Для всех профессий, относящихся к типу «человек-человек», свойствен «синдром сгорания». Мы приводим отрывок текста, взятый из работы Кочюнаса «Основы психологического консультирования». В данной работе обсуждаются проблемы профессиональных психотерапевтов и психологов консультантов. Но, на наш взгляд, проявления «синдрома сгорания» в их деятельности и его профилактика практически на отличаются от подобной ситуации в деятельности социальных работников.
««Синдром сгорания» – сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»:
· монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
· вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
· строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
· работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
· напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
· нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
· работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
· неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за свою работу.
Способы преодоления «синдрома»:
· культивирование других интересов, не связанных с консультированием;
· внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
· поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
· удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
· стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
· способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
· открытость новому опыту;
· умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
· обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
· чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
· участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
· периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
· участие в работе профессиональной группе, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
· хобби, доставляющее удовольствие.
Чтобы избежать синдрома сгорания, консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще – живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о своей жизни, можно остаться эффективным консультантом» [2].
Часто, организационные моменты деятельности способствуют усугублению «синдрома сгорания», но, в то же время, в них есть ресурс для его преодоления. Каждое собрание может дать дополнительный ресурс для социального работника, поддержку коллег и руководителя. Отчет может стать творческой, исследовательской деятельностью, а каждый социальный работник – первооткрывателем, исследователем. Профессиональная деятельность только в том случае будет по-настоящему эффективна, если она способствует личностному росту профессионала.