“Подобно тому, как распространяющийся по небу солнечный свет доступен невооруженному глазу обычного человека, так и высшая обитель Господа Вишну всегда доступна взору мудрых и сведущих преданных. И поскольку эти досточтимые прозревшие брахманы могут видеть эту высшую обитель, они способны открыть ее другим”.(Риг Веда, Вишну-самхита 1.22.20)
+После этого жрец должен последний раз проверить, все ли из необходимых для йаджны параферналий на месте и правильно ли все расположено.
+Если после стольких приготовлений жрец ощущает некоторое напряжение, то, чтобы снять его, он может после совершения ачамана сделать пранайаму.
+Во время проведения йаджны, жрец должен дышать преимущественно через правую ноздрю (сурйа).
XXIV.5. Четыре Веды
#По желанию можно также провести установление четырех Вед (сосудов с кососовыми орехами) в четырех углах йаджна-кунды*149.
XXIV.6. Панча-рекха-стхапана: Проведение Линий
Узор из пяти разноцветных линий нужно нарисовать на песчанной поверхности внутри кунды. Узор состоит из горизонтальной линии красного цвета, расположенной вдоль западной стены кунды, и еще четырех вертикальных линий, выходящих от нее к восточной стене.
+Жрец, сидя на своей асане на правом колене, должен нарисовать линию желтым порошком на песке, начиная с юго-западного угла по направлению на восток длинной в две прадеши.
+В это время он должен сосредоточиться на олицетворении земли и произнести мантру:
ом рекхе твам пртхви-рупа пита-варнаси
+Следующей, из того же юго-западного угла он должен нарисовать линию красным порошком длинной в три прадеши.
+Медитируя на священную корову, он должен произнести:
ом рекхе твам го-рупа лохита-варнаси.
+Черная или синяя линия должна проходить параллельно желтой на расстоянии одной прадеши. Эта линия также начинается от красной линии у западной стены и рисуется по направлению на восток длиной в одну прадешу.
+Медитируя на Ямуну, жрец должен произнести:
ом рекхе твам калинди-рупа кршна-варнаси
+Параллельно этой линии на расстоянии одной прадеши он должен нарисовать золотистую линию в одну прадешу, начиная от горизонтальной красной, по направлению на восток.
+Медитируя на Лакшми-деви, он должен произнести:
ом рекхе твам шри-рупа сварна-варнаси
+И в заключении, он должен нарисовать пятую линию - белого цвета. Она тоже параллельна предыдущим, длинной в одну прадешу с запада на восток, начиная от конца горизонтальной красной линии.
+Медитируя на богиню Сарасвати, жрец должен повторять:
ом рекхе твам сарасвати-рупа шукла-варнаси.
XXIV.6.1. Упрощенный Вариант Панча-рекха-стхапаны
#Можно сделать по другому: нарисовать шестиконечную звезду, или лотос о восьми лепестках, с омкарой или биджа-мантрой клим в центре. Для изображения этого знака можно использовать обычную рисовую муку. Это тантрический метод, но в Одиннадцатой Песни Шримад-Бхагаватам Кришна говорит Уддхаве:
вайдикас тантрико ми’ра
ити ме три-видхо макхах
трайанам ипситенайва
видхина мам самарчарет
“Человеку следует поклоняться Мне с большим тщанием, выбрав один из трех методов, через которые Я принимаю жертвоприношения: ведический, тантрический или смешанный” (Бхаг. 11.27.7.)
XXIV.7. Уткара-нивасана: Изгнание Нечистот и Очищение Линий
+Нужно взять щепотку земли и с каждой линии большим и безымянным пальцами правой руки и выбросить ее из кунды в северо-восточном направлении, произнося при этом: ом нирастах паравасух
+Затем окропить линии водой из панча-патры
XXIV.8. Агни-самскара: Очищение Огня
+Зажгите лампу с фитилем на гхи или свечу. Возьмите небольшую щепку, подожгите ее от фитиля или свечи и выбросьте в юго-западном направлении, чтобы изгнать из огня неблагоприятные энергии. При этом произносите мантру: