Обработайте полученные данные, включив их в рабочую таблицу.
Примерный вариант таблицы по методике ранжирования
Полученные результаты | ||||||
Фамилия, либо № анкеты | Умный | Честный | Верный | Добрый | Веселый | Трудолюбивый |
1.Иванов 2. Петров 3. Сидоров Сумма баллов: | 8 | 10 | 18 | 21 | 18 | 34 |
Аналогично обрабатываются методики ценностей, занятий. Используя формулу, дающую относительно точный результат исследования, вычисляете средний рейтинг:
Средний рейтинг = Сумма баллов/ кол-во опрашиваемых
Наш пример: «Умный» 16:3=5,3
Постройте диаграмму, позволяющую увидеть приоритет ценностей.
Интересным может быть ранжирование личных местоимений. Даются местоимения Я, ОН, ОНА, ТЫ, МЫ, ОНИ - их нужно расставить по порядку личной значимости.
Много информации к размышлению даст то, что поставит учащийся на 1 место: Я, МЫ или что-то другое, что - на последнее место.
Можно расширить задание, попросив участников после ранжирования уточнить (подписать), что скрывается за каждым из этих местоимений (например, МЫ - семья или друзья, или класс, или...).
Знаю ли тех, кого знаю
Предложите воспитанникам написать имена своих знакомых (мера знакомства избирательна), потом напротив каждого имени записываются достоинства каждого лица. В этом опроснике педагога будет интересовать мера расположенности респондента к окружающим людям. Численные соотношения количества «знакомых» и количества «достоинств» укажет на эту меру.
Ассоциативный тест
Записать как можно больше слов, которые приходят в голову в связи со словами:
Школа Мы Учитель Труд Человек Книга Деньги Класс
Время строго ограничено, а слов надо написать, как можно больше.
Проанализировав полученные данные, вы сможете достаточно быстро определить позитивные или негативные установки и отношения к предложенным понятиям. Слова, избираемые для данного теста, обозначают то явление, отношение к которому изучает педагог. В конечном счете, оказывается, что учащийся пишет слова, несущие в себе одну и ту же ценность, что позволяет выявить ценностные ориентации, предпочтения.