Развитие координационных способностей студентов специальности бухгалтерский учет, анализ и аудит

В современных условиях одной из важнейших задач физического воспитания человека является развитие двигательных функций и умение управлять своими движениями. Данная задача решается за счет развития человеком своих координационных способностей. Координационные способности представляют собой способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи. Они спо­собствуют эффективному выполнению работы при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер [3, с. 2-5].

Целью работы выявление особенностей развития координационных способностей у студентов ОмЭИ.

Основными задачами для реализации поставленной цели явились:

1. научить студентов исследовать свои координационные способности.

2. провести сравнительный анализ координационных способностей.

3. выявить уровни развития координационных способностей.

Объектом исследования является развитие физических качеств студентов.

Предметом исследования является развитие координационных способностей студентов.

В работе использованы следующие методы исследования:

1. анализ методической литературы;

2. педагогическое тестирование;

3. математическая статистика.

Понятие «координационные способности» тесно связано с понятием координация. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. В свою очередь, на развитие координационных способностей оказывают влияние следующие факторы, например способность человека к точному анализу движений, деятельность двигательного анализатора, возраст и т.д. [2, с. 9-12].

Координационные способности определяются спецификой конкретного вида спорта и весьма разнообразны. К ним относятся способности к кинестетическому дифференцированию, ориентированию в пространстве, сохранению равновесия, быстроте перестроения двигательных действий и чувство ритма [2, с. 9-12].

Координационные способности у каждого человека проявляются индивидуально. Исходя из этого, выявлять развитие координационных способностей будем путем проведения исследования выбранного круга испытуемых.

Для исследования были выбраны студенты 4 курса специальности бухгалтерский учет, анализ и аудит. Данный контингент людей ведет сидячий образ жизни, мало двигается. Для выявления координационных способностей был выбран тейпинг тест.

Тейпинг тест базируется на понятии физиологического механизма. Физиологический механизм проявления координации движений представляется как многофункциональное свойство, зависящее от состояния нервной системы и ее двигательной сферы периферического нервно – мышечного аппарата. Также на основе данного теста выявляется сущность темпа, представляющего собой показатель, характеризующий простые и сложные двигательные реакции, а также частоту одинаковых движений в единицу времени [1, с.27-31].

Таблица 1

Результаты тейпинг-теста у студентов группы иБХ3-112

  Квадраты и число точек в них
       
  Ср. знач 61,81 60,09 59,90 58,63

Из таблицы следует, что среднее значение по первому квадрату составило 61,818 из 70 точек за 10 секунд возможных. Таким образом, полученный показатель приближается к максимальному показателю, который свидетельствует о хорошем состоянии нервно – мышечного аппарата.

Далее наблюдаем снижение показателя (60,091), которое вызывает недостаточное развитие двигательных единиц.

Результаты частоты движений в третьем и в четвертом квадратах отражают уменьшение среднего значения и соответственно – 59,9 и 58,6.

Таким образом, из 11 студентов двое имеют максимально приближенный показатель равный 69 точкам, 2 студента – 68 точек, еще 2 студента – 65 точек, а далее идет сокращение точек и соответственно студентов, т.е. на каждого из оставшихся студентов наблюдается снижение показателей: 67, 60, 57, 47, 45 точек.

Далее каждый испытуемый продемонстрировал скорость движения кисти – 65, 62, 56, 50, 48 точек, на 2 человек приходится 63 и 57 точек. В середине исследования никто не достиг максимальной частоты движений. Это видно, исходя из данных по третьему квадрату, поскольку на 1 человека приходятся 66, 64, 59, 50 и 46 точек, в свою очередь на 2 человека – 65 и 62 точек. В следующие 10 секунд на одного человека пришлись 68, 54, 53, 51 и 49 точек; на 2 студентов – 66 точек и на 3 человек – 55 точек за 10секунд.

Таким образом, анализ показывает, что у данной группы студентов уровень развития координационных способностей находится на низком уровне. Лишь показатели одного из студентов группы имеют высокий уровень. Следовательно, испытуемым необходимо повышать уровень координационных способностей за счет саморазвития. Предлагаем следующие рекомендации.

Во-первых, студентам нужно провести самоанализ, чтобы выявить начальный уровень своих координационных способностей для дальнейшей работы за ними.

Во-вторых, обратиться к специалисту для разработки специальных упражнений для развития координационных способностей. При этом можно устанавливать сложность физических упражнений, можно ее увеличивать за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий.

В-третьих, необходимо осваивать и соблюдать правильную технику естественных движений, т.е. бега, различных прыжков и т.д.

В-четвертых, нужно научиться расслаблять скелетные мышцы.

При этом следует помнить о том, что упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей [2, с.27-31].

Пространственную координацию движений можно оценить с помощью штрафного броска. Нашей задачей являлось выявление взаимосвязи точности выполняемых движений с пространственной координацией. Для проведения анализа по исследуемой группе составим таблицу.

Таблица 2

Результаты штрафных бросков у студентов группы иБХ3-112

  Инициалы Количество попаданий Баллы
Ср. знач. 2,2 3,1

Среднее значение по количеству попаданий достигает 2,2, что свидетельствует об удовлетворительном уровне пространственной координации движений. Соответственно, в нашем случае группа получила средний балл 3,1.

Вышеприведенные результаты исследований находятся в тесной взаимосвязи, так они позволяют оценить уровень развития различных сторон координационных способностей (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь результатов штрафного броска и тейпинг-теста

Литература:

1. Пягай Л. П. Методы самоконтроля в физическом воспитании студентов: учебно-методическое пособие для студентов всех направлений подготовки всех форм обучения. – Омск: Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. – 76с

2. Стрельникова И. В. Характеристика координационных способностей /И.В. Стрельникова, Н. И.Лебедев //Совершенствование профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в современных условиях. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – С. 9–12.

3. Шевченко Д. Ю. Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией: автореферат канд.пед.наук. – Набережные Челны: НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» 2012. – 24 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: