Основные дидактические единицы курса химии

Систематический курс химии включает следующие разделы:

1. Методы познания веществ и химических явлений

2. Вещество

3. Химическая реакция

4. Элементарные основы неорганической химии

5. Первоначальные сведения об органических веществах

6. Экспериментальные основы химии

7. Химия и жизнь

Каждый из этих разделов конкретизируется, в нем перечисляются основные понятия, законы, теории, которые изучаются на соответствующей ступени обучения. Например, раздел «Химическая реакция» включает:

«Х.реакция. Условия и признаки хим. Реакций. Сохранение массы веществ при х.р. Классификация х.р. Скорость х.р. Катализаторы и т.д.». Очевидно, что простой перечень рассматриваемых вопросов требует их детализации: в каком объеме изложить тот или иной вопрос, на каком уровне сложности, какими примерами иллюстрировать, каким языком это изложить. Как изложить? – просто описать или поставить учебные проблемы? И так далее… Все эти вопросы решает разработчик программы, а затем учебника.

Теоретические химические знания в школьном предмете - ведущие. При формировании содержания предмета важны и другие основания – психологические, дидактические, логические. Их мы сейчас и рассмотрим.

Знания – это факты, понятия, законы, теории – основные дидактические единицы. Сколько и каких включать в учебный предмет? Какую логику предпочесть? Повторять весь ход науки вместе с учащимисяили сообщить им знания на современном уровне понимания?

Здесь возможны два пути построения курса:

· на основе принципа историзма, то есть изложение научных сведений происходит в такой последовательности, в какой происходили открытия в химии. Однако полностью применить этот принцип нельзя, так как в этом случае просто происходили бы неоправданные затраты времени.

· На основе принципа актуального знания – то есть основу содержания составляет современное знание об объектах и явлениях. Исторические сведения привлекаются лишь изредка, в самых необходимых случаях.

Отметим, что в традиции построения школьных курсов химии присутствует историко-логический подход. Отдельные темы изучаются на основе показа всех исторических этапах развития данного понятия или вопроса. В других темах, где исторические сведения слишком устарели, они не приводятся. Например, в школьных учебниках уже не встретишь такого понятия как «флогистон», «корпускула», отсутствуют формулировки в авторских редакциях. Часто это изымается в связи с экономией времени, бумаги и пр. экономий. Иногда это бывает оправдано, иногда нет. Нередко сами термины, формулировки, стиль древних авторов законов безнадежно устарел и потому их употребление неоправданно и бесполезно.

Отметим сразу, что очень важен воспитательный аспект исторических сведений. Показывая роль того или иного русского ученого в развитии науки, демонстрируя его предвидение, развитие гениальных предположений и их подтверждение, мы тем самым формируем чувство гордости за отечественную науку, патриотические чувства, осознание себя как части национальной общности. Это очень важно, и отсутствие этого приводит к существенным потерям в воспитании.

Итак, разумное, взвешенное, дидактически оправданное сочетание исторического и логического подходов позволяет не только сделать изучение химии доступным, последовательным, осознанным, но и решить задачи воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: