При этом главное – познавательная и практическая значимость веществ:
· вещества должны иметь познавательное значение, так как на этой основе формируется система понятий и фактологическая база для теорий (водород, кислород, вода, некоторые металлы и неметаллы, типичные классы неорг соед)
· вещества должны иметь большое практ. значение (удобрения, сплавы,
минералы, руды, растворители и пр.)
· играющие важную роль в живой и неживой природе
· вещества большой химии (для изучения типичных производств)
· отражающие достижения современной науки (пластмассы, каучуки, сплавы, искусственные алмазы и пр.)
Как на основе достаточно небольшого числа веществ сформировать представления о многообразии веществ? (их 500 тыс неорг и 10 млн органических)??
Во-первых, взять надо самое типичное, а во-вторых – путем изучения некоторых химических элементов (Менделеев назвал их типическими) и закономерностей в их свойствах выводятся основные закономерности в изменении свойств соединений. Можно предсказывать свойства на основе ПС!
|
|
А. Именно поэтому количество химических элементов, включаемых в школьный курс, ограничено. В основной школе, на основе Об.минимума содержания, при выведении ПЗ изучается 20 хим. элементов. Это элементы малых периодов ПС (1-3 го) и два элемента 4 периода – калий и кальций. Здесь имеется ввиду ознакомительное сравнительное рассмотрение их свойств. Наиболее подробно изучаются кислород и водород (до ПЗ), формируется представление о группах родственных элементов, о так наз. Естественных семействах, на примере наиболее типичных металлов (щелочных), неметаллов (галогенов), благородных газов.
Затем на основе ПЗ изучаются группы химических элементов (по главным подгруппам), дается их общая характеристика и подробно рассматриваются наиболее типичные и важные:
· подгруппа галогенов – хлор подробно, остальные ознакомительно. Устанавливается закономерность изменения свойств
· подгруппа кислорода – подробно кислород и сера.
· Подгруппа азота- подробно азот и фосфор
· Подгруппа углерода – подробно углерод и кремний
· Металлы – общие свойства
· Металлы щелочные, подробно калий и натрий
· II группа, гл.подгруппа подробно- Щелочно-земельные (кальций.)
· Алюминий
· Железо (побочная подгруппа)
Всего около 10, или чуть больше элементов, изучается подробно. Остальные не надо подробно изучать: их можно характеризовать дедуктивно на основе ПС и ПЗ, а также давать обобщенную характеристику целой подгруппы.
Б. Сложные вещества в неорганической химии, или классы неорганических веществ. Изучаются классически в два приема. Сначала до изучения ПЗ дети знакомятся с разнообразием сложных веществ и их классификацией. Начиная с отдельных представителей, наиболее важных, а затем выводятся общие свойства, на основе которых можно предвидеть свойства, если известен состав вещества.
|
|
Другое обращение к классам происходит после изучения ТЭД, когда свойства основных классов описываются как свойства электролитов и объясняются с позиций ТЭД. Происходит обобщение на новом уровне теоретической сложности.
Сложные вещества в органической химии изучаются впервые в конце 9 класса и рассматриваются уже сразу на основе их классификации. При этом основное внимание уделяется наиболее типичным представителям, обычно родоначальникам гомологических рядов.