Ххххххххххххххххх 5 страница

методов Цезаря Борджиа, который смог из ничего создать современное государство.

ГРАМШИ (Антонио): итальянский философ и политический деятель (Алее, Сардиния, 1891 — Рим, 1937), В 1921 г. был одним из основателей итальянской коммунистической партии. Потерял здоровье в тюрьме. Оспаривал историчес­кий детерминизм марксистов-социалистов конца XIX в., считавших пролетарскую революцию неизбежной. Грамши настаивает на необходимости политической работы и дейст­вия для изменения положения вещей и возможности «геге­монии пролетариата». Это понятие подчеркивает, что ин­теллектуальное руководство, связанное с созданием новой культуры и новой морали, гораздо важнее, чем насильствен­ная функция государства, которое, по его мнению, должно лишь играть роль «ночного сторожа» (выражение Лассаля). Его труды опубликованы после смерти: «Исторический ма­териализм и философия Б. Кроче» (1948), «Интеллектуалы и организация культуры» (1949), «Литература и националь­ная жизнь» (1960). В полном объеме его философские раз­мышления были изданы в четырехтомнике «Тюремные тет­ради» (1975).

ГРАНЖЕ (Жиль Гастон): французский философ (р. Париж, 1920). С 1964 г. преподавал в Экс-ан-Провансе. Его рефлек­сия протекает в русле эпистемологии и философии науки; он проанализировал условия, необходимые для создания гу­манитарного знания. Главные произведения: «Экономичес­кая методология» (1955), «Разум» (1955), «Социальная мате­матика маркиза де Кондорсе» (1956), «Формальная мысль и наука о человеке» (1960), «Витгенштейн» (1969), «Аристо­телевская теория науки» (1976), «Язык и эпистемология» (1979).

ГРЕЧЕСКАЯ (философия). Греческая философия развива­лась с VII в. до Р.Х. по III в. после Р.Х., достигнув своего апогея в IV в. до Р.Х. (Платон и Аристотель). Можно ска­зать, что место рождения философии — Греция. Первые философы стремятся объяснить мир. Ионийцы ищут корень

. всех вещей в элементах природы: вода для Фалеса (VII в. до

Р.Х.), воздух для Анаксимена, огонь для Гераклита. Пифа­гореизм пытается выразить мировую гармонию числовыми соотношениями и развивает настоящую религию чисел. Элепская школа, представленная Ксенофаном, Пармени-дом, Зеноном, развивает монизм, доказывающий иллюзор­ный характер движения. Наконец, атомизм Демокрита объясняет все движением атомов. К концу VI в. зарождает­ся софистика, отводящая искусству дискуссии решающую роль, подготавливая гуманизм IV в. до Р.Х. и появление Сократа. К Сократу восходят эристическая школа (шко­ла диспута), школа киренаиков, сводящая мораль к поиску удовольствий (Аристипп), и школа киников, отождествляю­щая добродетель с усилием. Платон, основатель Академии, и Аристотель оказали неизгладимое влияние на дальнейшее развитие как греческой философии, так и всей западной философии. Аристотель оставил след в средневековой мыс­ли, а философия Платона, породив неоплатонизм Плотина (III в. после Р.Х.) — последней школы греческой мысли, должна была повлиять на Канта (через святого Августина), Фихте, Гегеля и в другом отношении — на феноменологию Гуссерля.

^РУППА: совокупность людей, находящихся в одном мес­те. Социальная группа — это совокупность, организован­ная законами или институтами и отличающаяся от неор­ганизованной толпы. С другой стороны, социальная группа не сводится к сумме индивидуальных сознаний, как полагал Тард (сводивший социологию групп к «интерпсихологии»): реакции индивида в группе будут иными, отличными от его же реакций в одиночестве; именно группа меняет его и дела­ет из него другого индивида. Социология изучает группу как частный и специфический факт. Здесь различают статисти­ческий анализ, направленный на групповые институты, и динамический анализ, изучающий их функционирование и то, каким образом индивиды живут и осуществляют (чаще всего манипулируют) свои институты (тогда социология ста­новится этнологией). См. Социология

^МАНИЗМ: движение гуманистов Возрождения, вернувших былую славу как античной греко-латинской литературе, та

и личной рефлексии. Этическая доктрина, считающая чело­века высшей ценностью (противостоит как религиозному фанатизму, так и политическому этатизму, согласному по­жертвовать индивидом ради интересов государства): его мо­ральный принцип — толерантность, а. его философия в собственном смысле слова защищает идею прогресса куль­туры, ведущего к идеальной форме человечества, когда че­ловек будет свободным, благодаря техническому прогрессу, как от превратностей природы (от голода, холода, болезней), так и в отношении других людей (в обществе, лишенном борьбы и классов, но организованном), благодаря учрежде­нию идеальной мировой Конституции. Термин «гуманизм» исторически применим к «религии человечества», которой Конт хотел заменить религию Бога, а сегодня еще и к лю­бой философской, социальной, политической теории, ста­вящей перед собой в качестве высшей цели безграничное развитие человеческих возможностей и реальное уважение к - достоинству человеческой личности (что составляет мораль­ную задачу, а также экономическую программу).

ГУРВИЧ (Георгий [Жорж]): французский философ и социо­лог (Новороссийск, Россия, 1894 — Париж, 1965). Профес­сор в Сорбонне и Практической школе высших исследо­ваний. Рассматривает социальную реальность как целое, предлагая при этом различные уровни анализа («дифферен­циальная» социология) социальных рамок. Опубликованы: «Идея социального права» (1935), «Теоретическая мораль и наука о нравах» (1937), «Очерк по социологии» (1939), «Элементы юридической социологии» (1940), «К. Маркс и социология XX века» (1948), «Современные тенденции не­мецкой философии» (1950), «Диалектика и социология» (1962), «Социальные рамки познания» (1966).

ГУССЕРЛЬ (Эдмунд): немецкий философ, основоположник феноменологии (Проссниц, Моравия, 1859 ■— Фрейбург, 1938). Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле, Гёттингене и Фрейбурге. По образованию математик. Пер­воначально Гуссерль являл собой логика, привязанного к «описанию» операций духа, к вычленению «сущностей», воспринимаемых разумом в логических связях. Затем он

становится теоретиком «жизненного опыта», скрытого за всеми умственными операциями. Он, в частности, написал: «Логические исследования» (1900-1901), «Руководящие идеи к чистой феноменологии и феноменологической фило­софии» (1913), «Формальная логика и трансцендентальная феноменология» (1929), «Картезианские размышления» (1929), «Опыт и суждение» (1939). Его феноменология, на­чинавшаяся как логика, затем развившаяся в философию духа и, наконец, в философию жизни, оказала глубокое вли­яние на Шелера, Хайдеггера, экзистенциализм (Сартр, Мерло-Понти), а также на логиков (интуиционизм Брауэ-ра). Кроме того, в философской культуре она создала значи­тельное по своему размаху феноменологическое течение (Международные конгрессы Ройомона, Крефельда). См. Эпохе, Феноменология, Редукция.

ГЮЙО (Жан Мари): французский философ (Лаваль, 1854 — Ментона, 1888). Автор «Эскиза морали без обязательств и санкций» (1884), где особая роль отводится человеческой солидарности.

д

ДАРВИНИЗМ: теория английского естествоиспытате­ля Чарльза Дарвина (1809-1882). В качестве натуралиста Дарвин отправляется в экспедицию капитана Фицроя на борту «Beagle» и посещает Южную Америку и Тихоокеан­ские острова (в частности, острова Галапагосского архипе­лага). Наблюдая за разнообразными видами животных, он приходит к выводу, что они могут эволюционировать, изме­няясь. Он изучает одну из птиц, так называемую «птицу Дар­вина», которая, питаясь рыбой и живя в безопасности (на нее никогда не охотились), через несколько поколений разу­чилась использовать крылья, и они у нее атрофировались (см. «Зоологию путешествия "Beagle"»); значит, и человек также вполне мог произойти от обезьяны — гипотеза, снача­ла вызвавшая скандал, хотя она и высказывалась уже одним французом — Ламарком (1744-1829). В этом общем те­чении — трансформизме — присутствует коренное разли­чие: у Дарвина среда осуществляет отбор, устраняя непри­годное, тогда как у Ламарка она производит отбор, транс­формируя организмы; это теория «естественного отбора». Для большей ясности поясним: по Дарвину, животные, не имеющие меха, в холодных странах погибают; по Ламарку, они не погибают, но обрастают мехом. Итак, «естественный отбор» предполагает выживание сильнейших, т.е., в сущнос­ти, тех, кто наиболее способен защитить себя одновремен­но и от других особей, и от суровых климатических условий, и от трудностей в нахождении пищи. Смерть, таким обра­зом, будет «избирательной»: те, кто вымирает, не идентичны тем, кто выживает; остающиеся владеют дополнительны­ми особенностями, которые,, в частности, и позволяют им

