методов Цезаря Борджиа, который смог из ничего создать современное государство.
ГРАМШИ (Антонио): итальянский философ и политический деятель (Алее, Сардиния, 1891 — Рим, 1937), В 1921 г. был одним из основателей итальянской коммунистической партии. Потерял здоровье в тюрьме. Оспаривал исторический детерминизм марксистов-социалистов конца XIX в., считавших пролетарскую революцию неизбежной. Грамши настаивает на необходимости политической работы и действия для изменения положения вещей и возможности «гегемонии пролетариата». Это понятие подчеркивает, что интеллектуальное руководство, связанное с созданием новой культуры и новой морали, гораздо важнее, чем насильственная функция государства, которое, по его мнению, должно лишь играть роль «ночного сторожа» (выражение Лассаля). Его труды опубликованы после смерти: «Исторический материализм и философия Б. Кроче» (1948), «Интеллектуалы и организация культуры» (1949), «Литература и национальная жизнь» (1960). В полном объеме его философские размышления были изданы в четырехтомнике «Тюремные тетради» (1975).
|
|
ГРАНЖЕ (Жиль Гастон): французский философ (р. Париж, 1920). С 1964 г. преподавал в Экс-ан-Провансе. Его рефлексия протекает в русле эпистемологии и философии науки; он проанализировал условия, необходимые для создания гуманитарного знания. Главные произведения: «Экономическая методология» (1955), «Разум» (1955), «Социальная математика маркиза де Кондорсе» (1956), «Формальная мысль и наука о человеке» (1960), «Витгенштейн» (1969), «Аристотелевская теория науки» (1976), «Язык и эпистемология» (1979).
ГРЕЧЕСКАЯ (философия). Греческая философия развивалась с VII в. до Р.Х. по III в. после Р.Х., достигнув своего апогея в IV в. до Р.Х. (Платон и Аристотель). Можно сказать, что место рождения философии — Греция. Первые философы стремятся объяснить мир. Ионийцы ищут корень
. всех вещей в элементах природы: вода для Фалеса (VII в. до
Р.Х.), воздух для Анаксимена, огонь для Гераклита. Пифагореизм пытается выразить мировую гармонию числовыми соотношениями и развивает настоящую религию чисел. Элепская школа, представленная Ксенофаном, Пармени-дом, Зеноном, развивает монизм, доказывающий иллюзорный характер движения. Наконец, атомизм Демокрита объясняет все движением атомов. К концу VI в. зарождается софистика, отводящая искусству дискуссии решающую роль, подготавливая гуманизм IV в. до Р.Х. и появление Сократа. К Сократу восходят эристическая школа (школа диспута), школа киренаиков, сводящая мораль к поиску удовольствий (Аристипп), и школа киников, отождествляющая добродетель с усилием. Платон, основатель Академии, и Аристотель оказали неизгладимое влияние на дальнейшее развитие как греческой философии, так и всей западной философии. Аристотель оставил след в средневековой мысли, а философия Платона, породив неоплатонизм Плотина (III в. после Р.Х.) — последней школы греческой мысли, должна была повлиять на Канта (через святого Августина), Фихте, Гегеля и в другом отношении — на феноменологию Гуссерля.
|
|
^РУППА: совокупность людей, находящихся в одном месте. Социальная группа — это совокупность, организованная законами или институтами и отличающаяся от неорганизованной толпы. С другой стороны, социальная группа не сводится к сумме индивидуальных сознаний, как полагал Тард (сводивший социологию групп к «интерпсихологии»): реакции индивида в группе будут иными, отличными от его же реакций в одиночестве; именно группа меняет его и делает из него другого индивида. Социология изучает группу как частный и специфический факт. Здесь различают статистический анализ, направленный на групповые институты, и динамический анализ, изучающий их функционирование и то, каким образом индивиды живут и осуществляют (чаще всего манипулируют) свои институты (тогда социология становится этнологией). См. Социология
^МАНИЗМ: движение гуманистов Возрождения, вернувших былую славу как античной греко-латинской литературе, та
и личной рефлексии. Этическая доктрина, считающая человека высшей ценностью (противостоит как религиозному фанатизму, так и политическому этатизму, согласному пожертвовать индивидом ради интересов государства): его моральный принцип — толерантность, а. его философия в собственном смысле слова защищает идею прогресса культуры, ведущего к идеальной форме человечества, когда человек будет свободным, благодаря техническому прогрессу, как от превратностей природы (от голода, холода, болезней), так и в отношении других людей (в обществе, лишенном борьбы и классов, но организованном), благодаря учреждению идеальной мировой Конституции. Термин «гуманизм» исторически применим к «религии человечества», которой Конт хотел заменить религию Бога, а сегодня еще и к любой философской, социальной, политической теории, ставящей перед собой в качестве высшей цели безграничное развитие человеческих возможностей и реальное уважение к - достоинству человеческой личности (что составляет моральную задачу, а также экономическую программу).
ГУРВИЧ (Георгий [Жорж]): французский философ и социолог (Новороссийск, Россия, 1894 — Париж, 1965). Профессор в Сорбонне и Практической школе высших исследований. Рассматривает социальную реальность как целое, предлагая при этом различные уровни анализа («дифференциальная» социология) социальных рамок. Опубликованы: «Идея социального права» (1935), «Теоретическая мораль и наука о нравах» (1937), «Очерк по социологии» (1939), «Элементы юридической социологии» (1940), «К. Маркс и социология XX века» (1948), «Современные тенденции немецкой философии» (1950), «Диалектика и социология» (1962), «Социальные рамки познания» (1966).
ГУССЕРЛЬ (Эдмунд): немецкий философ, основоположник феноменологии (Проссниц, Моравия, 1859 ■— Фрейбург, 1938). Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле, Гёттингене и Фрейбурге. По образованию математик. Первоначально Гуссерль являл собой логика, привязанного к «описанию» операций духа, к вычленению «сущностей», воспринимаемых разумом в логических связях. Затем он
становится теоретиком «жизненного опыта», скрытого за всеми умственными операциями. Он, в частности, написал: «Логические исследования» (1900-1901), «Руководящие идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Формальная логика и трансцендентальная феноменология» (1929), «Картезианские размышления» (1929), «Опыт и суждение» (1939). Его феноменология, начинавшаяся как логика, затем развившаяся в философию духа и, наконец, в философию жизни, оказала глубокое влияние на Шелера, Хайдеггера, экзистенциализм (Сартр, Мерло-Понти), а также на логиков (интуиционизм Брауэ-ра). Кроме того, в философской культуре она создала значительное по своему размаху феноменологическое течение (Международные конгрессы Ройомона, Крефельда). См. Эпохе, Феноменология, Редукция.
|
|
ГЮЙО (Жан Мари): французский философ (Лаваль, 1854 — Ментона, 1888). Автор «Эскиза морали без обязательств и санкций» (1884), где особая роль отводится человеческой солидарности.
д
ДАРВИНИЗМ: теория английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). В качестве натуралиста Дарвин отправляется в экспедицию капитана Фицроя на борту «Beagle» и посещает Южную Америку и Тихоокеанские острова (в частности, острова Галапагосского архипелага). Наблюдая за разнообразными видами животных, он приходит к выводу, что они могут эволюционировать, изменяясь. Он изучает одну из птиц, так называемую «птицу Дарвина», которая, питаясь рыбой и живя в безопасности (на нее никогда не охотились), через несколько поколений разучилась использовать крылья, и они у нее атрофировались (см. «Зоологию путешествия "Beagle"»); значит, и человек также вполне мог произойти от обезьяны — гипотеза, сначала вызвавшая скандал, хотя она и высказывалась уже одним французом — Ламарком (1744-1829). В этом общем течении — трансформизме — присутствует коренное различие: у Дарвина среда осуществляет отбор, устраняя непригодное, тогда как у Ламарка она производит отбор, трансформируя организмы; это теория «естественного отбора». Для большей ясности поясним: по Дарвину, животные, не имеющие меха, в холодных странах погибают; по Ламарку, они не погибают, но обрастают мехом. Итак, «естественный отбор» предполагает выживание сильнейших, т.е., в сущности, тех, кто наиболее способен защитить себя одновременно и от других особей, и от суровых климатических условий, и от трудностей в нахождении пищи. Смерть, таким образом, будет «избирательной»: те, кто вымирает, не идентичны тем, кто выживает; остающиеся владеют дополнительными особенностями, которые,, в частности, и позволяют им
|
|
выжить; в результате всего этого образуются новые виды и имеет место общее улучшение состояния особей. Дарвинизм оспаривали очень долго: отрицали наследственность некоторых индивидуальных особенностей, приобретенных в свя-зи с условиями жизни; кроме того, кажется сомнительным утверждение, что отбор может создать новые виды и признаки. Вместе с тем научные законы, наследственности, открытые в 1865 г. Г.Менделем, установили, что мутация может передаваться только в том случае, если она вызывает изменение на уровне «генов». Бурный рост генетики популяций, связанный с именами британца Фишера («The Gene-tical Theory of Natural Selection», 1930) и американца Райта («Evolution in Medeliem Population», 1931), постепенно вывел связную доктрину, дающую изобретенному Дарвином механизму эволюции недостающее ему биологическое обоснование. Основная идея неодарвинизма остается все той же: эволюция, связанная с игрой генетических мутаций, полностью отданных на волю случая; биологические «конструкции» «появляются на свет» благодаря естественному отбору, в соответствии со своей полезностью. Мутации проверяются средой, которая устраняет некоторые из них, позволяя развиваться другим. Так были образованы существующие виды: одни постепенно ответвлялись от других. Эта теория была замечательным образом отшлифована современным эволюционизмом. Группа американцев показала («The Origin of Mutants, Nature», 1988), что в некоторых случаях бактерии способны вызывать адаптационные генетические мутации в ответ на ситуации своеобразного окружения. С другой стороны, существуют эволюционные скачки, неравномерности в развитии, связанные с молекулярным давлением, и наличие недостающих звеньев эволюции идет не от недостаточности поисков, но от прерывистой природы эволюции. См. Эволюционизм, Наследственность.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ: совокупность функций движения, присущих живому существу; противостоит рецептивным и сенсорным функциям. Различают рефлексивные двигательные функции (совершенно независимые от воли), автоматические двигательные функции (куда воля вмешивается лишь затем, чтобы вызвать ряд авто-
матических движений: ходить, глотать и т.д.). наконец, сознательные двигательные функции (когда каждый жест продуман перед своим осуществлением). Термин относится скорее к языку психологии, чем к языку философии.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА: импульс, толкающий к действию
Этот импульс может исходить из какой-либо идеи, чувства, интереса. Различают движущие силы, которые являются ре альными причинами действия и могут быть бессознательны ми, и мотивы, о которых мы вспоминаем, чтобы объяснить или публично оправдать свое действие. Например, жажда власти может быть движущей силой политического действия, тогда как его выраженным мотивом здесь будет преданность нации. Обычно движущая сила относится к области эмоционального, а «мотив» — рационального: только действительно моральное действие может обладать рациональным мотивом (Кант), когда индивид действует, руководствуясь исключительно чувством долга, чистым уважением к моральному закону.
ДВОЙСТВЕННОСТЬ; ситуация, когда один субъект испытывает два противоположных чувства одновременно. Достоевский хорошо выразил глубинный характер двойственности человеческой души: она стремится к чистоте в тот самый момент, когда впадает в разгул, она ненавидит и любит одновременно, и т.д.
ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ: двойное значение одного слова, выражения или мысли. Пример философии двусмысленности — система Мерло-Понти, где истинный человек -это тот, кто одновременно и мыслит и действует, и избегает мира и вовлечен в него.
ДЕДУКТИВНОЙ и ИНДУКТИВНОЙ ЛОГИКИ (системы):
[System of logic]: произведение Дж. Ст. Милля (1843). В
данном учебнике эмпирической логики Милль разрабатывает методы соответствия, дифференциации, побочных вариаций и остатка, позволяющие индуцировать научные законы.
ДЕДУКЦИЯ: строгое умозаключение, применяющее общий принцип к частному случаю- Блестящая иллюстрация дедукции — силлогизм: «Всякий человек смертен; Сократ — человек; следовательно, Сократ смертен». В экспериментальных науках роль дедукции заключается в проверке общей гипотезы на наибольшем количестве частных наблюдений и противостоит индукции: дедукция является здесь, следовательно, «экспериментальной верификацией». В области философии «трансцендентальная дедукция» Канта («Критика чистого разума») состоит в выведении общих принципов науки (Ньютона) из элементарных структур ума или категорий, которые философская рефлексия открывает нам до всякого опыта.
ДЕЗАНТИ (Жан Туссен): французский философ (р. Аяччо, 1914). Преподавал в Сорбонне с 1971 г. Его творчество вписано в традицию Кавайеса. Его докторская диссертация — «Математические идеальности» (1968) — вносит значительный вклад в эпистемологию математики. Дезанти определяет философский дискурс как аналитическое рассуждение, направленное на различные виды научного дискурса. Он опубликовал работы: «Введение в историю философии» (1956), «Феноменология и практика» (1963), «Исследование образования понятия измерения множеств» (1970), «Молчаливая философия» (1975), «Философская судьба» (1982).
ДЕКАРТ (Рене): французский философ (Лаэ, сег. Декарт, Ту- рень, 1596 — Стокгольм, 1650). Сначала его привлекала военная карьера (1617-1629), большую же часть жизни провел в Голландии, спасаясь от гонений со стороны церкви. Классический философ в полном смысле слова, для зарубежных читателей он — символ духа целого народа, поскольку научил французскую культуру новому стилю мышления: при помощи «ясных и отчетливых идей». Он освободил философскую рефлексию от какого бы то ни было авторитета (религиозного или политического), установив таким образом практику «личного размышления». Его рационализм основан, прежде всего, на принципе, предполагающем уверенность в том, что всякий правильно направляемый ум может
прийти к познанию истины. «Рассуждение о методе» (1637) излагает эти правила, долженствующие управлять всяким исследованием, философским или научным. В «Размышлениях о первой философии» — своем главном философском произведении — он исходит из «методического» сомнения во всех вещах и обнаруживает, что даже в самом радикальном сомнении невозможно сомневаться в том, что мы сомневаемся. Мысль представляет, таким образом, нашу первую очевидность, из которой философ и выведет свое существование («Я мыслю, следовательно, я существую»); затем — существование Бога, исходя из понятия бесконечного, имеющегося в нас; наконец, существование материального мира, исходя из ощущения аффектов нашего тела. Его доктрина, а именно рационализм, основана, таким образом, на дедукции всех вещей из мысли. Его этика, изложенная в «Рассуждении о методе», в обширной «Переписке» (в частности, с палатинской принцессой Элизабет), психологическое основание которой анализируется в «Трактате о страстях души» (1649), включает: с одной стороны, предварительный вариант морали (принятой в ожидании возможности основывать свои поступки на истине) стоической направленности, смягченной определенной долей оппортунизма; с другой стороны, набросок окончательного варианта морали, основанной на познании истины: «Чтобы правильно поступать, достаточно правильно судить». В равной мере математик и физик, Декарт изложил свое мировоззрение в «Principia philosophiae» («Начала философии», 1644). Кроме того, он является создателем аналитической геометрии, т.е. применения алгебры в геометрии.
ДЕЛЁЗ (Жиль): французский философ (р. Париж, 1925). Его работа «Ницше и философия» (1962) приводит к развитию понятия «различия» как «истинного начала философии». Совместно с Ф. Гваттари он определяет значимость желания и его революционность перед лицом всякого учреждения, в том числе и психоаналитического («Анти-Эдип», 1972, и «Millepleteaux», 1980). Им написаны также: «Критическая философия Канта» (1963), «Бергсонизм» (1966), «Спиноза и проблема выражения» (1968), «Различие и повторение» (1968), «Логика смысла» (1969).
ДЕЛО СОВЕСТИ: конфликт обязанностей. Обычно в состоянии конфликта находятся моральный долг и социальные требования: характерен пример Антигоны, героини трагедии Софокла, защищавшей внутренний долг (она «должна» похоронить тело брата) против произвольного закона государства (которое запрещает погребение противников государственной власти).
ДЕЛЬБОС (Виктор): французский философ и историк философии (Фижак, 1862 — Париж, 1916). В частности, автор произведения «Проблема морали в философии Спинозы и в истории спинозизма» (1893) и фундаментального «Очерка о формировании практической философии Канта» (1902).
ДЕЛЭ (Жан): французский медик и психиатр (Байон, 1907 — Париж, 1987). Доктор философских наук, профессор медицины с 1939 г., заведующий кафедрой психиатрии на медицинском факультете в Париже в 1946 г. Он, в частности, является автором таких произведений, как: «Потеря памяти» (1942), «Болезни памяти» (1942), «Психофизиология человека» (1945), «Проблемы медицинской психологии» (1952), а также критико-психологического анализа поведения и произведения о Жиде «Юность Андре Жида» (1956— 1957). [Фр. акад., 1959.]
ДЕМЕНЦИЯ: глубокое умственное расстройство, влекущее за собой искажение интеллекта. Слабоумие — это не нехватка разума, не отсутствие интеллектуального развития, но — потеря. Это может быть потеря чувства реальности у ребенка (детская деменция, шизофрения), но чаще всего слабоумие связано с поражением тех или иных органов: общий паралич (сифилитического происхождения), старческое слабоумие, болезни Пика и Альзеймера.
ДЕМОКРАТИЯ (от гр. dqmos — народ, и kratein — управлять, т.е. «правление народа»): правление, при котором свободно осуществляется всеобщее избирательное право вне какого бы то ни было морального или физического давления. Политическая и управленческая структура отличается равномерным разделением властей на исполни-
тельную и законодательную. Конституционная проблема современной демократии, в частности во Франции, состоит в том, чтобы совместить это разделение властей с возможностью непрерывного и успешного действия, когда одна власть не создает искусственные препятствия для другой: обновленная Конституция V Республики установила это равновесие таким образом, что ни законодательная власть не «назначает» исполнительную, ни наоборот, но что Национальное собрание и Президент Республики избираются прямым голосованием нации; а в случае конфликта между двумя властями опять-таки именно нация его разрешает («роспуск» Национального собрания, когда депутаты отсылаются к своим избирателям, которые ратифицируют или осуждают их действия). Понятия «демократия» и «сильное управление» не являются полностью противоположными: сегодня в свободных странах правление может быть сильным лишь в том случае, если в основе своей оно глубоко демократично (в частности, благодаря референдуму). Понятие демократии стало в наши дни столь популярным, что все правительства себя к ней причисляют: от самого строгого дирижизма «народных демократий» вплоть до режима организованной анархии французских партий. См. Правительство, Свобода.
ДЕМОКРИТ: греческий философ (Абдера, Фракия, ок. 460-370 гг. до Р.Х.), материалистическое и атомистическое учение которого вдохновило Эпикура и Лукреция. Рассматривает природу как постоянное движение «атомов» или невидимых и вечных материальных частиц, из комбинации которых образуются самые разнообразные тела. Даже наше познание вещей происходит благодаря тому, что вещи излучают очень тонкие субстанции, воздействующие на наши органы чувств. Демокрит считается предшественником атомической теории. См. Атомизм.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ: показывающий. Этот термин использовали Кант и Фихте, а позднее подхватила вся рефлективная философия. Он характеризует знание, которое одновременно является и самосознанием. Например, «трансцендентальная аналитика» Канта демонстративным методом выводит принципы науки, которые она представляет как
непосредственное порождение рассудка; ум осознает свою деятельность через осознание своих принципов. В математике демонстративным умозаключением будет умозаключение, приводящее к результату с помощью ясного осознания всех промежуточных звеньев, благодаря которым стал возможен данный результат. Демонстративное доказательство противостоит просто логическому, формальному — так называемому апагогическому доказательству; демонстративное доказательство показывает и убеждает.
ДЕПРЕССИЯ: психическое расстройство, для которого характерно понижение трудоспособности и симптомы которого совпадают с симптомами неврастении: физическая и психическая усталость, бессонница, головные боли, раздражительность, трудность в концентрации внимания и фиксации воспоминаний. Итак, налицо одновременно понижение активности и аффективная пертурбация (грусть, тоска). Подобные расстройства появляются как следствие повторяемых и угнетающих эмоций, переутомления, чрезмерной работы или забот. Обычно их лечат «терапией отдыха».
ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Антуан Луи, граф): французский философ и политический деятель (Париж, 1754 ■— там же, 1836). Был депутатом от дворянства в Генеральных штатах, пэром Франции при Реставрации. Его сенсуалистическая философия, изложенная в «Элементах идеологии» (1801), впервые проливает свет на то внутреннее чувство, с которым мы относимся к своим движениям («подвижность») и которое современная феноменология описывает под именем «че,-ловеческого тела».
ДЕТЕРМИНИЗМ: научный принцип, согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же дейст вия». Идея детерминизма — это идея незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами. Если я бросаю камень, он падает на землю; я постулирую детерминизм, когда перехожу от частных случаев к универсальному и вечному закону падения тел. Различают две разновидности детерминизма: 1) это постоянство заложено в самой приро
де, детерминизм онтологичен (в реальности); 2) это постоянство — постулат нашего ума, методический принцип. И в том и в другом случае детерминизм будет доказанным, если человеческий ум сможет правильно предвидеть. В микрофизике говорят об индетерминизме (Гейзенберг), когда предвидение невозможно там, где дело касается одного феномена (например, электрона), но возможно в отношении группы феноменов (пучок электронов): в действительности речь идет о статистическом детерминизме. Гейзенберг, кроме того, говорит о невозможности узнать одновременно скорость и направление движения электрона. Это можно узнать тогда, когда луч света, позволяющий нам наблюдать и определить место нахождения электрона, сам образует пучок электронов, ударяющий и перемещающий наблюдаемый электрон. Именно эта связь между наблюдателем и наблюдаемым, эта пертурбация, вводящая наблюдение в феномен наблюдаемого, и определяет индетерминизм. Следует отметить, что нет никакой связи между научной проблемой детерминизма и метафизически-теологической проблемой человеческой свободы (связанной с проблемой предназначения), потому что, если мы полагаем, что природа подчинена законам детерминизма, это предположение так же согласуется с индетерминизмом, как и с детерминизмом, который предстанет в роли статистического результата, продукта нашего познания. Следовательно, абсолютно невозможно разрешить метафизическую проблему детерминизма на основе современной физики; неправомочно опираться на микрофизику для добывания аргументов «за» или «против» человеческой сво боды.
ДЕТСКОСТЬ: стремление умышленно сохранить или удержать в себе детскую менталъность. Вкус к абсолютному, «свежесть чувств», непосредственность и жажда чистоты — таковы позитивные характеристики этой установки, к которой обычно относятся благожелательно, или даже с поощрением, художники и писатели, но которая вызывает совершенно иную реакцию у психологов. Последние не преминули отметить негативный аспект детскости, которым так долго пренебрегали: с полным основанием они увидели в ней признаки бегства от жизни, удобного убежища,
укрывающего от ответственности, риска и компромиссов, выпадающих на долю «взрослого поведения». Современная психология отмечает такую особенность: если детскость и в самом деле остается привилегией прежде всего художника и поэта, она также является в некоторой степени и отклонением (наблюдаемым у умственно отсталых и психически больных людей). Мировоззрению детскости противостоит социальная ответственность и мир человеческого труда.
ДЕТСТВО: период человеческой жизни от рождения до подросткового периода (который начинается между 15 и 18 годами, в зависимости от пола и условий жизни). Психология детства возникла в прошлом веке и связана с именем Прейера (1841-1897), она развивалась Пиаже (1896), Валлоном (1879-1962) и особенно американским психологом. Геселлом (1880-1961). Две фундаментальные идеи, которые можно здесь вычленить, таковы: 1) между ребенком и взрослым человеком не количественная, а качественная разница; мир ребенка — это вовсе не мир взрослого в миниатюре; ребенок — это не тот человек, которому просто не хватает знания/Различие будет качественным, ведь ребенок рассуждает и чувствует иначе, чем взрослый; 2) биологическое развитие ребенка тесным образом связано с его социальным развитием (это основополагающая идея Валлона), Самые детальные научные исследования ребенка, исследующие каждый шаг при его переходе из состояния младенчества в подростковый период, принадлежат Геселлу. Он использует три оригинальных метода анализа: «бэби-тес-ты» (отличающиеся от написанных тестов и от психометрии, приложимой лишь к взрослому), кинематографический анализ (ребенок снимается на пленку через зеркало без амальгамы), наконец, метод близнецов (который позволяет отделить наследственность от влияния среды). Можно прочесть трилогию Геселла: «Младенчество», «От 5 до 10 лет», «Подростковый период». В развитии личности ребенка Фрейд выделил три основные стадии: 1) оральная стадия, длящаяся с момента рождения до второго года жизни, когда все удовольствия («вся аффективность») сконцентрированы вокруг «удовольствия рта» — сосания; 2) анальная стадия,
от второго до четвертого года, когда ребенок учится быть чистоплотным, когда он испытывает интерес к своим экскрементам и удовольствие, когда их трогает, Проявляет признаки наваждения и разрушительных импульсов ненависти, что и позволило Фрейду говорить об этой стадии как о «садистски анальной» («этот возраст безжалостен»); 3) фаллическая стадия (или «детски-генитальная»), которая длится от 3-4 до 6-7 лет, и когда зона преимущественного возбуждения перемещается на генитальные органы, одновременно с развитием чувств любви и ревности, характерных для Эдипова комплекса. Именно в возрасте трех лет ребенок начинает сознавать себя как личность, тогда начинается ритм столкновений с другими и замыкания в самом себе. К 4-5 годам наступает стадия благосклонности; если ее не хватает, ебенок начинает действовать методом агрессии, чтобы снова стать спокойным к 6-7 годам. С семи лет ребенок входит в период «скрытности»: с 7 до 12 лет он становится маленьким техником (возраст Меккано, игр, битв). К 12-14 годам начинается половое созревание; переход от стадии товарища к стадии друга. Наконец, наступает подростковый период, для которого характерны сосредоточенность на самом себе и столкновения с родителями. С точки зрения развития интеллекта: 1) от 0 до 10 месяцев ребенок достигает интеллекта обезьяны «макаки»; он способен только на рефлексы и привычки; 2) от 10 до 12 месяцев отмечают то, что Болдуин назвал «циркулярной реакцией»: ребенок по сотне раз роняет свою погремушку; так он начинает осознавать падение и учится управлять своими двигательными функциями, своими членами; 3) к 12-13 месяцам появляется «отложенная реакция»: ребенок способен захотеть пирожное, которое он не видит и которое находится в коробке; 4) разум развивается затем вместе с прогрессированием языка. См. Возраст, Менталитет.