Дидье жюлиа. Философский словарь: пер. С франц. – М. : междунар. Отношения, 2000. - 544 С. 1 страница

к

КАБАНИС (Жорж): французский медик и философ (Конак, Лимузин, 1757 — Руэй, графство Серенкур, Валь д'Уаз, 1808). Первый французский писатель, методически изложивший отношения физиологии и морали в своем знаменитом трак­тате «Отношения конституции и морали человека» (1802), оказавший глубокое влияние на идеи и интеллектуальный климат своей эпохи.

КАББАЛА (от древнеевр. qabbel, получать; qabbalah, теория откровения): в еврейской традиции тайная интер­претация Библии. В развитии Каббалы различают три периода: 1) докаббалистический период (XIII в.), когда на основе философии гностиков, Плотина и Аристотеля создается «Sepher Yezirah» (Книга Творения); 2) эпоха «Zo-har» (Сияние) (XIV в.), произведения, написанного Равви Моисеем из Леона; 3) эпоха Каббалы в собственном смыс­ле слова (XV в.), основной автор которой — Исаак Лурия. Каббалистическое учение вычленяет Библейскую теоло­гию, используя для этого метод систематизации и форма­лизации. Это философия эманации, исследующая посред­ников между Богом и миром, распределенных на четыре степени, или «гипостазы»: Бог (atsiouth), тварь (beria), фор­мирование (jetsira), человек ('hassia). Само откровение воз­можно лишь благодаря этой схеме, напрямую связывающей человеческое существование с божественной мудростью. Каббала использует основные принципы библейской эк­зегезы. Она противостоит Талмуду, изучающему детали текста и конкретное содержание рассказываемых в нем историй.

КАВАЙЕС (Жан): французский философ и математик (Сан-Мэксан, 1903 —Аррас, 1944, убит немцами). В 1938 г. защи-i тил диссертацию по философии науки. В Страсбурге, затем в Сорбонне совмещает свои лекции, исследования по мате­матической логике и патриотическую деятельность в рядах французского Сопротивления. Его основные произведе­ния: «Заметки о создании абстрактной теории множеств» (1938), «Аксиоматический метод и формализм: эссе о проб­леме основания в математике» (1938), «Трансконечность и непрерывность» (1947), «О логике и теории науки» (1946-1948).

КАЙЗЕРЛИНГ (Герман фон): немецкий философ (Кённо, Ливония, 1880 — Инсбрук, 1946), натуралист, ставший фи­лософом под влиянием Зиммеля и Бергсона, в промежутке между двумя войнами основавший в Дармштадте «школу Мудрости». Выступал против узкого рационализма, отры­вающего западного человека от его корней. Его произведе­ния: «Das Gefiige der Welt» (1906), «Das Reisetagebuch eines Philosophe» (1919), «Die Weltrevolution» (1931); «Интимная жизнь» (1946).

КАЛЬВИН (Жан), подлинное имя — Ковен (Нуайон, Пикар­дия, 1509 — Женева, 1564). В Париже с успехом изучал логику, грамматику и философию. Его отец, служивший сек­ретарем епископа Нуайона, умирает отлученным от церкви; его брат обращается в лютеранство. В 1532 г. составляет Комментарий к «De dementia» Сенеки, где косвенно пы­тается найти точки соприкосновения между Евангелием и стоицизмом. На ноябрь 1533 г. приходится его решитель­ный и окончательный переход на сторону протестантизма. С этого момента и вплоть до его переезда в Женеву жизнь Кальвина — жизнь бродяги, скрывающегося от Инквизиции. В 1536 г. выходит в свет «Наставление в христианской вере». Он поселяется в Женеве и основывает там авторитарную партию, которая, пополняясь французскими изгнанниками, завоевывает большинство в городском совете. Строгий и вдохновенный теолог, внимательный пастор, глава авто­ритарного государства, Кальвин одновременно является и несравненным оратором, и замечательным писателем, чья

проза 4v образец ясности. Он умирает в 1564 г., изможден­ный трудом; в это время он уже основатель кальвинизма (осо­бенно распространенного в Северной и Северо-Восточной Европе).

КАМПАНЕЛЛА (Томмазо): итальянский философ (Стило, Калабрия, 1568 — Париж; 1639). Боролся со схоластикой и отстаивал экспериментальный метод. Провел 27 лет в тюрь­ме за желание реформировать христианство и объединить все народы под одним гражданским законом и одной «ес­тественной религией», по отношению к которой все су­ществующие религии — лишь ее разновидности. В тюрьме написал «Испанскую монархию», «Политические афориз­мы» и особенно известный «Город Солнца» (1602), предве­щающий коммунистическую систему.

КАМЮ (Альбер): французский писатель (Мондови, Алжир, 1913 — Йонна, 1960, смерть в автомобильной катастрофе, Вильблевен). Легочное заболевание помешало ему в 1934 г. получить философское образование; до 1938 г. он работал с труппой актеров-любителей. Журналистика увлекает его в метрополию, где во время второй мировой войны он активно участвует в группе Сопротивления «Combat». После 1945 г. становится редактором и главой газеты «Combat». Приобре­тает известность в 1942 г., после публикации «Посторонне­го» и «Мифа о Сизифе» (философское эссе). Абсурд жизни, бессилие человеческого разума перед событиями, происхо­дящими в мире, неизбежность смерти — основные составля­ющие его мировоззрения. Диапазон его творчества распро­страняется от патетического и символического романа об условиях человеческого существования («Чума», 1947) до театра абсурда («Калигула», 1944), включая рассказ («Из­гнание и королевство», 1957) и историческую хронику («Злободневные заметки», 1950-1953-1958). В отличие от Сартра оригинальность Камю — в умении сохранить за современными характеристиками экзистенции безмятежное отношение к человеку, окрашенное своеобразным оптимиз­мом: абсурду мира человек противополагает свою веру в себя и твердую волю к проведению самых высоких моральных и духовных ценностей. Философ-экзистенциалист Камю в то

же время ■— классический мыслитель и одаренный писатель. Получил Нобелевскую премию по литературе в 1957 г.

КАНГИЙЕМ (Жорж): французский философ (р. Кастельно-дари, 1904). Его исследования по истории науки внесли важ­ный вклад в философию науки (эпистемологию). Он напи­сал: «Образование понятия рефлексии в XVII и XVIII вв.» (1955), «Познание жизни» (1952), «Норма и патология» (1966), «Очерки по истории и философии науки» (1968), «Жизнь и смерть Жана Кавайеса [Cavaillcs]» (1976).

КАНОН (от гр. Капоп, образец, правило): идеальный об­разец, которого следует придерживаться. У Канта — комплекс априорных принципов, управляющих познанием и составляющих рамку для познания мира, в том случае, если они соотносимы с возможным опытом.

КАНОНИКА (доктрина): доктрина Эпикура, согласно ко­торой существуют четыре вида истиныстрасть (удовольствиеболь), ощущение, антиципация, реф­лексия. Ощущение всегда правдиво, и «обман чувств» воз­можен лишь вследствие неправильной интерпретации ощу­щения. Антиципация, или пролепсис — субстрат нашего прошлого опыта. Страсть и рефлексия также исходят из реального опыта. На этих четырех видах истины покоится объективное познание реальности.

Каноника: комплекс правил для изложения какой-либо системы. Синоним логики. «Канонический» — си­ноним «нормативный». (См. Нормативное).

КАНТ (Иммануил): немецкий философ, основоположник критической философии (Кенигсберг, 1724 — там же, 1804). Его жизнь бессобытийна и целиком посвящена исследо­ваниям, преподаванию и размышлению. Он никогда не по­кидал родной город. В своих первых работах, скорее лири­ческих, чем философских, автор сосредоточен на природе материи и происхождении мира. И лишь в 57лет он разра­батывает свою философскую систёмуТсобственном смысле слова в работе «Критика чистого разума» (1781). Гениаль­ность его критического метода -— в открытии, что целью

философии является не расширение наших познаний о ми­ре, но углубление наших познаний о человеке. И только пу­тем анализа глубинных возможностей ума мы действительно сможем узнать, на что способен человек: что он может знать, что он должен делать и на что он может надеяться. «Крити­ка» анализирует прежде всего наши познавательные способ­ности, из которых Кант неизменно выводил формы матема­тического знания и важнейшие принципы физики Ньютона; кроме того, он доказал невозможность метафизического зна­ния, связанную с отсутствием какого бы то ни было реально­го объекта, способного сделать это знание содержательным. В «Критике практического разума» (1788) он показывает, что моральный закон -— глубочайшая возможность нашего существа; и в этом смысле «категорический императив» оказывается абсолютной реализацией нашей свободы, на­шего истинного предназначения. Полезным будет и-чтение «Основ метафизики нравов» (1785), представляющих собой самое четкое и строгое моральное предписание, которое только вообще можно составить. В «Критике способности суждения» (1790), заключающей в себе философию искус­ства и теорию органической жизни, Кант пытается найти связующее звено между его теоретической и практической философией. Именно этот замысел объединения различных аспектов человека (таких как познание, действие и чувство) подхватят «посткантианцы» (Фихте, Шеллинг и Гегель). Кроме того, Кант является автором «Пролегоменов ко вся­кой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» (1783), «Религии в пределах только разума» (1794), «Антропологии с прагматической точки зрения» (1798) и «Логики» (1800). Г. Крюгер пишет, что Кант — «последний догматический и первый современный философ; последний основывавший свою философию на теологии и первый заме­тивший абсолютный характер человеческой свободы». «Я ограничил познание,— сказал Кант, — чтобы оставить мес­то вере».

КАНТИАНСТВО: доктрина Канта и его учеников. При­нято различать, в частности: 1) кантианцев. — учеников и классических комментаторов, таких как Файхингер, Шмид, Бек; иногда критиков, таких как Рейнхольд, Соломон Май-

мбн, Шульц (кон. XVIII в.); 2) посткантианцев, /пытавших­ся возвести анализ познания к теории абсолюта: Фихте, Шеллинг, Гегель (конец XVIII — начало XIX в.); 3) неокан­тианцев (XIXв.), ограничивающихся историей познания и логикой: О. Либман, философы Марбургскоп школы и Ба-денскоп школы.

«КАПИТАЛ»: самое известное произведение Маркса, пол­ная публикация которого оказалась посмертной (1885-1894). ■ «Капитал» открывает собой новый путь — политическую экономию, и раскрывает перед философией область «социо-I логии труда». Маркс описывает здесь «противоречия капи­тализма» и по-новому рассматривает эволюцию истории. Изначальная несправедливость капитализма основана на эксплуатации рабочего. В чем состоит эксплуатация? Хозя­ин нанимает рабочего на определенную работу, например, разгрузка машины; хозяин оплачивает 4 часа работы; затем он отбирает самых сильных рабочих, способных разгрузить ту же машину за 3 часа или менее, и, таким образом, после 6 часов работы имеет 2 разгруженных машины, а не одну с половиной, причем почасовая оплата остается такой же. Это знаменитая теория прибавочной стоимости: дополнитель­ную прибыль получает хозяин. Несправедливость здесь, в сущности, состоит в том, что-хозяин покупает не продукт труда, а «рабочую силу» (самого рабочего), что с гуманис­тической точки зрения составляет одну из форм рабства. Теория «Капитала» оказала влияние на экономистов как буржуазных, так и социалистических. Его исторические предсказания опровергнуты фактами: капитализм должен был быть разрушен вследствие экономического кризиса. Пролетарская революция должна была возникнуть в высоко­индустриальных государствах Западной Европы, и прежде всего в Англии. В действительности же она имела место в бедных и преимущественно сельскохозяйственных странах. См. Марксизм.

КАПИТАЛИЗМ: экономическая формация, в которой средства производства принадлежат частному капи­талу. Исходные принципы капитализма — частное пред­принимательство и свобода рынка. Свободная конкуренция

стимулирует экономику, улучшает качество продуктов и снижает цены. Героической эпохой капитализма была эпоха индустриальных «рыцарей» (Рокфеллер, Морган). Сегодня, когда строительство и профиль работы заводов на Западе все больше и больше вписываются в «национальный» экономи­ческий план и, таким образом, соответствуют определенной склонности государства к планированию, капитализм эво­люционирует в сторону синтеза с социализмом (государство обладает властью стимулировать определенные секторы эко­номики, предоставляя или нет кредиты предприятиям), пол­ностью сохраняя частную, инициативу. Какая степень вме­шательства государства не позволяет больше рассматривать экономическую систему как капиталистическую? Неологиз­мы типа «государственный капитализм» были созданы, что­бы ответить на этот вопрос.

КАРНАП (Рудольф): немецкий философ и логик, впослед­ствии— американский гражданин (Ронздорф, сег. Вуппер-таль, 1891 — Санта Моника, Калифорния, 1970). Ученик Фрега, преподаватель в Вене и Праге, создатель Венского кружка и один из главных представителей логического пози-тивизма.В «Логической конструкции мира» (1928) им при­менены логические построения «Principia mathematica» Рас­села, с помощью которых он пытается создать конструкцию мира на основе данных непосредственного опыта. «Логичес­кий синтаксис языка» пытается распространить на все язы­ки чисто синтаксический подход к математическим языкам, связанный с именем Гилберта. В 1935 г. Карнап эмигриру­ет в Штаты и там вместе с Нейратом и Моррисом издает «Международную энциклопедию объединенных наук», цель которой — объединить комплекс научного знания. Его про­изведения: «Введение в семантику» (1942), «Значение и не­обходимость» (1947), «Логические основания вероятности» (1951), «Введение в символическую логику» (1954), «Индук­тивная логика и правдоподобие» (1959).

КАРНЕАД: греческий философ (Кирена, ок. 215 г. — Афины, ок. 129 г. до Р.Х.). Самый знаменитый из членов Новой ака­демии, основатель пробабилизма. Не оставил никаких со­чинений, его мысль известна через посредство Клитомаха,

которого, в свою очередь, цитируют Цицерон и Эмпирик. Критиковал все формы теории истины: сенсуализм стои­ков, существование богов, высшее благо. Для него сущест­вуют лишь степени вероятности в представлениях, а ритори­ка — лишь искусство замечать и склонять ум к тому или иному представлению.

КАРТЕЗИАНСТВО: философия Декарта и его учеников.

Под картезианством понимают прежде всего философию Лейбница, Спинозы и Малъбранша — трех великих «кар­тезианцев». Лейбниц развивает картезианскую физику, соз­дает дифференциальное исчисление, обнаруживает, открыв формулу сохранения энергии (Mvl), духовный характер «силы» — источника движения в мире; он создает также спиритуалистскую метафизику и «динамику» ^Мальбранш углубляет cogito, чтобы в мысли обнаружить присутствие, более глубокое, чем мы сами (Бога); его рационализм раз­вивается вокруг мистической интуиции. Что же касается окончательного варианта системы Спинозы (изложенного в «Этике»), то он предполагает завершение предшествующих систем и реализацию абсолютной интеллигибельности как в том, что касается Бога, так и в мышлении о конкретном человеческом существовании. В XVIII в. картезианство ока­зало влияние как на идеалистов, спиритуалистов, опиравших­ся на Мальбранша и метафизику Декарта, так и на матери­алистов (Дидро, д'Аламбер), ссылавшихся на его физику. Множественность интерпретаций обусловлена богатством мысли и глубиной учения Декарта. Исходный пункт этих «размышлений», образующих «чистую доску» для всего, что мы знаем, чтобы восстановить определенное и истинное зна­ние, прямо повлиял на «Картезианские размышления» Гус­серля — одно из самых сложных сочинений современной феноменологии.

К АРУ С (Пол):немецкий философ (Ильзенбург, 1852 — США, 1919). Под его руководством издавались два журнала в Чика­го («The Open Court» и «The Monist»). Написал «Метафизи­ку в науке, морали и религии» (1881).

КАССИРЕР (Эрнст): немецкий философ (Бреслау, 1874 — Нью-Йорк, 1945). Был профессором в Гамбурге. После при-

хода Гитлера к власти в 1933 г. уехал в Швецию, затем в 1941 г. — в США. Один из представителей неокантиан­ства, или Марбургскоп школы. Его глубокие размышления по математической логике, о символических функциях мыс­ли (религии, мифы, человеческий язык вообще) основаны на несравненной эрудиции. Кассирер ставил перед собой за^а^ чу применить кантовскую теорию познания («Критика») к формам современной науки, а также расширить философ­скую рефлексию вплоть до понимания сущности человека (а не только его ума), исходя из самых различных его прояв­лений. Его работы: «Проблемы познания в философии и современной науке» (1906-1920), «Понятие субстанции и понятие функции» (1910), «Свобода и форма» (1917), и осо­бенно «Философия символических форм» (1923-1929).

КАСТРАЦИИ (комплекс): страх, связанный с символической функцией фаллоса и, точнее, с воображаемой угрозой поте­ри пениса (или эквивалентной части тела). Страх кастрации может быть вызван угрозами неопытного педагога, чрезмер­но озабоченного опасностью «вредных привычек» (онаниз­ма). Но он также естественно появляется у ребенка вслед­ствие обнаружения разницы полов и внутренней виновности, связанной с развитием Эдипова комплекса (ребенок чувству­ет себя виновным, заметив у себя чувство ревности или со­перничества в отношении к своему отцу, когда дело касается его отношений с матерью; это чувство виновности вызыва­ет страх определенного наказания — «страх кастрации»). Комплекс кастрации может возникнуть в результате чрез­мерного почитания мужественности и в этом случае принять форму глубокого разочарования у девочек (когда они обна­руживают, что лишены пениса). Для таких авторов, как док­тор Геснар, некоторые случаи женской гомосексуальности являются отдаленными следствиями этого разочарования: «Гомосексуальность отдает то, чем она не обладает, т.е., об­наруживая угрозу женской кастрации, она приписывает себе пенис...».

КАТАРСИС (гр. слово, означающее очищение ): душев­ное состояние, вызванное произведением искусст­ва, которое, как указывает само слово, очищает душу

от ее страстей. Так, согласно Аристотелю, зритель, на­блюдающий за трагедией, выплескивает наружу свои жи­вотные или преступные наклонности, скрытые в каждом че­ловеке, видя, как их изображают перед ним. Психоанализ (техника вытеснения) и в свою очередь современная педа­гогика частично используют эту аристотелевскую гипоте­зу, например, для того, чтобы при помощи игры, пусть даже жестокой, элиминировать чрезмерную агрессивность ре­бенка.

КАТЕГОРИЯ: класс людей или объектов одной природы.

Эта классификация действует применительно к некоторым общим принципам, таким как идентичность «места» или «времени» {Аристотель), или применительно к общим мыслительным законам, как «количество», «качество», «от­ношение» или «модальность» наших суждений {Кант). Ка­тегории — общие формы разнообразных отношений, кото­рые мы можем установить между существами или идеями.

КАТОЛИЦИЗМ (от гр. katholikos, универсальный): хрис­тианская религия, признающая власть папы. Католи­цизм первоначально осмыслял себя как естественную рели­гию человеческого рода. Но проблема в том, существует ли вообще какая-либо определенная религия, укорененная в человеческом сердце? Скорее наоборот, вера, естественная для человека, с прогрессом культуры и знания приобретает различное содержание. Католицизм развивается в направле­нии религии, основанной не столько на рефлексии или точ­ном откровении (Библия), сколько на авторитете церкви, которая представляет собой не только вдохновительницу и путеводительницу, но непогрешимого судью. Главные догма­ты: тайна Троицы и воплощения, искупление грехов Хрис­товой смертью, семь таинств.

КАЧЕСТВО: свойство, определяющее природу предмета.

Впсихологии два восприятия одной и той же модальности, например, теплое и холодное, горькое и сладкое, имеют раз­личное качество, поскольку: 1) они противоположны друг другу, хотя и относятся к одному и тому же роду; 2) сущест­вует непрерывный переход от одного к другому. Мы говорим

1-85

о качестве в том смысле, что природу предмета точно опреде­лить нельзя, но можно лишь схватить ее как целое с помощью интуиции. В логике качество предложения означает его ут­вердительный или отрицательный характер. У Аристотеля качество — одна из фундаментальных категорий мысли и реальности. Оно определяет внутреннюю субстанцию пред­мета. Противоположно «отношению» и «количеству»

V».

