Церковные реформы и союз протестантов

В это время Лютер жил в Виттенберге и под покровительством курфюрста занимался устройством преобразованной Церкви. Он учредил богослужение на немецком языке, отменил многочисленные богослужебные обряды, заменив их молитвой и пением гимнов, написал свой катехизис, ездил по Саксонии и осматривал приходские церкви и школы. В этих трудах ему помогал Меланхтон. Отрицая монашество и безбрачие духовенства, Лютер сам подал пример: снял монашескую одежду и женился на бывшей монахине. Князья охотно уничтожали монастыри и секуляризировали их имущество — отбирали в свою пользу.

Из таинств лютеране признали только два, крещение и причащение. Последнее предлагалось всем под обоими видами, а покаяние совершалось без устной исповеди. Высшие духовные чины — кардинал, архиепископ и епископ — были отменены; надзор за церковными делами поручен консисториям и суперинтендантам. Лютер признавал зависимость духовенства от светского правительства.

Из Саксонии Реформация распространилась по всей Северной Германии (Бранденбург, Померания, Мекленбург, Брауншвейт, Гессен). Светские и

духовные князья, строго державшиеся католицизма (Баварский, Австрийский, Майнцский), старались помешать успехам Реформации. На имперском сейме в городе Шпейере (1529) они постановили просить императора, чтобы тот созвал Вселенский собор для уничтожения раскола, запретил лютеранам распространять их учение и защитил имущество духовенства. Северные князья и некоторые имперские города протестовали на том же сейме против этого решения;

отсюда приверженцы Реформации получили общее название протестантов. Для решения религиозной распри Карл V созвал имперский сейм в Аугсбурге (1530). Протестанты представили сейму изложение своего вероучения, составленное Меланхтоном. (Это так называемое Аугсбургское исповедание веры.) В следующем году протестантские князья заключили между собой союз в городе Шмаль-кальдене, чтобы оружием защищать Реформацию, если католики захотят употребить силу (1531). Карл V редко бывал в Германии; занятый войнами с французами и турками и нуждаясь в помощи германских князей, он долго не принимал решительных мер против Реформации. Наконец, когда прекратились его войны с Франциском I, он решился смирить непокорных протестантов. А папа (Павел III) в то время созвал против них духовный собор в тирольском городе Триденте. Члены Шмалькальденского союза также приготовились к войне. (Лютер умер перед самым началом Шмалькальденской войны в своем родном городке Эйслебене, в 1546 году.) Но главы этого союза, курфюрсты саксонский Иоанн Твердый (брат и преемник Фридриха Мудрого) и ландграф гессенский Филипп Великодушный, действовали очень вяло. Притом даровитейший из протестантских князей, саксонский герцог Мориц, родственник саксонского курфюрста, изменил своей партии и перешел на сторону Карла V. Протестанты были побеждены (1547); оба предводителя попали в плен и были осуждены на заключение, а герцог Мориц в награду получил от императора Саксонское курфюршество. Но следует сказать, Карл умеренно обошелся с побежденными протестантами. (Когда он вступил в Виттенберг, один епископ предложил ему вынуть из могилы тело еретика Лютера и сжечь. «Я не веду войны с мертвыми, — отвечал Карл. — Он уже нашел своего судию».)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: