Вопрос 147. Каким образом улемы давали толкования этим ответвлениям?

Ответ. Некоторые комментаторы хадисов перечисляли их, посвятив этому целые сочинения, чем принесли людям пользу. Однако знание всех этих ответвлений не является необходи­мым условием веры: достаточно верить в существование всех их в целом, поскольку всё это есть в Коране и сунне. Таким образом, рабу следует выполнять веления Аллаха и Его по­сланника, отказываться от того, от чего они его удерживают, и верить тому, о чём сообщается в Коране и сунне, и благода­ря этому он будет полностью удовлетворять требованиям всех ответвлений веры. Что же касается всего перечислявшегося этими людьми, то это действительно имеет отношение к де­лам веры, но для того, чтобы категорически утверждать, что смысл слов пророка, (с.г.с.), которые заключает в себе выше­упомянутый хадис, состоит именно в этом, необходимы соот­ветствующие указания.

Вопрос 148. В чём состоит суть того, что было перечисле­но ими?

Ответ. В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар кратко излагает суть сказанного об этом Ибн Хаббаном, говоря: "Поистине, эти от­ветвления берут своё начало от дел сердца, дел языка и дел тела. "

ДЕЛА СЕРДЦА: ими являются воззрения и намерения, кото­рым присущи двадцать четыре свойства. Так, например, вера в Аллаха подразумевает собой вера в Его сущность, в Его атрибу­ты и в то, что Он является Единственным Богом, а также в то, что:

«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.»

Совет. 11.

И такая вера подразумевает собой убеждённость в сотворённости всего прочего, а также веру в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в предопределённость добра и зла и веру в Последний день.

Составными частями веры в Последний день являются вера в то, что покойным в их могилах будут заданы вопросы, вера в воскресение, расчёт, Весы, Сират, рай, ад, любовь к Аллаху, любовь и ненависть ради Аллаха, любовь к пророку, (с.г.с.), и убеждённость в том, что его следует почитать.

Составными частями такой убеждённости являются обраще­ния к Аллаху с мольбами за пророка, (с.г.с.), следование его сун­не и искренность.

Составными частями искренности являются отказ от лицеме­рия и стремления к совершению благих дел напоказ, покаяние, страх, надежда, благодарность, верность, терпение, удовлетво­рённость предопределённым, упование, милосердие и смирение.

И, наконец, составными частями смирения являются прояв­ление уважения к старшим, жалость по отношению к младшим, а также отказ от высокомерия, самолюбования, зависти, нена­висти и гнева.

ДЕЛА ЯЗЫКА: этим делам присущи семь свойств, в том чис­ле: произнесение свидетельства о единобожии, чтение Корана, приобретение знания и передача его другим, обращение к Алла­ху с мольбами (ду'а) и поминание Аллаха, к чему, помимо про­чего, имеют отношение просьбы о прощении (истигфар) и от­каз от пустословия.

ДЕЛА ТЕЛА: этим делам присущи тридцать восемь свойств, в том числе:

- пятнадцать свойств, касающихся самого человека как инди­видуальности, а именно - стремление к поддержанию чистоты, обычай угощать людей, оказание гостеприимства, соблюдение обязательных и добровольных постов, неотлучное пребывание в мечети в течение определённого времени, ожидание ночи мо­гущества, совершение хаджжа, умры и обхода Каабы, а также бегство от искушений со своей религией, что подразумевает со­бой переселение из тех мест, где получило распространение мно­гобожие, верность своим обетам, выполнение клятв и искупле­ние своих прегрешений.

Часть из этих свойств имеет отношение к тем, кто находится на попечении человека: стремление к воздержанию от запрет­ного с помощью брака, соблюдение прав детей, проявление почтительности к родителям (последнее подразумевает собой от­каз от их ослушания и воспитание детей); поддержание связей с родственниками.

И среди этих свойств есть такие, которые имеют отношение ко всем людям вообще, а именно: осуществление справедливого руководства, поддержание согласия среди мусульман; примире­ние людей между собой, оказание помощи другим в делах бла­гочестия; и к этому имеет отношение побуждение к одобряемо­му шариатом и удержание от отвергаемого им, и к этому имеет отношение стремление поддерживать связь с единоверцами и воз­вращение доверенного; обязательная уплата долгов, оказание уважения соседу и поддержание хороших взаимоотношений с людьми; и к этому имеет отношение накопление материальных благ дозволенными способами и расходование их должным об­разом; и к этому имеет отношение отказ от расточительства; от­вет на приветствие, благопожелание чихнувшему, прекращение причинения вреда людям, отказ от увеселений и устранение с пути того, что может причинить вред людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: