Помещение в дисциплинарную военную часть

Прежде всего, под содержанием в дисциплинарной воинской части следует пониматьспециальный вид уголовного наказания, назначаемый осужденному военнослужащему, проходящему службу по призыву, и состоящий в совокупности средств уголовно-правового воздействия, предусматривающих пребывание в специализированной воинской части с установленным режимом, обязательное участие в труде, ограничение отдельных военных (невключение срока наказания в срок службы, отсутствие отпусков и др.) и иных прав осужденного военнослужащего, проведение с ним военной подготовки и воспитательной работы, осуществляемых в течение определенного срока, установленного в приговоре.
Данный вид наказания применяется судами неоправданно редко. Так, согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части в 2014 г. было назначено 406 военнослужащим, совершившим преступления против военной службы, или 9 % осужденных за преступления указанной направленности. Между тем, законодатель наделил рассматриваемое наказание существенным правоприменительным потенциалом. С применением закрепленного в ч. 1 ст. 55 УК РФ правила, допускающего при определенных условиях его назначение в порядке замены лишения свободы на срок до двух лет, содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено осужденному военнослужащему практически за любое преступление против военной службы и значительное число других общеуголовных преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ.
Вместе с тем, отсутствие в Общей части УК РФ запрета на назначение содержания в дисциплинарной воинской части за особо тяжкие преступления, на наш взгляд, является необоснованным. На практике это способно привести к тому, что в воинском коллективе дисциплинарной воинской части, состоящем преимущественно из молодых людей, осужденных, как правило, за совершение преступлений с незначительной общественной опасностью, появятся лица, совершившие опасные, с точки зрения законодателя, преступления, что явно не будет способствоватьоздоровлению обстановки в среде указанных военнослужащих. С другой стороны, поскольку в Главе 33 УК РФ не имеется особо тяжких преступлений, то на эффективность борьбы с преступлениями воинской направленности установление предлагаемого запрета не повлияет. Поэтому ст. 55 УК РФ следует дополнить ч. 3 следующего содержания: «3. Содержание в дисциплинарной воинской части не назначается военнослужащим, совершившим особо тяжкие преступления» [14, С. 10].
Редкое применение содержания в дисциплинарной воинской части обусловлено тем, что оно недостаточно используется законодателем в санкциях норм УК РФ. Поэтому предлагается дополнить данным видом наказания санкции всех норм Главы 33 УК РФ, предусматривающих ответственность за совершение военнослужащими, проходящими службу по призыву, преступлений небольшой и средней тяжести. Это увеличит количество таких санкций с 23 до 34, что позволит судам назначать анализируемое наказание без дополнительной ссылки на ст. 55 УК РФ и расширит возможности суда в вопросе дифференциации и индивидуализации назначаемого наказания.
С точки зрения реализации положений ч. 1 ст. 55 УК РФ о возможности замены лишения свободы на срок до двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок важным является сущность таких уголовно-правовых признаков, как «характер преступления» и «личность виновного». Учёт личности виновного в качестве критерия, используемого в ст. 55 УК РФ и свидетельствующего о возможности замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части, идентичен аналогичному общему началу назначения наказания, закрепленному в ч. 3 ст. 60 УК РФ. При этом автор отмечает, что рекомендации, содержащиеся в ч. 1 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания», носят общий характер и не конкретизированы по кругу обстоятельств, подлежащих учёту при оценке личности виновного.
Критерий «характер преступления» также необходимо учитывать при замене лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части. По убеждению диссертанта, закрепляя в ст. 55 УК РФ обязанность суда учитывать характер преступления при решении вопроса о возможности заменить осужденному лишение свободы на содержание в дисциплинарной воинской части, законодатель имел в виду его воинский характер, а именно то, что совершение преступления было обусловлено обстоятельством прохождения виновным военной службы. Поэтому, в целях обеспечения правильного и единообразного решения вопросов применения отдельных норм, регламентирующих назначение содержания в дисциплинарной воинской части, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» необходимо дополнить п. 9.1 следующего содержания: «9.1. При назначении наказания в соответствии со статьей 55 УК РФ в порядке замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок, суд, обосновывая в описательно-мотивировочной части приговора свое решение, должен указать на конкретные данные о личности виновного: общебытовые; касающиеся личности подсудимого в допризывный период; периода военной службы; состояния здоровья.
Под характером преступления при этом следует понимать обусловленность его совершения обстоятельством прохождения виновным военной службы, что не исключает возможность назначения содержания в дисциплинарной воинской части в порядке замены лишения свободы на срок не свыше двух лет за совершение общеуголовного преступления».

Арест

Арест как вид уголовного наказания предусмотрен п. “и” ст. 44 УК РФ. Основания и порядок его применения установлен в ст. 54 УК РФ, согласно которой арест заключается к содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Арест может быть применен на срок от одного до шести месяцев, а в случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного года.

Согласно ч. 3 ст. 54 УК осужденные военнослужащие всех категорий отбывают арест только на гауптвахте.

Порядок и условия отбывания ареста военнослужащими определяются нормами законодательных и нормативных правовых актов различных отраслей права. В первую очередь речь идет о следующих группах норм УИК РФ, определяющих порядок и условия отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде ареста:

- нормы Общей части УИК РФ, с одной стороны, устанавливающие общие положения (задачи, принципы, средства исправления) для всех видов уголовного наказания без каких-либо исключении, но с определенной спецификой; с другие стороны, регулирующие, как и нормы Особенной части УИК РФ, конкретные вопросы отбывания осужденными военнослужащими ареста, например ст. 11 УИК РФ;

- нормы Особенной части УИК РФ, в частности главы 10, регулирующей порядок и условия исполнения ареста. На основе указанных норм могут регулироваться те отношения, которые не нашли своей регламентации в нормах военного законодательства, устанавливающего порядок содержания военнослужащих на гауптвахтах.

Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими определяются нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в частности, регламентирующими порядок содержания военнослужащих на гауптвахтах. Среди них - Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 14 “О гауптвахте”). Самостоятельным нормативным правовым актом являются Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, принимаемые Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Осужденные военнослужащие из числа лиц офицерского состава содержатся отдельно от других категории осужденных военнослужащих. Осужденные военнослужащие, имеющие звания прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава. Осужденные военнослужащие, проходящие службу по призыву, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту. Осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.

В период отбывания уголовного ареста правовой статус осужденного военнослужащего является ограниченным. Перечень правоограничений является исчерпывающим и вытекает из режима исполнения данного наказания.

Оставаясь военнослужащим, осужденный тем не менее не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания либо выдвинут на вышестоящую должность.

Поскольку во время отбывания ареста осужденный не исполняет своих специальных обязанностей по ранее занимаемой должности, но остается военнослужащим, ему в этот период выплачивается денежное содержание только в виде оклада по воинскому званию, а срок ареста не засчитывается в общий срок военной службы, дающий право на получение различных льгот, в том числе на пенсионное обеспечение. На время отбывания ареста эти сроки приостанавливаются. В исключительных случаях в порядке меры поощрения за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным может быть применен зачет ареста в срок военной службы полностью или частично.

На период ареста временным местом службы осужденного является гауптвахта, поэтому переводы такого военнослужащего к новому месту службы, в другую местность или воинскую часть либо учреждение в это время невозможны.

Осужденный военнослужащий во время отбывания ареста не может быть уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Для реализации целей уголовного наказания и во исполнение требований военного законодательства к осужденным лицам возможно применение в качестве средства воздействия мер поощрения и взыскания. Так, за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным военнослужащим могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания либо зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично. За нарушение порядка отбывания наказания к осужденным военнослужащим могут применяться меры взыскания в виде выговора или перевода в одиночную камеру на срок до 10 суток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: