Ххххххххххххххххх 1 страница

лю­дей». Она развивает, в частности, «арифметику удовольст­вий», предназначенную для обеспечения как можно большей суммы счастья. Его законодательная деятельность оказал;: глубокое влияние на развитие преподавания и на реформу законов в пользу бедных. Его произведения: «Введение в основы морали и законодательства» (1789), «Трактат о граж данском и уголовном законодательстве» (1802), «Деонтоло гия»(1834).

БЕРГСОН (Анри): французский философ (Париж, 1859 1941). Блестяще окончив школу, был принят в Высшую нормальную школу в возрасте 19 лет, а в 30 лет уже был док­тором филологических наук. Преподаватель в Коллеж дс Франс с 1900 по 1914 г., в 1914 г. избран во Французскую академию, а в 1928 г. получает Нобелевскую премию. Ег размышления о религиозном мистицизме подводят его к об ращению в католицизм, но, когда в 1939 г. разразилась вой­на, он остается солидарен со своими товарищами по вере, преследуемыми немцами. Он умер от пневмонии после дол­гого стояния в очереди за талонами на питание. Его рефлек­сия исходит из философии психологического «Я» («Непо­средственные данные сознания», 1889; «Материя и память», 1896), углубляется в интуицию жизни («Творческая эволю­ция», 1907) и раскрывается, наконец, в философии духа («Два источника морали и религии», 1932). Знамениты его теория «глубинного Я», скрытого за слоем «социальной» лич­ности и идентичного внутреннему опыту длительности (du-гёе), его «открытая» мораль творческого гения. «Мысль и движение» (1934) представляет собой серию статей, в част­ности, о «философской интуиции», «ощущении перемен», а также глубокие и оригинальные размышления об отношени­ях метафизики и науки. Бергсону также принадлежит самое точное философское осмысление теории относительности, выраженное в форме долгих бесед, которые он мог бы иметь с Эйнштейном («Длительность и мгновенность», 1922). Сна­чала без устали восхваляемый, затем критикуемый, Бергсон

занял наконец свое достойное место в историй философии. О нем можно прочесть в работах А. Тибоде «Бергсонизм» и Янкелевича «Анри Бергсон».

БЕРДЯЕВ (Николай): русский философ (Киев, 1874 — Кла-мар, 1948). Преподаватель филологического факультета в Москве (1920), был выслан советским правительством и поселился в Париже. Его рефлексия — критика рациона­лизма и медитация на тему индивидуального существова­ния в Свете христианской веры. Его произведения: «Филосо­фия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916), «Человек и машина» (1933), «О рабстве и свободе человека» (1946).

БЕРКЛИ (Джордж): ирландский епископ и философ (близ Килкенни, Ирландия, 1685 — Оксфорд, 1753). Преподава­тель греческого в Дублине, гебраист и теолог. Путешество­вал по Франции, Испании и Италии (1713-1720), уехал на Бермудские острова проповедовать там христианство. Пос­ле возвращения в Великобританию (1731) закончил жизнь в качестве епископа Клойна (Ирландия). Субъективный идеа­лизм Беркли сводит всю реальность к нашему представле­нию о ней, что нашло отражение в знаменитой формуле: esse est percipi («быть — значит быть воспринимаемым»). Этот субъективизм, ссылающийся на простой здравый смысл, очень беспокоил Канта: ведь здравый смысл нам внушает, что мир обладает реальностью, независимой от нас, но это чрезвычайно трудно доказать. Его произведения: «Опыт но­вой теории зрения» (1709), «Трактат о принципах челове­ческого знания» (1710), «Диалог между Гиласом и Филону-сом» (1713). О нем можно прочесть работу Герульта: «Беркли: четыре трактата о восприятии и о Боге» (1956).

БЕРНАР (Клод): французский физиолог (Сен-Жюльен, Рона, 1813 — Париж, 1878), профессор экспериментальной фи­зиологии в Сорбонне, позднее — экспериментальной меди­цины в Коллеж де Франс (1855). Его работы акцентируют внимание на химических феноменах переваривания, на сим­патической нервной системе. Он обнаружил методом посте­пенного прекращения всех органических функций собаки феномен «жизни» в чистом виде, где невозможно разделить,

что относится к физикохимии, а что — к жизни. Идея жизни несводима; это одна из «правящих идей», управляющая фи­зико-химическими феноменами. Бернар является автором сугубо научных работ, где изложил основные принципы сво­его метода, например во «Введении в исследование по экспе­риментальной медицине» (1865). См. Биология.

БЕССМЕРТИЕ: свойство не подвергаться смерти. Глубже всего о проблеме бессмертия души размышляет Платон (в диалоге «Федон» от имени одного из собеседников Сокра­та): он доказывает бессмертие души, опираясь на чувство полноты жизни. Следует различать понятия бессмертия и вечности — второе указывает на нерожденность: Бог не бессмертен, а вечен. Бессмертие — это бесконечная жизнь.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ: лишенность сознания, или то, что мы не осознаем, но можем осознать. Второе значение приложимо только к человеку. Гипотеза о бессознатель­ном изложена Лейбницем в первой главе «Новых опытов о человеческом разуме» (1703) в качестве логической гипо­тезы: «Чтобы услышать шум волны на берегу моря, нужно сначала услышать шум каждой капли воды. Если же шум каждой капли был равен нулю, мы никогда не услышим вол­ну». Лейбниц использует термин «малые восприятия», но это еще не бессознательные восприятия. Гипотеза психоло­гического бессознательного разрабатывалась Бергсоном, размышлявшим о феномене памяти (мы действительно осоз­наем лишь бесконечно малую часть наших воспоминаний) и феномене привычки (мы действуем, не осознавая этого). «За воспоминаниями, покрывающими ваши насущные заботы и возникающими в зависимости от них, существуют и другие, там, в глубине, под освещенной сознанием сценой. О да, я верю, что наша прошлая жизнь именно там, сохраненная вплоть до мельчайших деталей, и что мы ничего не забыва­ем, что все то, что мы воспринимали, думали, хотели, начи­ная с момента первого пробуждения сознания, продолжается бесконечно» («Духовная энергия», Эссе и Конференции, 1919). По фрейдистской теории, бессознательное — часть латентной психики, состоящее из желаний, импульсов, на­клонностей, которыми мы не можем распоряжаться по той

причине, что они находятся вне поля зрения нашего созна­ния. Вытесненные за пределы сознания контролирующей властью — так называемой «цензурой» — бессознательные силы тем не менее находят способ проявить себя в «упущен­ных актах» повседневной жизни (забывание, оговорка), в снах или поведенческих отклонениях (заикание, затормо­женность, неспособность завершить начатое действие). «У человека, как у здорового, так и у больного, нередко имеют место психические акты, для объяснения которых нужно предположить другие акты, в которых сознание не принима­ет никакого участия. И это не только «упущенные акты» или сны здорового человека или все так называемые психичес­кие симптомы или феномены отклонения у больного; наш самый что ни на есть личный повседневный опыт раскрыва­ет перед нами идеи, о которых мы сами не знаем, откуда они к нам пришли, или результаты мысли, развитие которой представляет для нас загадку» (Фрейд, «Метапсихология, Бессознательное», 1915). В бессознательном — истинном субстрате психической жизни —; рождаются желания и фан-тазмы, формируются межчеловеческие связи и линии пове­дения (например, совместимость или несовместимость лю­дей). Возможные методы анализа бессознательного — это метод релаксации и свободной ^ассоциации идей, анализ «упущенных актов» и изучение снов. В последнем случае психоанализ, или анализ психики, предоставляет субъекту возможность рассказывать свои сны: за «явным содержани­ем» сна, часто бессвязным, он пытается найти глубинную логику, относящуюся к области чувства («латентное содер­жание» сна). Осознание глубинных мотиваций нашего пове­дения, которые мы, сами того не зная, подавляем и которыми управляем {комплексы), позволит личности избегать пара­лизующих ее чувств, таких как чувство вины, и быть в боль­шем согласии с самой собой и окружающим миром. Суще­ствование бессознательного было поставлено под вопрос: бессознательное, считают некоторые мыслители (бихевио­ризм, экзистенциализм), —лишь гипотеза и ни в коей мере не констатация: мы можем знать лишь сознание и т.д. Одна­ко эта гипотеза, по-видимому, прочно у нас обосновалась, судя по успеху психоанализа, часто заставляющего индивида осознавать некоторые вытесненные наклонности, в которых

он действительно «узнает себя». Этот феномен узнавания и доводом существования бессознательных феноменов. См. Психоанализ.

БЕТТЕЛЬХЕЙМ (Бруно): американский психоаналитик, ав­стриец по происхождению (Вена, 1903 — Сильвер Спринг, Мэриленд, 1990). Преподавал психологаю образования (1944) и психиатрию в Чикагском университете (1963). Всемирную известность ему принесли работы об инфантильных пси­хозах («Пустая крепость», 1967). Создал в Чикаго специаль­ную школу, в которой лечат и содержат детей, страдающих аутизмом (неспособных приспособиться к жизни в общест­ве). Он также опубликовал: «Любви недостаточно» (1950), «Диалоги с матерями» (1962), «Психоанализ волшебных сказок» (1973).

БЁМЕ (Якоб): немецкий мистик (Альт-Зейденберг, близ Гёр-лица, 1575 — Гёрлиц, 1624), прозванный «немецким фи­лософом». Сначала был простым сапожником. Его первая книга — «Аврора» (1612) — содержит откровения о Боге, человеке, природе. Он привносит свой метафорический стиль в божественное озарение, являющееся первичным ус­ловием всякого знания. Бёме оказал значительное влияние на послекантовскую немецкую философию {Фихте, Шел­линг, Гегель) и на все течение романтизма. Ему принадле­жит также работа «Тройная жизнь и три принципа». Самое знаменитое его произведение — «Mysterium magnum» (1623).

БИНЕ (Альфред): французский психолог (Ницца, 1857 — Па­риж, 1911). Считается основателем экспериментальной пси­хологии, которую он сразу ориентировал на изучение ра­зума. Опубликовал «Психологию умозаключения» (1886), «Животный магнетизм» (1887), «Альтерации личности» (1892), «Введение в экспериментальную психологию» (1894). Вынужденный в ходе своей педагогической деятельности искать способы выявления умственно отсталых детей для по­вышения эффективности образовательного процесса, он пришел к выводу, что нужно установить серию испытаний, в каком возрасте их решают нормальные дети. Совместно с

Симоном он создал также первую «метрическую шкалу спо­собностей» (1905 и 1908), установившую метод ментальных тестов.

БИОЛОГИЯ: наука о жизни. Термин создан одновременно в 1802 г. Ламарком во Франции и Тревиранусом в Германии. Он охватывает одновременно животную и растительную жизнь. Методы биологии: 1) «аналогия», используемая для открытия (взяв за основу пяточную кость, Кювье (1769-1832) смог реконструировать общий скелет палеотериев, после чего был обнаружен оригинал, совершенно идентичный ре­конструированному образцу); 2) «разнообразное соответ­ствие», используемое для доказательства: если аналогия была не раз доказана, она считается верной. Но основная проблема биологии — проблема природы и происхождения жизни; не рождается ли жизнь из первичной цитоплазмы, ядро которой будет лишь спецификацией, или следует пред­положить изначальное ядро жизни? Именно этой проблемой напрямую занимались французские ученые (лаборатории Бюре {С. и О.}); их исследования в этой области продвину­лись дальше всего. По-видимому, проблема причины рако­вых заболеваний связана с проблемой происхождения кле­точной жизни. См. Жизнь.

БИХЕВИОРИЗМ: психологический метод, основанный на объективном наблюдении. Для бихевиоризма объект психологиивнешнее поведение людей (а не внутрен­ний мир субъекта). Создание бихевиоризма, называемого также «психологией поведения», «психологией реакции», приходится на конец XIX в. и связано с произведением Торн-дайка «Животный разум» (1898). Ватсон в США и Бехтерев в СССР были его создателями. Ограниченность бихевиориз­ма характерна для всякого объективного изучения человека: человеческая реакция не может быть описана только снару­жи, она должна быть понята изнутри. Дескриптивную пси­хологию поведения дополняют понимающая психология по­ведения и внутреннее созерцание. См. Психология.

ЬЛАГА (Лучиан): румынский писатель и философ (Ланкрэм, близ Сибиу, 1895 — Клуж, 1961). Его философское твор-

чество («Трилогия познания», 1931-1934; «Трилогия куль­туры», 1936-1937; «Трилогия ценностей», 1946)ведет к ут­верждению поэзии как лирического метода познания. Одна из его основных тем — разрыв между природой и циви­лизацией, преодоленный в архаической и мифической де­ревне.

БЛАГОДАТЬ (милость): бескорыстный дар, благосклон­ность как результат чистой благожелательности. В

теологии — участие в божественной жизни. Теологическая проблема благодати заключена в вопросе: может ли она быть результатом внутреннего совершенствования, добродетель­ного поведения человека (католическая концепция) или же она совершенно не зависит от наших усилий, будучи чисто божественной помощью, на которую мы не оказываем ника­кого воздействия, наподобие судьбы (протестантская концеп­ция, также концепция янсенизма). Вопрос, следовательно, в том, что же определяет действенность благодати: человечес­кое действие или божественный выбор. Благодать представ­ляет собой единственное чудо в собственном смысле слова, ведь истинное чудо — это внутреннее чудо обращения (а не г внешние чудеса, которые могут лишь поразить воображение и всегда остаются довольно сомнительными).

БЛАН (Луи): французский историк, политический деятель и теоретик социализма (Мадрид, 1811 — Канны, 1882). Журналист, опубликовал брошюру об «Организации труда» (1839), затем — работу «Право на труд» («каждому по по­требностям; каждому по способностям»), в которой он раз­вивает теорию, позитивную и оригинальную одновременно. Он критикует принцип конкуренции, защищает идею орга­низации трудящихся в «социальные ателье»; но принципи­альная оригинальность его экономической теории в том, что в его концепции государство составляет один из основных элементов социальной реформы. Именно здесь он проти­востоит коммунизму, выдвигая вместо идеи социальной ре7 волюции и разрушения существующего государства проект гораздо более реалистический и современный: проект ре­формы общества и органов управления под руководством го­сударства, единственно способного эффективно, осущест-

вить социалистическую политику. Ему принадлежит также «История Французской революции» (1847-1862).

БЛАНШЕ (Робер): французский философ и логик (Соз-Восэ, Дё-Севр, 1898 — Тулуза, 1975). Его размышления об исто­рии физики, о картезианском механизме математизации со­временной физики развивают анализ основополагающих методов науки. Основные произведения: «Физическая наука и реальность. Реализм, позитивизм, математизация» (1946), «Аксиоматика» (1955), «Введение в современную логику» (1957), «Мыслительные структуры. Эссе о систематической организации понятий» (1966), «Современная наука и раци­онализм» (1967), «Экспериментальный метод и философия физики» (1969), «Логика и ее история от Аристотеля до Рас­села» (1971), «Умозаключение» (1973).

ЛОНДЕЛЬ (Морис): французский философ (Дижон, 1861 — Экс-ан-Прованс, 1949). С 1895 г. преподавал на факуль­тете в Эксе. Его философия действия является, по сути, религией действия, раскрывающей в опыте действующей воли «супрафеноменальный» мир —-мир воплощенной ве­ры. Его докторская диссертация — «Действие, попытка кри­тики жизни и построения практической науки» (1893) — повлияла на его дальнейшее творчество, от «Идеалистичес­кой иллюзии» (1898) до «Христианского духа и философии» (1939).

БЛОХ (Эрнст): немецкий философ (Людвигсхафен, 1885 — Тюбинген, 1977). В ранней молодости примкнул к социалис­тическому движению. Его первое крупное произведение — «Дух утопии» (1918) — показывает, что утопия необходима людям для приобретения исторического сознания. Преследу­емый нацистами, изгнанный за пределы страны, он в 1935 г. публикует «Наследие этого времени», где дается описание массовой психологии фашизма. Его основное произведение — «Принцип надежды» (3 тома, 1954-1959). Ему принадлежит также работа по истории права «Abriss der sozialen Utopien» (во Франции опубликована под заголовком «Естественное право и человеческое достоинство»).

БЛУЖДАНИЕ: постоянное заблуждение, жизнь в иллюзии и неопределенности относительно абсолютной исти­ны. Этот термин, вызывающий в памяти образ «Вечного жида», бесконечно блуждающего за пределами Земли Обе­тованной, характеризует, по Хапдеггеру, перманентное сос­тояние философской рефлексии от Платона до Гегеля (ко­торый, по Хайдеггеру, силился объективно познать истину в форме понятия, вместо того чтобы реализовать ее в себе как форму присутствия).

БОГ: объект веры и культа у людей. Существование Бога.

Различают два типа теоретического доказательства в пользу существования Бога: 1) так называемые космологические доказательства (от греч. kosmos -— мир), которые через це­почку причин восходят к бесконечному (например, мне на голову падает черепица. Причина этого падения — ветер. Но в чем причина ветра? Мы сошлемся на понижение давления. Но в чем тогда его причина? и т.д.), чтобы из него вывести существование первопричины, творца, или же исходят из созерцания природы, например из красоты восхода солнца {Руссо, например), чтобы вывести из этого необходимость существования высшего художника; 2) онтологическое до­казательство (от греч. on, ontos — бытие), которое, наоборот, выводит умозаключение из идеи Бога как совершенного су­щества и доказывает, что, поскольку он совершенен и обла­дает всеми качествами, он с необходимостью существует. По Канту, эти теоретические доказательства никогда не смог­ли бы получить поддержку, если бы им не предшествовала заложенная в нас некоторая практическая уверенность. Она, в свою очередь, может быть основана либо на факте нашего морального сознания (Кант), или на сознании нашей конеч­ности и некоей изначальной деятельности в нас, более глубо­кой, чем мы сами {Фихте). Природа Бога. «Природа Бога», или, иными словами, способ, каким верующие представляют себе Бога, позволяет выделить, с одной стороны, теизм — веру в личного и живого Бога и, с другой стороны, деизм, при­знающий существование Бога, но отрицающий какое бы то ни было его проявление и изображение Бога (иудаизм, про­тестантизм). Не обязательно быть философом, мыслителем, даже атеистом, чтобы размышлять о проблеме Бога и зна-

ния — или иллюзии знания, — которое мы можем о нем иметь: «Бог познается сердцем, а не разумом. Это и есть вера, Бог отвечает сердцу, а не разуму» (Паскаль [1623-1662], мысль 278); «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не бог фи­лософов и ученых». Для Фихте, впрочем как и для Спинозы, наоборот, «только пламя ясного сознания, всецело прозрач­ного для самого себя и свободно владеющего собой, способ­но обеспечить, в силу самой этой ясности, незыблемое при­сутствие абсолюта («Посвящение в блаженную жизнь», 1806). Не видя возможности познания Бога — сердцем или разумом — некоторые мыслители, несмотря на это, выдвига­ют Бога как потребность: «Если бы Бога не было, — говорит Вольтер, — его следовало бы выдумать», потому что «если Бога нет, то все позволено» (Достоевский). Ницше же, нао­борот, удовлетворяется констатацией отсутствия у нас по­знания и даже какого бы то ни было сознания Бога: «Бог умер в сознании европейцев... я просто объявляю эту новость» — и пророчествует': «Нам следует ожидать долгую череду, дол­гое изобилие разрушений, уничтожения, руин и потрясений» («Веселая наука», 1882). Фейербах и Маркс идут дальше, они не просто констатируют отсутствие Бога, но критикуют всякую веру в Бога: «Боги — это реализованные желания лю­дей»; «Бедный человек владеет богатым богом» (Фейербах, «Сущность христианства», 1841). Маркс разоблачает рели­гиозную мифологию: «Религия — это опиум народа; она ука­чивает его в надежде на потустороннее, чтобы отвратить его от социальной революции здесь» («К вопросу о критике фи­лософии права Гегеля», 1843). Но именно по поводу сущест­вования Бога Паскаль сказал: «Мы бессильны найти доказа­тельство, неопровержимое для любого догматизма. Но у нас есть идея истины, неопровержимая никаким пирронизмом». См. Пиррон.

ЗАНКЕТ (Бернард): английский философ (Алник, Нортам-берленд, 1848 —Лондон, 1923). Профессор в Сент-Андрусе (Шотландия), друг Брэдли. Автор многочисленных работ по логике, эстетике и морали: «History of Aesthetics» (1892), «Civilization of Christendom» (1893), «The philosophical Theory of the State» (1899), «The Value and Destiny of the Individual» (1913); Английский представитель гегельянства.

БОЛДУИН (Джеймс Марк): американский психолог и социо­лог (Колумбия, Южная Каролина, 1861 —Париж, 1934). Его исследования посвящены, в частности, психологии ребенка и социальной психологии. Играл важную роль на первых международных конгрессах по психологии. Объясняет ор­ганы тела, законы, социальные убеждения, исходя из их функций, необходимости адаптации и селекции. В этом проявляется его функционалистская и дарвинистская на­правленность. Его произведения: «Социальная и этическая интерпретация в умственном развитии» (1896), «Развитие и эволюция» (1902), «Индивид и общество» (1910).

БОЛЕЗНЬ: отклонения в структуре или функционирова­нии органов. Всякая болезнь имеет психологический ас­пект: индивид чувствует, что он болен и временно выключен из жизни остальных людей. Этот психологический характер болезни — так же как и характер любой психологической болезни — связан с отсутствием адаптации. При психоло­гических заболеваниях пациент может либо просто ощущать себя неадаптированным (невроз), либо эта неприспособлен­ность может действительно иметь место и быть при этом бессознательной (психоз). Обычно говорят не столько о пси­хических болезнях, сколько о психических отклонениях, или патологическом феномене. Болезнь противоположна здоровью, которое не что иное, как «жизнь в молчании орга­нов» (Лериш), и — с психологической точки зрения — счас­тью, полноценному участию индивида в собственной жизни и в жизни общества. См. Патологический.

БОЛЬ: физическое состояние, в принципе неприятное; од­нако всякое ощущение, даже приятное, при определен­ной интенсивности трансформируется в боль. Различа­ют собственно физиологическую боль (например, зубная боль) и психологическую боль (например, эмоции). Для не­которых пессимистических философов, как для Шопенга­уэра, только боль раскрывает реальное положение вещей в мире, а удовольствие так же непрочно, как сон. Обладает ли она моральной ценностью? Христианство, со своей сто­роны, утверждает очистительный характер боли как доб­родетели. «Долоризм», основатель которого Ю. Тепп, ут-

верждает не только косвенную полезность боли — либо как фактора физической и моральной нечувствительности (сто­ики), либо как очистительного испытания, — но утверждает также, что боль даже обогащает человека «в том, что она ос­танавливает импульсы животной жизни и позволяет таким образом духу достичь гегемонии, необходимой для художест­венного и литературного творчества». Однако нам кажется, что истинная боль обычно влечет за собой упадок личности, препятствуя ее расцвету и мешая тем самым всякому истин­ному творчеству.

БОНАЛЬД (Луи, виконт де): французский философ (Шато де Монна, близ Мийо, 1754-1840). Мэр Мийо с 1785 по 1789 г., президент Государственной ассамблеи Аверона в 1790 г., сторонник монархии и религии, с 1816 г. член Французской академии. Опубликовал: «Теорию политической и религиоз­ной власти» (1796), «Аналитическое эссе о естественных законах социального порядка» (1800), «Философские иссле­дования» (1818). Бональд считает, что социальная природа человека исходит не из договора, как у Руссо, но от Бога, который сотворил человека социальным существом, дав ему язык. Религиозное общество, таким образом, неотделимо от общества гражданского. Эти философские идеи оказали глу­бокое влияние на монархистскую мысль XIX в.

БОЭЦИЙ: римский философ, государственный деятель и поэт (Рим, ок. 480 — близ Павии, 524), министр Теодориха Вели­кого, автор «Утешения философией». Комментируя произ­ведения Платона и Аристотеля, он один из первых приме­нил метод философского комментария, позднее ставший одним из способов обучения.

БРАХМАН: в индийской философиидуша как выраже­ние универсальной жизни. Противостоит атману — инди­видуальной душе каждого человека.

БРЕЙЕР (Эмиль): французский философ (Бар-лё-Дюк, 1876 — Париж, 1952), автор монументальной «Истории философии» (1926-1932) от досократиков до наших дней, с приложени­ем по индийской философии

БРЕНТАНО (Франц): немецкий философ и психолог (Мари-енберг, 1838 — Цюрих, 1917). Был преподавателем филосо­фии в Вюрцбурге, Вене до 1895 г., во Флоренции, Цюрихе с 1915 г. Он вычленил логику психологии и основал феноме­нологию (описание законов, которые управляют феномена­ми сознания). Повлиял на Гуссерля, использовавшего его понятие интенциональности. Ему принадлежат: «Психо­логия с эмпирической точки зрения» (1874-1928), «Об ис­точнике морального сознания» (1889), «О классификации психических феноменов» (1911).

БРУНО (Джордано): итальянский мыслитель и писатель (Но­ла, Неаполитанское королевство, 1548 — Рим, 1600). Его жизнь — символ свободы мысли. Принятый в 17 лет в доми­никанский монастырь в Неаполе, он изучает теологию, а также современную и античную философию: Гераклита, Демокрита. За свою пантеистическую мысль он был осуж­ден в Риме как еретик (1576); бежав из тюрьмы, жил в Же­неве, затем в Тулузе и Париже; преподавал в Оксфорде, затем в Германии, Праге и, наконец, в Венеции, где был выдан церкви. Даже под пытками он не отрекается от своих идей; приговор — сожжение на костре. Бруно знаменует собой зарю Ренессанса и появление индивидуальной антидогма­тической рефлексии; последователь неоплатонизма, он на­стаивает на том, что для познания мира необходимы только разум и опыт, а не вера и абстрактная традиция. Его про­изведения: «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О причине, принципе и единстве» (1584), «О бесконечности, вселенной и мирах» (1585). '

БРЮНСВИК (Леон): французский философ и историк фило­софии (Париж, 1869 — Экс-ле-Бен, 1944). Профессор Сор­бонны (1909), возобновил теорию познания, созданную кан-товской критикой, но уже в свете углубленного научного знания. Его философия суждения («Модальность суждения», 1897) рассматривает умственный труд в области математики как сугубо творческую деятельность («Этапы математичес­кой философии», 1912); его подход к истории философии («Спиноза и его современники», 1894), предполагающий избирательный подход к творчеству каждого автора, отделе-

ние истинного от ложного, зерен от плевел, иногда поступа­ется подлинной исторической объективностью.

БУБЕР (Мартин): израильский философ австрийского проис­хождения (Вена, 1878 — Иерусалим, 1965). Возобновил изу­чение еврейской традиции и возродил изучение хасидизма («История хасидизма», 1927). Его социальная философия опирается на индивидуальные отношения в обществе («Я и Ты», 1923; «Гог и Магог», 1941; «Пути утопии», 1949).

БУДДИЗМ: доктрина и церковь, основанные Буддой Шакья-муни («одиноким из Шакья», т.е. «из зарослей трост­ника») (VI в. до Р.Х.). Китайское предание, оспариваемое индусами, отождествляет Будду с Лао-Цзы. Буддизм возник в Индии, на окраинах Непала (конец VI в. до Р.Х.), затем в различных формах распространился в различных странах Азии. Доктрина нацелена на упразднение всех желаний, за­темняющих (майя) истинную реальность вещей; аскеза, ос­нованная на практике йоги, ведет к «просветлению», нирва­не. Мудрость освобождает душу от переселения, т.е. от ее вечного блуждания, от перевоплощения в новой жизни, вплоть до приобретения совершенной мудрости, которая представляет собой душевный покой. Большая часть догм заимствована из брахманистской философии, в частности положение, что боль напрямую связана с существованием; чувство же существования, происходящее из незнания, само, в свою очередь, связано с желаниями. Буддизм — не столько форма мысли, сколько форма жизни, не столько философия, сколько религия. Среди буддистских школ школа йоги, или «Тантра», наиболее распространена в Китае, «дзен» -— в Японии.

«БУРИДАНОВ (осел)»: знаменитая басня, приписываемая схоластическому философу Буридану, изображающая осла, умирающего от голода между охапкой овса и ведром воды из-за невозможности выбрать между двумя равноценными бла­гами. Вопреки общепринятому мнению здесь скрывается доказательство при помощи абсурда: того, что в действи­тельности всегда присутствует выбор и что существует дина-

мизм акта, независимый от какого бы то ни бьшо объектив­ного мотива. Однако в дошедших до нас произведениях Буридана этой басни нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: