» как будущего профессионала и сопоставлении этого образа с характеристиками выбранной профессии.
«Профессьянс» рассчитан на индивидуальную работу с оптантом и занимает в среднем около часа. Методика предполагает определённую готовность испытуемого и психолога-консультанта к творческому взаимодействию. Даже несмотря на то что на карточках имеются некоторые ответы-подсказки, от психолога требуется и хорошая ориентировка в мире профессий, и развитые комбинаторные умения. При соблюдении этих условий данная методика может оказаться эффективным средством решения вопроса не только о конкретном профессиональном выборе, но и о перспективах личностного развития.
Руководство диагностической практикой осуществляется тремя категориями ответственных лиц: курсовым руководителем, групповыми руководителями и школьными психологами (непосредственных руководителей). Распределение обязанностей между ними осуществляется следующим образом.
Курсовой руководитель практики
а) обеспечивает организацию и планирование практики;
б) подбирает базы для прохождения практики, инструктирует групповых руководителей, распределяет студентов по подгруппам;
в) организует и проводит установочную и заключительную конференции;
г) подводит итоги практики, вносит предложения по повышению её эффективности, составляет общий отчёт;
д) отвечает за организацию практики в целом.
Групповой руководитель практики
а) контролирует работу практикантов своей подгруппы;
б) планирует и посещает проводимые студентами зачётные мероприятия;
в) по мере необходимости осуществляет индивидуальные и групповые консультации;
г) участвует в урегулировании противоречий, которые могут возникнуть между студентами и персоналом школы;
д) анализирует отчётную документацию и оценивает работу студентов подотчётной ему подгруппы, а также выставляет итоговую отметку в ведомость.
Непосредственный руководитель (школьный психолог)
а) оказывает студентам помощь в планировании ими работы по выполнению задания;
б) осуществляет ежедневный контроль за дисциплиной в подгруппе;
в) непосредственно управляет студентами и организует их деятельность во время практики;
г) составляет краткую итоговую характеристику работы каждого студента и вносит предложения по её оценке.