Обязанности Учителя

Аль-Газали перечисляет восемь обязанностей Учителя. Они затра­гивают многие фундаментальные стороны суфийского учения, но их вряд ли стоит понимать как стандартный перечень, применимый к любому суфийскому Учителю.

1. «Первая обязанность Учителя - симпатизировать ученикам и обращаться с ними как с собственными детьми».

Учитель должен заботиться о благополучии учеников с такой же степенью вовлеченности, как отец иди мать заботятся о своих детях. Учитель должен всегда помнить об их слабостях, но как родители быть способным любить их.

2. «Вторая обязанность Учителя — следовать примеру Дающего За­кон: он не должен ждать вознаграждения за свою работу... не должен принимать ни платы, ни благодарности».

Суфийские Учителя обычно имеют определенное занятие, так что не зависят от учеников материально. Учитель должен быть благодарен ученику за его желание учиться.

3. «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов к этому. Учитель, а не ученик, оценивает меру его продвижения».

4. «Отговаривая ученика от дурных путей, Учитель должен дейст­вовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попре­ками... Прямые запрещения разрушают покров благоговения, вызыва­ют защиту и возбуждают упрямство».

Задолго до бихевиоризма Аль-Газали рассуждает о различном воз­действии наказания и поощрения в процессе обучения. Он приходит к выводу, что наказание вообще препятствует учению.

«ЕСЛИ БЫ ЛЮДЯМ ЗАПРЕЩАЛИ ДЕЛАТЬ КАШУ ИЗ ВЕР­БЛЮЖЬЕГО ПОМЕТА, ОНИ ДЕЛАЛИ БЫ ЕЕ, ГОВОРЯ, ЧТО ИМ НЕ ЗАПРЕЩАЛИ БЫ ЭТОГО, ЕСЛИ БЫ В ЭТОМ НЕ БЫЛО ЧЕГО-ТО ХОРОШЕГО» (МАГОМЕТ).

5. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебре­жительно отзываться о других науках перед учениками»

Дурно отзываться о других Учителях — значит унижать достоин­ство как свое, так и учеников. Задача Учителя состоит в том, чтобы учить тому, что он знает. Он не должен вызывать в учениках сомнение в других Учителях, которые могут быть ему полезны на других стадиях развития. В суфийском обучении принято посылать ученика время от времени к другим Учителям. Учитель понимает, что главная цель состоит в том, чтобы ученик учился, а не в его зависимости от Учителя или почтении к нему.

6. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и не должен требовать от него ничего, чегоум его не способен постичь».

Это предупреждение также похоже на принципы программирова­ния обучения. Там создаются связи, не позволяющие ученику перехо­дить к следующему уроку, пока предыдущий не усвоен подобающим образом.

7. «Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что понятно и подходит их ограниченному пониманию, не упоминая о деталях, которые могутих привлечь, но от которых Учи­тель считает лучшим пока воздержаться... Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».

Если содержание обучения превосходит способности понимания ученика, то усилие потрачено впустую.

«ОСЕЛ, РАСПОЛОЖИВШИЙСЯ В БИБЛИОТЕКЕ, НЕ СТА­НОВИТСЯ УЧЕНЫМ» (ХАДИР).

Материал, изучаемый преждевременно, может быть неправильно понят и сам может позже стать препятствием. Аджмаль из Мадахшана так говорит о необходимости учить только тому, что может быть усво­ено в данный момент:

«Есть три способа представления чего-либо. Первый — представить все. Второй — представить то, чего люди хотят. Третий — представить то, что лучше всего им послужит. Если ты представишь все, ты вызовешь пресыщение. Если ты представишь то, чего люди хотят, это может засорить их. Если ты представишь то, что лучше всего им послужит, то в худшем случае, не поняв тебя, они начнут с тобой спорить.

Но если ты послужил им таким образом, то как бы это ни выгляде­ло, — ты им послужил.»

«СУФИЙ ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ И ГОВОРИТЬ, ПРИНИ­МАЯ ВО ВНИМАНИЕ ПОНИМАНИЕ, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ПРЕДРАССУДКИ АУДИТОРИИ» (ИБНЭЛЬ-АРАБИ).

8. «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова».

Учитель — не источник информации, а живой пример эффектив­ности учения. Ученики и Учитель работают вместе.

ЛЖЕУЧИТЕЛЯ ГОВОРЯТ ОБ УЧЕНИЯХ. ДЕЙСТВИТЕЛЬ­НЫЕ УЧИТЕЛЯ ИЗУЧАЮТ СВОИХ УЧЕНИКОВ. БОЛЕЕ ВСЕГО УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБУЧЕН САМ» (МУСАКАЗИМ).

ОЦЕНКА

Суфизм трудно оценивать, потому что он принимает весьма раз­личные формы, приспосабливая свое учение к различным культурным обстоятельствам. Мы представляли здесь суфизм как теорию личности и способ понимания себя, а не как ревитализацию религиозного учения.

Чаще всего суфизм характеризуют как составную часть ислама. В нашем изложении мы не подчеркивали исламский элемент у суфизме. Основания для этого сходны с теми, на которые опирался переводчик суфийского поэта, Санаи. Его замечания вполне соответствуют нашей позиции: «Принципы, определявшие мой выбор, по необходимости очень субъективны... Другой интерпретатор мог бы сделать другую подборку... Например, я приглушил традиционные мусульманские элементы, которые весьма заметны в оригинале. Многое в Санаи (и еще больше в Аль-Газали), предназначено для аудитории, причастной бук­ве, а не духу Корана и Хадиса (высказывания Магомета). Кажется, что мало смысла помещать этот материал как таковой, потому что условия, делавшие его необходимым, прежде всего не существуют здесь и те­перь. Более того, действие будет противоположным, нежели предпола­гавшееся... Это вызовет лишь отчуждение западного читателя, христи­ански ориентированного. Санаи должен был выглядеть ортодоксаль­ным, чтобы иметь возможность представить иной материал, гораздо более ценный, который иначе мог бы показаться еретическим для фа­натиков его времени». (Д. Пиндлэбэри)

Суфизм - древняя традиция, но она не стала столь формальной, столь отягощенной старыми идеями и практикой, чтобы потерять зна­чение. Она реагирует на новые требования изменившейся культуры, изменяя методы и способы обращения к новым поколениям учеников, которые могут быть научены суфизму.

Трудно принять утверждение о необходимости в живом личном Учителе. Мы привыкли думать, что нет ничего, чего мы не могли бы сами для себя сделать. Библиотеки и магазины завалены книгами типа самоучителей и «Сделай сам» относительно всего на свете, от столяр­ных работ и пчеловодства, до йоги для новорожденных. Суфизм утвер­ждает, что каждый должен сделать свою работу сам, но Учитель может помочь нам в избегании бесполезной работы. Распространенная ошиб­ка - полагать, что если вы работаете упорно и прилежно, работа по­ведет к определенным личным успехам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: