Главное отличие человеческой коммуникационной деятельности от зоокоммуникации животных состоит в наличии вербального канала, передающего речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме. Это отличие очевидно, как очевидно и то, что для его реализации человек должен обладать,
1. во-первых, наследственно передаваемой речевой способностью (способностью членораздельно говорить и понимать обращенную к нему речь),
2. во-вторых, знать какой-либо естественный язык и уметь им пользоваться (как известно, «материнским языком» — Мittelsprache — мы овладеваем в детском возрасте в результате первичной социализации).
Естественный язык — это социальное достояние, фундаментальный раздел социальной памяти
Естественный язык следует отличать от речи.
Язык | Речь |
Система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. | Язык существует и реализуется через речь – сложившуюся исторически в процессе преобразующей деятельности людей форма общения. |
Речь представляет собой овеществление (материализацию) результатов мышления (смыслов) с помощью языка, находящегося в индивидуальной памяти говорящего (точнее — в индивидуальном тезаурусе).
|
|
Язык и речь образуют единство:
- нет языка — нет речи;
- нет речи — нет языка
Речь осуществляется средствами языка; язык реально существует лишь в речи.
Язык и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им функции:
1. коммуникационную функцию («коммуникативную»)
2. мыслительную функцию.
Благодаря этим функциям, являются средствами и орудиями социальной коммуникации и личностного мышления.
Социальная коммуникация, как известно, представляет собой движение смыслов в социальном времени и пространстве, поэтому сущностная коммуникационная функция делится на две сущностные функции:
1. коммуникационно-временную(социально-мнемичемическую), которую выполняет язык, являющийся разделом социальной памяти
2. коммунникационно-пространственную — функцию распространения смыслов в социальном пространстве, которая свойственна речи.
Коммуникационная функция проявляется на межличностном, групповом и массовом, уровне, а мыслительная — лишь на личностном уровне, где она обеспечивает индивидуальное мышление.
Стало быть, все мыслящие субъекты коммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют дело с языком и с речью.
Сущностиые функции проявляются в прикладных языково-речевых функциях.
Под прикладной функцией понимаются те свойства языка и речи, которые позволяют людям использовать их в своей неязыковой деятельности.
|
|
Прикладные свойства языка многообразны, отсюда — многообразные области использования языка и речи в социальной и личной жизни, другими словами, в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве.
Сущностные функции | Прикладные функции |
Это те свойства предмета, которые неотъемлемо ему присущи, обусловлены его природой, а для искусственных объектов — их назначением. Утрата какой-либо сущностной функции означает разрушение предмета. | Сущностные функции дополняются прикладными функциями. Прикладные функции — это те свойства предмета, которые не обязательно ему присущи, а привнесены извне. Другими словами, прикладные функции — результат приспособления данного предмета к потребности текущего момента. |