выжить; в результате всего этого образуются новые виды и имеет место общее улучшение состояния особей. Дарвинизм оспаривали очень долго: отрицали наследственность неко­торых индивидуальных особенностей, приобретенных в свя-зи с условиями жизни; кроме того, кажется сомнительным утверждение, что отбор может создать новые виды и приз­наки. Вместе с тем научные законы, наследственности, от­крытые в 1865 г. Г.Менделем, установили, что мутация может передаваться только в том случае, если она вызывает изменение на уровне «генов». Бурный рост генетики попу­ляций, связанный с именами британца Фишера («The Gene-tical Theory of Natural Selection», 1930) и американца Райта («Evolution in Medeliem Population», 1931), постепенно вы­вел связную доктрину, дающую изобретенному Дарвином механизму эволюции недостающее ему биологическое обос­нование. Основная идея неодарвинизма остается все той же: эволюция, связанная с игрой генетических мутаций, пол­ностью отданных на волю случая; биологические «конструк­ции» «появляются на свет» благодаря естественному отбору, в соответствии со своей полезностью. Мутации проверяются средой, которая устраняет некоторые из них, позволяя раз­виваться другим. Так были образованы существующие виды: одни постепенно ответвлялись от других. Эта теория была замечательным образом отшлифована современным эволю­ционизмом. Группа американцев показала («The Origin of Mutants, Nature», 1988), что в некоторых случаях бактерии способны вызывать адаптационные генетические мутации в ответ на ситуации своеобразного окружения. С другой сто­роны, существуют эволюционные скачки, неравномерности в развитии, связанные с молекулярным давлением, и на­личие недостающих звеньев эволюции идет не от недоста­точности поисков, но от прерывистой природы эволюции. См. Эволюционизм, Наследственность.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ: совокупность функций движения, присущих живому существу; противостоит рецептивным и сенсорным функциям. Различают реф­лексивные двигательные функции (совершенно независи­мые от воли), автоматические двигательные функции (куда воля вмешивается лишь затем, чтобы вызвать ряд авто-

матических движений: ходить, глотать и т.д.). наконец, соз­нательные двигательные функции (когда каждый жест продуман перед своим осуществлением). Термин относится скорее к языку психологии, чем к языку философии.

ДВИЖУЩАЯ СИЛА: импульс, толкающий к действию

Этот импульс может исходить из какой-либо идеи, чувства, интереса. Различают движущие силы, которые являются ре альными причинами действия и могут быть бессознательны ми, и мотивы, о которых мы вспоминаем, чтобы объяснить или публично оправдать свое действие. Например, жажда власти может быть движущей силой политического дейст­вия, тогда как его выраженным мотивом здесь будет предан­ность нации. Обычно движущая сила относится к области эмоционального, а «мотив» — рационального: только дейст­вительно моральное действие может обладать рациональным мотивом (Кант), когда индивид действует, руководствуясь исключительно чувством долга, чистым уважением к мораль­ному закону.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ; ситуация, когда один субъект ис­пытывает два противоположных чувства одновремен­но. Достоевский хорошо выразил глубинный характер двой­ственности человеческой души: она стремится к чистоте в тот самый момент, когда впадает в разгул, она ненавидит и любит одновременно, и т.д.

ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ: двойное значение одного слова, выражения или мысли. Пример философии двусмыслен­ности — система Мерло-Понти, где истинный человек -это тот, кто одновременно и мыслит и действует, и избегает мира и вовлечен в него.

ДЕДУКТИВНОЙ и ИНДУКТИВНОЙ ЛОГИКИ (системы):

[System of logic]: произведение Дж. Ст. Милля (1843). В
данном учебнике эмпирической логики Милль разраба­тывает методы соответствия, дифференциации, побочных вариаций и остатка, позволяющие индуцировать научные законы.

ДЕДУКЦИЯ: строгое умозаключение, применяющее об­щий принцип к частному случаю- Блестящая иллюст­рация дедукции — силлогизм: «Всякий человек смертен; Сократ — человек; следовательно, Сократ смертен». В экс­периментальных науках роль дедукции заключается в про­верке общей гипотезы на наибольшем количестве частных наблюдений и противостоит индукции: дедукция является здесь, следовательно, «экспериментальной верификацией». В области философии «трансцендентальная дедукция» Кан­та («Критика чистого разума») состоит в выведении об­щих принципов науки (Ньютона) из элементарных струк­тур ума или категорий, которые философская рефлексия открывает нам до всякого опыта.

ДЕЗАНТИ (Жан Туссен): французский философ (р. Аяччо, 1914). Преподавал в Сорбонне с 1971 г. Его творчество впи­сано в традицию Кавайеса. Его докторская диссертация — «Математические идеальности» (1968) — вносит значи­тельный вклад в эпистемологию математики. Дезанти оп­ределяет философский дискурс как аналитическое рас­суждение, направленное на различные виды научного дискурса. Он опубликовал работы: «Введение в историю фи­лософии» (1956), «Феноменология и практика» (1963), «Ис­следование образования понятия измерения множеств» (1970), «Молчаливая философия» (1975), «Философская судь­ба» (1982).

ДЕКАРТ (Рене): французский философ (Лаэ, сег. Декарт, Ту- рень, 1596 — Стокгольм, 1650). Сначала его привлекала военная карьера (1617-1629), большую же часть жизни про­вел в Голландии, спасаясь от гонений со стороны церкви. Классический философ в полном смысле слова, для зару­бежных читателей он — символ духа целого народа, посколь­ку научил французскую культуру новому стилю мышления: при помощи «ясных и отчетливых идей». Он освободил фи­лософскую рефлексию от какого бы то ни было авторитета (религиозного или политического), установив таким образом практику «личного размышления». Его рационализм осно­ван, прежде всего, на принципе, предполагающем уверен­ность в том, что всякий правильно направляемый ум может

прийти к познанию истины. «Рассуждение о методе» (1637) излагает эти правила, долженствующие управлять всяким исследованием, философским или научным. В «Раз­мышлениях о первой философии» — своем главном фило­софском произведении — он исходит из «методического» сомнения во всех вещах и обнаруживает, что даже в самом радикальном сомнении невозможно сомневаться в том, что мы сомневаемся. Мысль представляет, таким образом, нашу первую очевидность, из которой философ и выведет свое существование («Я мыслю, следовательно, я существую»); затем — существование Бога, исходя из понятия бесконеч­ного, имеющегося в нас; наконец, существование материаль­ного мира, исходя из ощущения аффектов нашего тела. Его доктрина, а именно рационализм, основана, таким обра­зом, на дедукции всех вещей из мысли. Его этика, изложен­ная в «Рассуждении о методе», в обширной «Переписке» (в частности, с палатинской принцессой Элизабет), психоло­гическое основание которой анализируется в «Трактате о страстях души» (1649), включает: с одной стороны, предва­рительный вариант морали (принятой в ожидании воз­можности основывать свои поступки на истине) стоической направленности, смягченной определенной долей оппорту­низма; с другой стороны, набросок окончательного варианта морали, основанной на познании истины: «Чтобы правиль­но поступать, достаточно правильно судить». В равной мере математик и физик, Декарт изложил свое мировоззрение в «Principia philosophiae» («Начала философии», 1644). Кроме того, он является создателем аналитической геометрии, т.е. применения алгебры в геометрии.

ДЕЛЁЗ (Жиль): французский философ (р. Париж, 1925). Его работа «Ницше и философия» (1962) приводит к развитию понятия «различия» как «истинного начала философии». Совместно с Ф. Гваттари он определяет значимость жела­ния и его революционность перед лицом всякого учреж­дения, в том числе и психоаналитического («Анти-Эдип», 1972, и «Millepleteaux», 1980). Им написаны также: «Крити­ческая философия Канта» (1963), «Бергсонизм» (1966), «Спиноза и проблема выражения» (1968), «Различие и пов­торение» (1968), «Логика смысла» (1969).

ДЕЛО СОВЕСТИ: конфликт обязанностей. Обычно в сос­тоянии конфликта находятся моральный долг и социальные требования: характерен пример Антигоны, героини траге­дии Софокла, защищавшей внутренний долг (она «должна» похоронить тело брата) против произвольного закона госу­дарства (которое запрещает погребение противников госу­дарственной власти).

ДЕЛЬБОС (Виктор): французский философ и историк фи­лософии (Фижак, 1862 — Париж, 1916). В частности, автор произведения «Проблема морали в философии Спинозы и в истории спинозизма» (1893) и фундаментального «Очерка о формировании практической философии Канта» (1902).

ДЕЛЭ (Жан): французский медик и психиатр (Байон, 1907 — Париж, 1987). Доктор философских наук, профессор меди­цины с 1939 г., заведующий кафедрой психиатрии на ме­дицинском факультете в Париже в 1946 г. Он, в частности, является автором таких произведений, как: «Потеря памя­ти» (1942), «Болезни памяти» (1942), «Психофизиология человека» (1945), «Проблемы медицинской психологии» (1952), а также критико-психологического анализа поведе­ния и произведения о Жиде «Юность Андре Жида» (1956— 1957). [Фр. акад., 1959.]

ДЕМЕНЦИЯ: глубокое умственное расстройство, влеку­щее за собой искажение интеллекта. Слабоумие — это не нехватка разума, не отсутствие интеллектуального разви­тия, но — потеря. Это может быть потеря чувства реально­сти у ребенка (детская деменция, шизофрения), но чаще всего слабоумие связано с поражением тех или иных орга­нов: общий паралич (сифилитического происхождения), старческое слабоумие, болезни Пика и Альзеймера.

ДЕМОКРАТИЯ (от гр. dqmos — народ, и kratein — управлять, т.е. «правление народа»): правление, при котором сво­бодно осуществляется всеобщее избирательное право вне какого бы то ни было морального или физического давления. Политическая и управленческая структура от­личается равномерным разделением властей на исполни-

тельную и законодательную. Конституционная проблема со­временной демократии, в частности во Франции, состоит в том, чтобы совместить это разделение властей с возможно­стью непрерывного и успешного действия, когда одна власть не создает искусственные препятствия для другой: обновлен­ная Конституция V Республики установила это равновесие таким образом, что ни законодательная власть не «назнача­ет» исполнительную, ни наоборот, но что Национальное соб­рание и Президент Республики избираются прямым голосо­ванием нации; а в случае конфликта между двумя властями опять-таки именно нация его разрешает («роспуск» Нацио­нального собрания, когда депутаты отсылаются к своим из­бирателям, которые ратифицируют или осуждают их дейст­вия). Понятия «демократия» и «сильное управление» не являются полностью противоположными: сегодня в свобод­ных странах правление может быть сильным лишь в том слу­чае, если в основе своей оно глубоко демократично (в част­ности, благодаря референдуму). Понятие демократии стало в наши дни столь популярным, что все правительства себя к ней причисляют: от самого строгого дирижизма «народных демократий» вплоть до режима организованной анархии французских партий. См. Правительство, Свобода.

ДЕМОКРИТ: греческий философ (Абдера, Фракия, ок. 460-370 гг. до Р.Х.), материалистическое и атомистическое уче­ние которого вдохновило Эпикура и Лукреция. Рассмат­ривает природу как постоянное движение «атомов» или невидимых и вечных материальных частиц, из комбинации которых образуются самые разнообразные тела. Даже наше познание вещей происходит благодаря тому, что вещи излу­чают очень тонкие субстанции, воздействующие на наши органы чувств. Демокрит считается предшественником ато­мической теории. См. Атомизм.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ: показывающий. Этот термин ис­пользовали Кант и Фихте, а позднее подхватила вся реф­лективная философия. Он характеризует знание, которое одновременно является и самосознанием. Например, «транс­цендентальная аналитика» Канта демонстративным мето­дом выводит принципы науки, которые она представляет как

непосредственное порождение рассудка; ум осознает свою деятельность через осознание своих принципов. В матема­тике демонстративным умозаключением будет умозаключе­ние, приводящее к результату с помощью ясного осознания всех промежуточных звеньев, благодаря которым стал воз­можен данный результат. Демонстративное доказательст­во противостоит просто логическому, формальному — так называемому апагогическому доказательству; демонстратив­ное доказательство показывает и убеждает.

ДЕПРЕССИЯ: психическое расстройство, для которого характерно понижение трудоспособности и симптомы которого совпадают с симптомами неврастении: фи­зическая и психическая усталость, бессонница, голов­ные боли, раздражительность, трудность в концентра­ции внимания и фиксации воспоминаний. Итак, налицо одновременно понижение активности и аффективная пер­турбация (грусть, тоска). Подобные расстройства появляют­ся как следствие повторяемых и угнетающих эмоций, пере­утомления, чрезмерной работы или забот. Обычно их лечат «терапией отдыха».

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Антуан Луи, граф): французский фи­лософ и политический деятель (Париж, 1754 ■— там же, 1836). Был депутатом от дворянства в Генеральных штатах, пэром Франции при Реставрации. Его сенсуалистическая философия, изложенная в «Элементах идеологии» (1801), впервые проливает свет на то внутреннее чувство, с которым мы относимся к своим движениям («подвижность») и кото­рое современная феноменология описывает под именем «че,-ловеческого тела».

ДЕТЕРМИНИЗМ: научный принцип, согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же дейст­ вия». Идея детерминизма — это идея незыблемого и посто­янного порядка в отношениях между феноменами. Если я бросаю камень, он падает на землю; я постулирую детерми­низм, когда перехожу от частных случаев к универсальному и вечному закону падения тел. Различают две разновидности детерминизма: 1) это постоянство заложено в самой приро

де, детерминизм онтологичен (в реальности); 2) это посто­янство — постулат нашего ума, методический принцип. И в том и в другом случае детерминизм будет доказанным, если человеческий ум сможет правильно предвидеть. В микрофи­зике говорят об индетерминизме (Гейзенберг), когда предви­дение невозможно там, где дело касается одного феномена (например, электрона), но возможно в отношении группы феноменов (пучок электронов): в действительности речь идет о статистическом детерминизме. Гейзенберг, кроме того, го­ворит о невозможности узнать одновременно скорость и на­правление движения электрона. Это можно узнать тогда, когда луч света, позволяющий нам наблюдать и определить место нахождения электрона, сам образует пучок электро­нов, ударяющий и перемещающий наблюдаемый электрон. Именно эта связь между наблюдателем и наблюдаемым, эта пертурбация, вводящая наблюдение в феномен наблюдаемо­го, и определяет индетерминизм. Следует отметить, что нет никакой связи между научной проблемой детерминизма и метафизически-теологической проблемой человеческой свободы (связанной с проблемой предназначения), потому что, если мы полагаем, что природа подчинена законам де­терминизма, это предположение так же согласуется с инде­терминизмом, как и с детерминизмом, который предстанет в роли статистического результата, продукта нашего позна­ния. Следовательно, абсолютно невозможно разрешить ме­тафизическую проблему детерминизма на основе современ­ной физики; неправомочно опираться на микрофизику для добывания аргументов «за» или «против» человеческой сво боды.

ДЕТСКОСТЬ: стремление умышленно сохранить или удержать в себе детскую менталъность. Вкус к абсо­лютному, «свежесть чувств», непосредственность и жажда чистоты — таковы позитивные характеристики этой уста­новки, к которой обычно относятся благожелательно, или даже с поощрением, художники и писатели, но которая вы­зывает совершенно иную реакцию у психологов. Последние не преминули отметить негативный аспект детскости, кото­рым так долго пренебрегали: с полным основанием они уви­дели в ней признаки бегства от жизни, удобного убежища,

укрывающего от ответственности, риска и компромис­сов, выпадающих на долю «взрослого поведения». Совре­менная психология отмечает такую особенность: если детс­кость и в самом деле остается привилегией прежде всего художника и поэта, она также является в некоторой степени и отклонением (наблюдаемым у умственно отсталых и пси­хически больных людей). Мировоззрению детскости проти­востоит социальная ответственность и мир человеческого труда.

ДЕТСТВО: период человеческой жизни от рождения до подросткового периода (который начинается между 15 и 18 годами, в зависимости от пола и условий жиз­ни). Психология детства возникла в прошлом веке и связана с именем Прейера (1841-1897), она развивалась Пиаже (1896), Валлоном (1879-1962) и особенно американским психологом. Геселлом (1880-1961). Две фундаментальные идеи, которые можно здесь вычленить, таковы: 1) между ре­бенком и взрослым человеком не количественная, а качест­венная разница; мир ребенка — это вовсе не мир взрослого в миниатюре; ребенок — это не тот человек, которому прос­то не хватает знания/Различие будет качественным, ведь ре­бенок рассуждает и чувствует иначе, чем взрослый; 2) био­логическое развитие ребенка тесным образом связано с его социальным развитием (это основополагающая идея Вал­лона), Самые детальные научные исследования ребенка, исследующие каждый шаг при его переходе из состояния младенчества в подростковый период, принадлежат Геселлу. Он использует три оригинальных метода анализа: «бэби-тес-ты» (отличающиеся от написанных тестов и от психомет­рии, приложимой лишь к взрослому), кинематографический анализ (ребенок снимается на пленку через зеркало без амальгамы), наконец, метод близнецов (который позволяет отделить наследственность от влияния среды). Можно про­честь трилогию Геселла: «Младенчество», «От 5 до 10 лет», «Подростковый период». В развитии личности ребенка Фрейд выделил три основные стадии: 1) оральная стадия, длящаяся с момента рождения до второго года жизни, когда все удовольствия («вся аффективность») сконцентрированы вокруг «удовольствия рта» — сосания; 2) анальная стадия,

от второго до четвертого года, когда ребенок учится быть чистоплотным, когда он испытывает интерес к своим экс­крементам и удовольствие, когда их трогает, Проявляет при­знаки наваждения и разрушительных импульсов ненависти, что и позволило Фрейду говорить об этой стадии как о «са­дистски анальной» («этот возраст безжалостен»); 3) фалли­ческая стадия (или «детски-генитальная»), которая длится от 3-4 до 6-7 лет, и когда зона преимущественного возбуж­дения перемещается на генитальные органы, одновременно с развитием чувств любви и ревности, характерных для Эди­пова комплекса. Именно в возрасте трех лет ребенок на­чинает сознавать себя как личность, тогда начинается ритм столкновений с другими и замыкания в самом себе. К 4-5 годам наступает стадия благосклонности; если ее не хвата­ет, ебенок начинает действовать методом агрессии, чтобы снова стать спокойным к 6-7 годам. С семи лет ребенок входит в период «скрытности»: с 7 до 12 лет он становится маленьким техником (возраст Меккано, игр, битв). К 12-14 годам начинается половое созревание; переход от стадии товарища к стадии друга. Наконец, наступает подростковый период, для которого характерны сосредоточенность на са­мом себе и столкновения с родителями. С точки зрения раз­вития интеллекта: 1) от 0 до 10 месяцев ребенок достигает интеллекта обезьяны «макаки»; он способен только на реф­лексы и привычки; 2) от 10 до 12 месяцев отмечают то, что Болдуин назвал «циркулярной реакцией»: ребенок по сотне раз роняет свою погремушку; так он начинает осознавать падение и учится управлять своими двигательными функ­циями, своими членами; 3) к 12-13 месяцам появляется «от­ложенная реакция»: ребенок способен захотеть пирожное, которое он не видит и которое находится в коробке; 4) разум развивается затем вместе с прогрессированием языка. См. Возраст, Менталитет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: