Рассматривается украинская организация-Разработчик образцов авиационной техники, причем образцы являются типами ВС транспортной категории или их компонентов 1-го класса. Подобная организация обязана иметь в своей структуре службу сертификации, подчиняющуюся непосредственно руководителю организации. Эта служба координирует деятельность специально назначенных сотрудников, в обязанности которых входит контроль выполнения требований сертификационного базиса в продукции своих подразделений, контролирует результаты сертификационных работ, визирует доказательную и другую документацию, направляемую в АР МАК и ГАСУ. Понятие «доказательная документация» раскрыто в § 6.2.
В ГП «Антонов» (ранее АНТК им. О. К. Антонова) отдел сертификации сравнительно небольшой. Однако каждое подразделение имеет не меньше одного сотрудника, следящего за реализацией требований летной годности в продукции своего подразделения. Указанные сотрудники непосредственно связаны с отделом сертификации.
|
|
В целях повышения качества продукции и сокращения сроков сертификации образцов АТ Разработчику рекомендуется иметь в своей организации сотрудников, уполномоченных ГАСУ или Авиарегистром МАК в соответствии с процедурами, установленными в АПМАК-183 и АПУ-183.
В организации Разработчика должна действовать Независимая инспекция, которая имеет следующие функции:
– контроль соблюдения процедур сертификации, приведенных в АПУ-21, и действующих процедур сертификации, установленных в АПМАК-21;
– согласование результатов сертификационных работ;
– контроль соответствия рабочей конструкторской документации (РКД) стандартам;
– контроль качества продукции на опытном производстве.
Понятие «действующие процедуры» пояснено в § 7.1.
Независимые инспекции существуют и на предприятиях-изготовите-лях. Они контролируют качество производимой АТ, осуществляют приемку экземпляров этой техники как готовой продукции, выдают на них первичные Сертификаты летной годности (или равнозначные документы).
Сотрудники Независимой инспекции имеют статус представителей ГАСУ. В подавляющем большинстве случаев Независимыми инспекциями являются военные представительства. Это же положение действует и в прочих странах СНГ.
Существует директивное письмо АР МАК № 3-92 от 28.05.1992 г. Оно гласит: «Имеют место попытки ликвидации военных представительств на авиационных заводах, выпускающих гражданскую авиационную технику.
Действующая система сертификации воздушных судов, авиадвигателей и воздушных винтов, их производства и поддержания летной годности базируется на наличии военной приемки на всех авиационных заводах.
|
|
В соответствии с Авиационными правилами, часть 21, военные представительства являются органом Независимой инспекции, представляющим интересы Авиационного регистра. Все международные соглашения в области летной годности с зарубежными партнерами подписаны с учетом указанных обстоятельств.
В связи с вышеизложенным Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета разъясняет, что ликвидация военного представительства на каком-то авиационном заводе будет означать прекращение действия Сертификата летной годности типа (Аттестата типа) и автоматически повлечет прекращение выдачи временных Свидетельств о годности гражданских воздушных судов к полетам».
Письмо подписано В. В. Сушко, возглавлявшим в то время АР МАК. В нем введен ряд новых терминов (Сертификат летной годности типа, Аттестат типа, временное Свидетельство о годности гражданских ВС к полетам), но смысл письма от этого не меняется.
В опытном конструкторском бюро «ГП «Антонов» действует 615-е военное представительство Министерства обороны Украины. Оно было создано 7.09,1951 г. для проверки соответствия самолета АН-2 – первого изделия КБ О. К. Антонова – техническим требованиям государственного заказа. Штат представительства на 8.09.2011 г. состоял из 29 офицеров, 16 служащих и одного гражданского на офицерской должности [73].
Отметим, что сотрудники военных представительств в украинских организациях-Разработчиках авиационной техники и на украинских авиационных заводах являются офицерами и вольнонаемными украинской армии. Поскольку, как указано выше, независимые инспекторы имеют статус представителей ГАСУ, данная организация должна поддерживать связи с Министерством обороны Украины.
В отдельных случаях, принимая во внимание уровень сложности и характер создаваемой авиационной техники, ГАСУ может разрешить наличие в организации Разработчика или на предприятии Изготовителя Независимой инспекции, в состав которой не входят военные представители. По-видимому, это касается украинских организаций и предприятий, разрабатывающих и изготавливающих ОЛС, СЛС, ОЛВА.
Наличие в организации Разработчика воздушных судов транспортной категории или их компонентов 1-го класса службы сертификации и Независимой инспекции является необходимым условием получения этой организацией Сертификатов Разработчика гражданской АТ от АР МАК и от ГАСУ.