КВАНТОВЫЙ: относящийся к кванту, единице энергии, определение которой впервые было дано Максом План-ком в 1900 г. Принципы квантовой механики были выра­ботаны Л. де Бройлем (1924), Гейзенбергом (1925), Шрё-дингером (1926), Дираком (1928), основателями волновой механики. «Соотношение неопределенностей» Гейзенберга устанавливает общий закон «вероятностей», который опре­деляет собой все знания в области кванта. По этому закону невозможно заранее вычислить точку удара одного электро­на, но только группы или «пучка» электронов.

КВИЕТИЗМ: мистическое учение, получившее наиболь­шее распространение в XVII в., которое видит верхов­ную христианскую добродетель в Божественной любви и бездеятельном покое души. В квиетизме внутреннее сос­тояние души (религиозный сентиментализм) считается выс­шей ценностью, а активному нравственному поступку не придается никакого значения.

КЕЛЬЗЕН (Ганс): американский философ и правовед авст­рийского происхождения (Прага, 1881 — Оринда, Кали­форния, 1973). Профессор в Вене; по поручению канцлера Реннера редактировал австрийскую Конституцию (1920).Позднее преподавал в Кёльне, Женеве и в Соединенных Штатах. Его позитивистская теория, формировавшаяся под влиянием неокантианской Марбургской школы, основана на радикальном различии права и науки о праве, где послед­няя представляет собой «чистую» теорию, отличную от мо­рали и доктрин естественного права. Право же, наоборот, нормативно, и конституция той или иной страны представ­ляет собой норму, на которую можно ссылаться. Им написа­но: «Общая теория государства» (1925), «Чистая теория пра-

ва» (1934), «Общество и природа, социологическое исследо­вание» (1943).

КИБЕРНЕТИКА (от гр. kubernqtes — кормчий): букваль­но «искусство управлять». Судьба этого термина неод­нозначна. Учрежденный Платоном в его «Диалогах», необ­думанно и безуспешно использованный Ампером в 1834 г. в его «Классификации наук», он был вновь подхвачен в 1950-1960 гг. и широко распространился в применении к иссле­дованиям о саморегулирующихся машинах, оснащенных «псевдо-мозгом», и, в некотором роде, способных управлять своим трудом (автоматический пилотаж самолетов, системы детектирования, позволяющие ракетам самим ориентиро­ваться на цель, и т.д.). Быстрое распространение этой нау­ки — настоящего «перекрестка наук» — обеспокоило некото­рые умы, по причинам, которые в одинаковой степени могут быть как теологическими или моральными, так и вдохнов­ленными мифом об «ученике чародея»: общая проблема, по­ставленная кибернетикой, состоит в познании того, можно ли вместе с машинами «создать разум», могут ли машины не быть обязанными творческому уму, доверившему им опреде­ленную автономию по отношению к человеку и способность избежать его контроля. В действительности вполне очевид­но, что мы никогда не найдем в машине «больше» разума, чем в мозге того, кто был создателем машины, и что разум машины — лишь продукт человеческого разума. Прочтите книгу Л. Рюйера «Парадоксы сознания и границы автоматиз­ма» (1966):

КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ: относящееся к движениям тела.

Кинестетическая чувствительность — это почти органичес­кое или элементарное психологическое ощущение органов нашего тела, открытое Траси в конце XVIIIв.; как.показал Мерло-Понти, оно образует исходную точку любого психо­логического анализа (даже анализа «восприятия»).

КИНИКИ (от гр. kunikos, kuon — собака): секта греческих философов, основанная учеником Сократа — Антисфе-

ном (444-365 гг. до Р.Х.). Предположительно школа кини­ков взяла свое название не столько от гимназии в Киносар-

гах, где преподавалось их учение, сколько от воспоминания Диогена о том, что его также называли по-гречески Кибп — «собака», настолько «элегантными» были его манеры. В дей­ствительности школа киников отличается полным презре­нием к социальным условностям и культом добродетели, отказывающейся от всяческих излишеств. Сегодня мы вспо­минаем о внешнем виде киников, характеризуя таким об­разом всякого индивида, спокойно утверждающего амо­ральные принципы и полное презрение к условностям. Но мы забываем при этом о позитивном аспекте античного цинизма, предполагавшем аскетическую практику добро­детели.

КИРЕНАИКОВ (школа): греческая философская школа (V-IV вв. до Р.Х.). Основана Аристиппом из Кирены, уче­ником Сократа. Хотя до нас не дошло ничего из его со­чинений, мысль Аристиппа часто цитируется Платоном, Ксенофоном и Аристотелем. Для философии киренаи-ков характерна трансформация сократовской максимы: «познай самого себя» — в систему, близкую гедонизму, в которой значимы лишь удовольствия, доставляемые нам чувствами.

КИТАЙСКАЯ (философия). Конфуций впервые придал ки­тайской религиозной традиции философскую форму. Он систематизировал принципы, выделив среди них мораль уси­лия, идеал которой знаком высшему человеку — kiun-tseu. Позднее китайская философия остается отражением соци­альной и религиозной традиции. Различают конфуцианство, двумя главнейшими представителями которого были Мэн-цзы (оптимистический философ) и Сюнь-цзы (пессимисти­ческий философ), и школу Мози (500-416 гг. до Р.Х.). Дао­сизм напоминает многие школы средневековья: та же смесь мистицизма, ритуальности и конфуцианской морали. Ки­тайские логики группируются под знаменем «школы имен», а социальные философы —- «школы законов». Вплоть до сегодняшнего дня китайская философия воплощает в себе достаточно глубокий и консервативный гуманизм, где забо­та о порядке и спокойствии доминирует над творческими ценностями.

КЛАРК (Самюэль): английский философ (Норвич, 1675 — Лейкестершеа, 1729). Автор «Трактата о существовании и атрибутах Бога», написанного как ответ на теории Гоббса и. Спинозы, а также с целью показать, что существование Бога может быть установлено только при помощи рациональных аргументов. -

КЛАССИФИКАЦИЯ (наук): систематическое распреде­ление по различным категориям. Конт классифициро­вал науки по степени сложности их объекта: 1) математика, имеющая дело не с реальными объектами, а только с числа­ми; 2) астрономия, имеющая дело с числами и объектами, над которыми мы не властны и чье движение неизменно;

3) физика, имеющая дело с числами и объектами, бесконеч­но разнообразными и изменчивыми: мы можем воздействовать на них и распоряжаться ими в наших экспериментах;

4) химия к сложности физики добавляет специфические и качественные реакции; 5) биология к сложности химии до­бавляет феномен жизни; 6) социология, наконец, в добав­ление ко всему, вводит человеческий элемент. Эта класси­фикация по возрастающей сложности соответствует также хронологическому порядку развития наук: математика пред­
ставляет собой самую древнюю науку, а социология, или наука о человеке, — самую новую.

КЛАССИФИКАЦИЯ: операция, заключающаяся в группи­ровании определенного количества фактов или су­ществ, обладающих общими характеристиками — на­пример, классифицируют животных по видам и родам.

Такая операция предполагает анализ, сравнение и способ­ность к абстрагированию от индивидуальных различий. Классификация — отправной пункт всякой науки: она поз­воляет осуществить научный переход от наблюдения к закону,. -...■

КЛЕАНФ: греческий философ (Асе, Троада, ок. 331 — ок. 332 гг. до Р.Х.). Сначала атлет. Вслед за философом Зено-ном из Китиона он возглавлял школу стоиков. До нас дошло лишь несколько фрагментов из его произведений, например «Гимн Зевсу».

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (лат Titus FlaviusCle­mens): отец греческой церкви и христианский философ (Афины, ок.150 г. — между 211 и 216 гг.). Он так представ­ляет свою философию: «Платон, просвещенный Писанием». Основал целую традицию философии и христианского гума­низма. Произведения: «Протрептика», «Педагог» и особен­но «Строматы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: