Различия во взглядах и деятельности менеджеров

Лекция 6.

Мировоззрение, образ жизни и здоровье менеджера

Мировоззрение и эффективность деятельности менеджера

Древняя мудрость гласит: «Есть люди, под чьим управле­нием гибнет всякое начинание. Есть люди, под чьим управ­лением свершается невозможное. Есть люди, которые могут различать одних от других». Эту мудрость следует понимать так, что для более или менее масштабного начинания, проек­та особое значение, даже большее, чем знание и владение управленческим инструментарием, имеет мировоззрение ру­ководителя.

При рассмотрении мировоззрения и его связи с эффектив­ностью деятельности руководителя необходимо исходить из смысла следующих основополагающих понятий – убеждения, идейность и мировоззрение. Убеждения – есть укоренившиеся в сознании человека моральные, этические представления, –нормы, принципы, идеалы, — которым он считает насущно не­обходимым для себя следовать в повседневной жизни. Приме­нительно к управлению речь идет не просто об информированности, осведомленности менеджера о наличии неких нравственных, моральных норм деловых отношений, профес­сиональной этики, высших идеалов (в частности, идеала орга­низации, руководителя), но о его убежденности в них, т.е. в наличии соответствующей рациональной основы деятельно­сти.

Убежденность позволяет руководителю осуществлять управленческий процесс сознательно, с глубоким пониманием необходимости и целесообразности определенного управляющего, корректирующего воздействия на ситуацию.

Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире, об окружающей действительности, о своем месте в этом мире, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеа­лы, принципы познания и деятельности, ценностные ориента­ции. Центральное место в мировоззрении человека занимают представления о природе, о Космосе, о сакральном (священ­ном), наконец о Божественном.

Мировоззрение определяет отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Мировоззрение как совокупность ощу­щений, чувств, стремлений, потребностей, интересов, воли, побуждений возникает в раннем возрасте в сфере еще не­осознанных, стихийных практических отношений, в том числе социальных, индивида.

В результате обобщения полученного опыта под влиянием воспитания и обучения формируется внутренняя структура поведения, которая по отношению к сознанию оказывается первичным мировоззренческим уровнем. Элементами этого мировоззренческого уровня выступают способности, навыки, умения, практические способы организации деятельности во времени и т.д. Затем в подростковом и юношеском возрасте система мировоззрения дополняется уровнем рационального мышления (совокупностью целей, идеалов, ценностей). За­вершает формирование мировоззрения как системы совокуп­ность субъективных оценок результатов собственной деятель­ности, достигнутого и желаемого статуса взрослого члена общества. Мировоззрение превращается во внутреннюю при­чину, определяющую всю совокупность поведения и деятель­ности человека.

Важнейшими элементами мировоззрения, имеющими зна­чение для руководства людьми, являются следующие:

Ø система взглядов на социальное управление (в частности, школа менеджмента, принципам которой руководитель следует);

Ø представления о месте и роли руководителя в процессе со­циального управления;

Ø представление об идеальной организации, идеальном сти­ле руководства, об идеальном менеджере;

Ø ценностные ориентации, определяющие, в частности, осо­бенности восприятия менеджером различных видов кор­поративной этики;

Ø отношение руководителя к партнерам (ориентация на со­трудничество или соперничество) и предпринимательской среде (приятие, отторжение и т.д.);

Ø подходы к анализу складывающейся управленческой си­туации;

Ø отношение к подчиненным и вышестоящему руководству, к возглавляемой им организации (подразделению) и др.

Идейность – приверженность человека к определенной целостной системе взглядов, идей и соответствующему ей со­циальному, нравственному, эстетическому идеалу; последова­тельная и безусловная верность этим взглядам и идеям в тео­рии и на практике. Следует подчеркнуть, что одно только знание менеджером теории, если оно не превратилось в убеж­денность, а также одно только практическое следование ме­неджером определенным жизненным правилам, процедурам, бездумное выполнение требований, если все это не основано на сознательном усвоении соответствующего идейного со­держания, идейности не составляют. Идейность имеет место только в том случае, когда менед­жер в своей практической деятельности постоянно и спонтан­но следует исповедуемой им системе взглядов без специаль­ной фиксации своего внимания на необходимости выполнять определенные правила и процедуры.

Идейность менеджера проявляется во всех сферах общественной жизни, во всех управленческих ситуа­циях и противоположна безыдейности – безразличию к духов­ному смыслу собственных поступков и решений.

Таблица 3

Различия во взглядах и деятельности менеджеров

Аспект управлен­ческой деятель­ности менеджера Более ограниченное, приземленное мировоз­зрение менеджера Более широкое, продвинутое мировоз­зрение менеджера
Должность руко­водителя Позволяет рассчитывать на пониженные требова­ния, поблажки со сторо­ны вышестоящего руко­водства Обусловливает повы­шенные требования к человеку, занимающе­му должность руково­дителя
Привилегии руко­водителя Атрибуты, способствую­щие эффективному управлению организацией Цель личной активно­сти
Мысленное моде­лирование резуль­татов управленче­ской деятельности Отсутствует или нахо­дится в зачаточном со­стоянии Эффективно
Управленческая ситуация Стремится разрешить ис­ключительно с пользой для себя и своей карьеры Гармонизирует
Отношение к под­чиненным Пренебрежительное, считает их «винтиками в машине организации» Уважительное
Главные критерии оценки подчинен­ных Управляемость Профессионализм и че­ловеческие качества, результативность деятельности
Отношение к вышестоящему руко­водству Подобострастное Уважительное
Отношение к ор­ганизации Рассматривает как сред­ство сделать карьеру Рассматривает руково­дство организацией как важный жизненный урок для себя
Отношение к тру­довому коллекти­ву Безликая масса, объект и средство управления Имеет самостоятель­ную ценность
Основой мотив в отношениях с дру­гими руководите­лями по горизонтали Самоутверждение, со­ревнование в карьерных вопросах Сотрудничество, рас­ширяющее собственные возможности по реше­нию задач организации
Средства дости­жения цели Их выбор оправдывается целью Выбираются с учетом требований профессио­нальной этики руково­дителя
Подход к управле­нию Формальный Содержательный
Результаты дея­тельности органи­зации Оценивает с позиций фиксации личного вклада и достижения карьерных целей Сопоставляет с целями организации и оценива­ет с позиций общест­венной пользы
Стратегия разви­тия организации Не видит, не учитывает, пренебрегает, избегает этих проблем Держит постоянно в поле зрения, занимается стратегией специально
Текущие результа­ты деятельности Абсолютизирует в ущерб долговременным и стра­тегическим целям орга­низации Соотносит с текущими задачами организации и увязывает со стратегией развития организации
Опыт руководя­щей деятельности Выстраивание отноше­ний с вышестоящим ру­ководством, интриги Решение проблем орга­низации и ее участников
Преимущественно исполняемые роли менеджера Представительская В зависимости от управленческой ситуа­ции
Собственная роль в решении кон­кретной задачи ор­ганизации В случае успешного ре­шения задачи приписы­вает заслуги себе, в слу­чае неудачи свалить вину на подчиненных Организация решения задачи с наибольшей эффективностью с точ­ки зрения затраченного времени и ресурсов
Роль мировоззре­ния руководителя для эффективного управления Не имеет значения для эффективности управле­ния организацией Имеет ключевое значе­ние для эффективности управления организа­цией
Методология со­циального управ­ления Руководителю не требу­ется Является основой в деятельности руководи­теля
Управленческий инструментарий Абсолютизирует роль инструментария Рассматривает его как средство управления, хотя и весьма важное

Действует древнее правило: подобное притягивается к по­добному. Важным следствием мировоззренческой ориентации руководителя является круг его общения, характер деловых связей.

Мировоззрение менеджера проецируется (отражается) на подчиненных, их деятельность, на трудовой коллектив, а также на производственные, служебные ситуации, на взаимоотноше­ния с партнерами, наконец, на эффективность и будущее организации. Подчиненные повторяют в том или ином виде подходы и принципы своего руководителя, многократно вос­производят, «тиражируют» его качества и оценки, распростра­няя все это в сфере деятельности организации. Затем, особенно если организация достаточно крупна и располагает значитель­ными ресурсами, соответствующие идеи, нормы, подходы на­чинают оказывать влияние в той или иной мере и на общество.

Преимущественно негативные качества и эмоциональные состояния руководителя, проецируясь на всю организацию, на подчиненных, придают их деятельности негативную окраску, которая выражается в повышенной конфликтности, наруше­ниях деловой этики и закона, стремлении к достижению односторонней выгоды за счет партнера, нарушении условий за­ключенных договоров. Формируются неблагоприятные для организации ситуации, возникают различного рода недоразу­мения, с сомнительными деловыми предложениями приходят морально нечистоплотные люди, на работу нанимаются лица, вводящие в заблуждение относительно своих деловых качеств, образования, опыта работы, ожидания партнера не соответст­вуют смыслу совместно выполняемого проекта. Организация практикует в своей деятельности недобросовестную и даже криминальную конкуренцию, сама постоянно сталкивается с фактами коррупции, вымогательства, промышленного шпио­нажа, поставкой недоброкачественной продукции и т.д.

Преимущественно позитивные качества и эмоциональные состояния руководителя, его более высокая мировоззренческая ориентация также проецируются на деятельность организации. Менеджер побуждает подчиненных и иных людей изменять свое неадекватное поведение, не прибегая к конфликту. Не только распоряжения, но и пожелания руководителя охотно выполняются работниками. Формируется сплоченный трудовой коллектив. Развивается корпоративная культура. Организация эффективно взаимодействует с партнерами, сама следует требованиям деловой этики и со стороны своих соперников сталкивается исключительно с добросовестной конкуренцией.

Мировоззрение менеджера тесно связано с образом его жиз­ни, причем эта связь двунаправленна: мировоззрение отражает­ся в образе жизни, в свою очередь, образ жизни способствует выработке и закреплению того или иного типа мировоззрения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: