Лекция 6.
Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера
Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера
Древняя мудрость гласит: «Есть люди, под чьим управлением гибнет всякое начинание. Есть люди, под чьим управлением свершается невозможное. Есть люди, которые могут различать одних от других». Эту мудрость следует понимать так, что для более или менее масштабного начинания, проекта особое значение, даже большее, чем знание и владение управленческим инструментарием, имеет мировоззрение руководителя.
При рассмотрении мировоззрения и его связи с эффективностью деятельности руководителя необходимо исходить из смысла следующих основополагающих понятий – убеждения, идейность и мировоззрение. Убеждения – есть укоренившиеся в сознании человека моральные, этические представления, –нормы, принципы, идеалы, — которым он считает насущно необходимым для себя следовать в повседневной жизни. Применительно к управлению речь идет не просто об информированности, осведомленности менеджера о наличии неких нравственных, моральных норм деловых отношений, профессиональной этики, высших идеалов (в частности, идеала организации, руководителя), но о его убежденности в них, т.е. в наличии соответствующей рациональной основы деятельности.
Убежденность позволяет руководителю осуществлять управленческий процесс сознательно, с глубоким пониманием необходимости и целесообразности определенного управляющего, корректирующего воздействия на ситуацию.
Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире, об окружающей действительности, о своем месте в этом мире, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Центральное место в мировоззрении человека занимают представления о природе, о Космосе, о сакральном (священном), наконец о Божественном.
Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Мировоззрение как совокупность ощущений, чувств, стремлений, потребностей, интересов, воли, побуждений возникает в раннем возрасте в сфере еще неосознанных, стихийных практических отношений, в том числе социальных, индивида.
В результате обобщения полученного опыта под влиянием воспитания и обучения формируется внутренняя структура поведения, которая по отношению к сознанию оказывается первичным мировоззренческим уровнем. Элементами этого мировоззренческого уровня выступают способности, навыки, умения, практические способы организации деятельности во времени и т.д. Затем в подростковом и юношеском возрасте система мировоззрения дополняется уровнем рационального мышления (совокупностью целей, идеалов, ценностей). Завершает формирование мировоззрения как системы совокупность субъективных оценок результатов собственной деятельности, достигнутого и желаемого статуса взрослого члена общества. Мировоззрение превращается во внутреннюю причину, определяющую всю совокупность поведения и деятельности человека.
Важнейшими элементами мировоззрения, имеющими значение для руководства людьми, являются следующие:
Ø система взглядов на социальное управление (в частности, школа менеджмента, принципам которой руководитель следует);
Ø представления о месте и роли руководителя в процессе социального управления;
Ø представление об идеальной организации, идеальном стиле руководства, об идеальном менеджере;
Ø ценностные ориентации, определяющие, в частности, особенности восприятия менеджером различных видов корпоративной этики;
Ø отношение руководителя к партнерам (ориентация на сотрудничество или соперничество) и предпринимательской среде (приятие, отторжение и т.д.);
Ø подходы к анализу складывающейся управленческой ситуации;
Ø отношение к подчиненным и вышестоящему руководству, к возглавляемой им организации (подразделению) и др.
Идейность – приверженность человека к определенной целостной системе взглядов, идей и соответствующему ей социальному, нравственному, эстетическому идеалу; последовательная и безусловная верность этим взглядам и идеям в теории и на практике. Следует подчеркнуть, что одно только знание менеджером теории, если оно не превратилось в убежденность, а также одно только практическое следование менеджером определенным жизненным правилам, процедурам, бездумное выполнение требований, если все это не основано на сознательном усвоении соответствующего идейного содержания, идейности не составляют. Идейность имеет место только в том случае, когда менеджер в своей практической деятельности постоянно и спонтанно следует исповедуемой им системе взглядов без специальной фиксации своего внимания на необходимости выполнять определенные правила и процедуры.
Идейность менеджера проявляется во всех сферах общественной жизни, во всех управленческих ситуациях и противоположна безыдейности – безразличию к духовному смыслу собственных поступков и решений.
Таблица 3
Различия во взглядах и деятельности менеджеров
Аспект управленческой деятельности менеджера | Более ограниченное, приземленное мировоззрение менеджера | Более широкое, продвинутое мировоззрение менеджера |
Должность руководителя | Позволяет рассчитывать на пониженные требования, поблажки со стороны вышестоящего руководства | Обусловливает повышенные требования к человеку, занимающему должность руководителя |
Привилегии руководителя | Атрибуты, способствующие эффективному управлению организацией | Цель личной активности |
Мысленное моделирование результатов управленческой деятельности | Отсутствует или находится в зачаточном состоянии | Эффективно |
Управленческая ситуация | Стремится разрешить исключительно с пользой для себя и своей карьеры | Гармонизирует |
Отношение к подчиненным | Пренебрежительное, считает их «винтиками в машине организации» | Уважительное |
Главные критерии оценки подчиненных | Управляемость | Профессионализм и человеческие качества, результативность деятельности |
Отношение к вышестоящему руководству | Подобострастное | Уважительное |
Отношение к организации | Рассматривает как средство сделать карьеру | Рассматривает руководство организацией как важный жизненный урок для себя |
Отношение к трудовому коллективу | Безликая масса, объект и средство управления | Имеет самостоятельную ценность |
Основой мотив в отношениях с другими руководителями по горизонтали | Самоутверждение, соревнование в карьерных вопросах | Сотрудничество, расширяющее собственные возможности по решению задач организации |
Средства достижения цели | Их выбор оправдывается целью | Выбираются с учетом требований профессиональной этики руководителя |
Подход к управлению | Формальный | Содержательный |
Результаты деятельности организации | Оценивает с позиций фиксации личного вклада и достижения карьерных целей | Сопоставляет с целями организации и оценивает с позиций общественной пользы |
Стратегия развития организации | Не видит, не учитывает, пренебрегает, избегает этих проблем | Держит постоянно в поле зрения, занимается стратегией специально |
Текущие результаты деятельности | Абсолютизирует в ущерб долговременным и стратегическим целям организации | Соотносит с текущими задачами организации и увязывает со стратегией развития организации |
Опыт руководящей деятельности | Выстраивание отношений с вышестоящим руководством, интриги | Решение проблем организации и ее участников |
Преимущественно исполняемые роли менеджера | Представительская | В зависимости от управленческой ситуации |
Собственная роль в решении конкретной задачи организации | В случае успешного решения задачи приписывает заслуги себе, в случае неудачи свалить вину на подчиненных | Организация решения задачи с наибольшей эффективностью с точки зрения затраченного времени и ресурсов |
Роль мировоззрения руководителя для эффективного управления | Не имеет значения для эффективности управления организацией | Имеет ключевое значение для эффективности управления организацией |
Методология социального управления | Руководителю не требуется | Является основой в деятельности руководителя |
Управленческий инструментарий | Абсолютизирует роль инструментария | Рассматривает его как средство управления, хотя и весьма важное |
Действует древнее правило: подобное притягивается к подобному. Важным следствием мировоззренческой ориентации руководителя является круг его общения, характер деловых связей.
Мировоззрение менеджера проецируется (отражается) на подчиненных, их деятельность, на трудовой коллектив, а также на производственные, служебные ситуации, на взаимоотношения с партнерами, наконец, на эффективность и будущее организации. Подчиненные повторяют в том или ином виде подходы и принципы своего руководителя, многократно воспроизводят, «тиражируют» его качества и оценки, распространяя все это в сфере деятельности организации. Затем, особенно если организация достаточно крупна и располагает значительными ресурсами, соответствующие идеи, нормы, подходы начинают оказывать влияние в той или иной мере и на общество.
Преимущественно негативные качества и эмоциональные состояния руководителя, проецируясь на всю организацию, на подчиненных, придают их деятельности негативную окраску, которая выражается в повышенной конфликтности, нарушениях деловой этики и закона, стремлении к достижению односторонней выгоды за счет партнера, нарушении условий заключенных договоров. Формируются неблагоприятные для организации ситуации, возникают различного рода недоразумения, с сомнительными деловыми предложениями приходят морально нечистоплотные люди, на работу нанимаются лица, вводящие в заблуждение относительно своих деловых качеств, образования, опыта работы, ожидания партнера не соответствуют смыслу совместно выполняемого проекта. Организация практикует в своей деятельности недобросовестную и даже криминальную конкуренцию, сама постоянно сталкивается с фактами коррупции, вымогательства, промышленного шпионажа, поставкой недоброкачественной продукции и т.д.
Преимущественно позитивные качества и эмоциональные состояния руководителя, его более высокая мировоззренческая ориентация также проецируются на деятельность организации. Менеджер побуждает подчиненных и иных людей изменять свое неадекватное поведение, не прибегая к конфликту. Не только распоряжения, но и пожелания руководителя охотно выполняются работниками. Формируется сплоченный трудовой коллектив. Развивается корпоративная культура. Организация эффективно взаимодействует с партнерами, сама следует требованиям деловой этики и со стороны своих соперников сталкивается исключительно с добросовестной конкуренцией.
Мировоззрение менеджера тесно связано с образом его жизни, причем эта связь двунаправленна: мировоззрение отражается в образе жизни, в свою очередь, образ жизни способствует выработке и закреплению того или иного типа мировоззрения.