В ходе подготовительного этапа проектирования я решила провести опрос бабушки и ее подруг об имеющихся у них знаниях персонального компьютера.
Мной был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы, что современный пожилой человек должен обладать навыками пользования средствами информационной коммуникации?». Все выбрали вариант: «Да», что означает заинтересованность пожилых людей в обучении.
На вопрос какими средствами коммуникации они пользуются, 95% ответили, что пользуются телефоном, 20% ответили, что пользуются компьютером, что свидетельствует о незначительном использовании компьютерных технологий.
В следующем вопросе все ответили, что средствами коммуникации пользуются для общения с родными и друзьями, имея в виду, в основном, телефоны. Часть опрашиваемых имеют небольшие навыки пользования компьютером: 15% общаются в скайпе, 25% умеют искать информацию.
На вопрос о необходимости обучения пожилых людей возможностям применения современной коммуникации в быту, все ответили единогласно «Да».
|
|
На вопрос что именно интересно пожилым людям, большинство опрошенных выбрали общение в скайпе и социальных сетях, запись на прием к докторам в электронной регистратуре, поиск нужной информации, обучение работе с документами. Кроме того, были выбраны такие ответы, как просмотр фильмов и прослушивание музыки.
Пенсионеры, в подавляющем большинстве, не умеют пользоваться современными интернет-технологиями на приемлемом уровне, обеспечивающем в должной мере доступность государственных и муниципальных услуг, услуг лечебных учреждений и учреждений социальной защиты дистанционным способом. Учитывая неудовлетворительное физическое состояние многих пенсионеров и огромные очереди в учреждениях, возможность получить необходимую услугу дистанционным методом (запрос справки на сайте учреждения, запись в больницу и многое др.) имеет очень большое значение для повышения качества жизни людей пожилого возраста. Обучение навыкам работы на компьютере везде платное, многим пенсионерам это не по карману, я же смогу свою бабушку научить пользоваться компьютером, не тратя никаких средств. Дополнительных ресурсов для реализации моего проекта также не потребуется, в связи с тем, что компьютер, ноутбук, планшет у нас имеется, бабушка приходит к нам в гости, где мы можем с ней заниматься, и я, взяв на себя разработку и реализацию указанного проекта, смогу почаще навещать бабушку.
Переходя к практическому этапу, я начала с самого простого: это только кажется, что так легко правильно включить и выключить компьютер, или, например, разложить пасьянс. Мне приходилось терпеливо, по несколько раз, объяснять и показывать, что и как нужно сделать. Затем мы учились работать мышкой. Это тоже очень сложное задание для пожилого человека.
|
|
После чего, начали более глубоко изучать то, что располагается на рабочем столе, ведь именно он открывается перед нами, после включения компьютера. Очень подробно рассказывала о меню ПУСК.
В следующем шаге, изучали вкладку «Компьютер» или «Мой компьютер» и все, что в ней находиться. Точнее не все, а то, что нам нужно, так как там есть некоторые файлы и папки, в которые даже хорошие мастера «залезают» по очень острой нужде. О непонятных словах «Файл» и «папка» я тоже подробно рассказывала бабушке.
Затем мы стали учиться печатать. Ведь, многие, под вопросом – как научиться работать на компьютере, подразумевают вопрос ,как научиться печатать. А печатать, мы учились в программе Word. Научиться быстро печатать можно только одним способом – много печатать.
В заключении, я показала, как записывать, что-либо, на диск, потому что научившись записывать информацию на диск, с записью на флешку, проблем не будет. А флешка- это очень нужная вещь, и уметь с ней обращаться надо.
Таким образом,
· В начале, изучаем то, что является основой основ (мышка, рабочий стол)
· После чего, среду, в которой мы будем работать (Мой компьютер, Пуск)
· Работа с программами (на примере Word).
Для обучения, прежде всего, нужно желание этого самого человека. Бабушка очень захотела научиться работать на компьютере. И я, несколько раз в неделю, когда у меня была возможность, давала ей вводные уроки. Иногда по полчаса, иногда по часу. А потом уже стала ей давать домашние задания, которые она с радостью выполняла. И постепенно бабушка научилась самому необходимому.
Затем, я помогла бабушке завести электронный почтовый ящик, а логин мы придумали такой, чтобы не забыть бабушке,- так, как ее звал в детстве старший внук! По электронной почте учились отправлять письма, приложив фото. Затем бабушке помогли зарегистрироваться в социальных сетях, учили пользоваться скайпом, учились искать в интернете сайт по адресу и по запросу в поисковой системе.