Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный
инcтитут) имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова,
канд. пед. наук, профессор кафедры физической подготовки
Д.С. Яковлев
канд. пед. наук начальник кафедры физической подготовки,
г. Тюмень
Модельно-целевое проектирование физической подготовки студентов-юношей
Модельно-целевое проектирование военно-прикладной подготовки студентов предполагает создание разноуровневых моделей: обобщенной модели военно-профессиональной деятельности и личности военнослужащего, модели интегрированной индивидуальности личности студента-выпускника, модели самого процесса физической подготовки, обеспечивающей достижение соответствующих модельных показателей.
Обобщенная описательная модель деятельности и личности военнослужащего, разработанная на основе анализа требований характера и условий различных видов учебно-боевой деятельности включает социально-психологические особенности, психологическую структуру военно-профессиональной деятельности и профессионально важные свойства и качества необходимые для эффективного решения задач в различных видах учебно-боевой деятельности.
|
|
В основе нашего варианта системного подхода к познанию индивидуальности личности студента и психолого-педагогическому обеспечению его развития лежит теория интегральной индивидуальности [1].
На основе обобщенной модели военно-профессиональной деятельности и личности военнослужащего нами разработана модель интегральной индивидуальности личности студента-выпускника включающая модельные характеристики и показатели физического развития, функциональных возможностей, психо-моторных качеств, психических и социально-психологических свойств личности.
В качестве базовых профессионально прикладных видов спорта в учебную программу по физической подготовке включены следующие виды спорта: летний и зимний полиатлон, атлетическое двоеборье, рукопашный бой (включая боевые приемы борьбы), преодоление специализированной полосы препятствий.
Таблица 1
Модельные характеристики студента-выпускника
(физическое состояние)
№ | Показатели | Ед. изм. | Период, модельные характеристики | ||
Исходный | 3 курс | 4 курс | |||
Физическое состояние | |||||
1. | Физическое развитие | В пределах возрастной нормы (длина тела, масса тела, весо-ростовой индекс, окружность грудной клетки, экскурсия) | |||
2. | Функциональные возможности кардио-респираторной системы | ||||
ЧСС в покое | уд/мин | 74-72 | 70-68 | 66 и < | |
ЧД | цикл/мин | 14-12 | 10-8 | 6 и < | |
АД (СД/ДД) | мм рт.ст | от 110/60 | до 120/80 | ||
Проба Генча | с | 28-34 | 35-40 | 40-45 | |
Проба Яроцкого | с | 22-26 | 30-35 | 36-40 | |
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний | с | 4000-4200 | 4300-4500 | 4600 и > | |
Проба Руффье | индекс | 11-10 | 7-6 | 5 и < | |
3. | Двигательные способности | ||||
Выносливость общая и скоростная (Бег 1 км) | мин., с | 4.0-3.50 | 3.30-3.20 | 3.10 и < | |
Бег 3 км | мин., с | 14.40-13.40 | 12.30-12.0 | 11.30-11.0 | |
Бег на 400 метров | мин., с | 1.18-1.12 | 1.10-1.04 | 1.02 и < | |
Бег 4×100 метров | мин., с | 1.20-1.24 | 1.12-1.08 | 1.06 и < | |
Подъем с переворотом | кол-во раз | 2-4 | 6-8 | 10-12 | |
Подъем силой | кол-во раз | 2-4 | 5-6 | 7-8 | |
Силовые способности | |||||
Подтягивание на перекладине | кол-во раз | 7-8 | 13-15 | 16-18 | |
Сгибание - разгибание рук в упоре на брусьях | кол-во раз | 10-14 | 26-28 | 30-35 | |
Угол в упоре на брусьях | с | 2-3 | 15-20 | 25-30 | |
Левая кисть | кг | 42-44 | 46-48 | 50 и > | |
Мышцы спины | кг | 125-130 | 140-150 | 160 и > | |
Скоростные способности | |||||
Бег на 60 м | с | 9.0-8.8 | 8.6-8.5 | 8.4-8.3 | |
Бег на 100 м | с | 14.8-14.6 | 14.4-14.2 | 14.1-13.8 | |
Скоростно – силовые способности | |||||
Тройной прыжок с места | см | 560-600 | 640-680 | 720 и > | |
Поднимание туловища за 1 мин | кол-во | 38-40 | 44-48 | 48-50 | |
Рывок гири 24 кг | кол-во | 20-25 | 40-45 | 50 и > | |
Толчок двух гирь по 24 кг | кол-во | 6-8 | 10-12 | 15 и > | |
Челночный бег 10×10 м | с | 28.5-27.5 | 26-25.5 | 25 и < | |
Гибкость (наклон вперед) | см | 7-9 | 14-15 | 16 и > | |
4. Военно – прикладные умения и навыки | |||||
1. | Метание гранаты на дальность (Ф-1) | м | 30-34 | 36-38 | 40-42 и > |
2. | Метание гранат на точность | очки | |||
3. | Стрельба ВП-1 | очки | |||
4. | Владение приемами рукопашного боя | баллы | |||
5. | Плавание брасом, 100 м | мин., с | 2.36-2.20 | 2.0-1.50 | 1.40 и < |
6. | Ныряние в длину | м | 10-12 | 16-18 | 20-25 |
7. | Лыжные гонки на 5 км | мин., с | 26-28 | 25-24 | 23-22 |
8. | Марш бросок на 5 км | мин., с | 28 и > | 25 мин | 23 мин 30с |
9. | Спортивный разряд по военно – прикладному виду спорта (или по полиатлону) |
С учетом характера и условий соревновательной деятельности в указанных видах спорта разрабатываются модельные характеристики спортсменов различной квалификации. Затем осуществляется проектирование макроцикла физической подготовки, которое включает: проектное моделирование целевой соревновательной деятельности, моделирование сдвигов подготовленности и готовности студента к достижениям в макроцикле, модельное проектирование содержания и структуры макроцикла физической подготовки.
|
|
При проектировании целевой соревновательной деятельности необходимо: выполнить расчетное прогнозирование целевого спортивного результата, смоделировать внешнеповеденческие и биофункциональные парциональные (частные) параметры целевой соревновательной деятельности.
Ориентиром, гарантирующим достижение определенных спортивных результатов, являются показатели модельных характеристик, на них направлена учебно-тренировочная деятельность студента в подготовительный период.
Заключительным шагом является модельное проектирование содержания и структуры макроцикла физической подготовки. Основное содержание макроцикла физической подготовки составляют три группы физических упражнений: специально-подготовительные (целостного и фрагментарного моделирования соревновательной деятельности), параспециально-подготовительные (отличающиеся от соревновательных по некоторым параметрам) и общеразвивающие.
Проектировочная стадия завершается операциями по проектированию порядка развертывания процесса подготовки в предстоящем макроцикле. Осуществляется программирование содержания. Объема, интенсивности нагрузки по периодам макроцикла фундаментальной подготовки (общей и специальной) и соревновательного периода.
Периодом основных соревнований в рамках учебного процесса является период сдачи зачетов (экзаменов) по практическому разделу физической подготовки.
|
|
Общий уровень тренировочной нагрузки на протяжении макроцикла возрастает, достигая максимума за одну – две недели до основных соревнований (зачетов, экзаменов).
На стадии реализации проекта осуществляется поэтапный контроль. В качестве основы принята система контрольно-тренировочного микроцикла. Каждый контрольно-тренировочный микроцикл развертывается по трем фазам: первая (2-3 дня) - выравнивающая, вторая (2 дня) – тестирующая, третья (2 дня) – восстановительная.
В случае рассогласования показателей разработанного модельного проекта и результатов комплексного тестирования осуществляется коррекция деятельности студента и преподавателя на очередной мезоцикл.
Развитие интегральной индивидуальности личности в условиях специально организованной физической подготовки студентов к военной службе является одной из основополагающих функций опережающего отражения действительности и заблаговременного формирования военно-профессиональной пригодности.
Литература:
1. Шевцов В.В. Модельно-целевое проектирование физической подготовки // Формирование пригодности учащейся молодежи к военной службе. Монография. – Тюмень – Уфа: БРО АВН, 2010. – С. 158 – 161.