Слово 29. Его рыдания

1. Горе нам, предавшимся сластолюбию в сем кратком поприще жизни. Чтобы удовлетворить законопреступной и кратковременной похоти плотской, соделываем себя недостойными сладостнейшего со­зерцания славы Божьей! Горе нам, яко «тление нетления не наследствует» (1.Кор. 15, 50). И мы, презрев нетление, с безумным неистовством стремимся за тлением. Горе нам, что мы плоть свою, имеющую обратиться в прах и пищу червей, питаем в грехах, не боясь ни огня, в коем будем вечно мучиться, ни червя, никогда не усыпающего. Горе нам, что люди благочестивые почитают и лобызают тело наше, оскверненное нечистотами; между тем как мы «гробы повапленные», и смердим грехом смертоносным! Горе нам, что мы неумерен­ностью и приятными яствами умножаем в себе семя похоти, и посему возбуждаемся к преступному смешению телесному. Горе нам, что мы не умеем предпочитать тленное нетленному, и презираем Бо­жественную и страшную правду. Горе нам, что мы ленивы и медленны к добру, готовы же и скоры ко злу.—Горе нам, что тело наше, назначенное для вечного света, мы привели к вечной тьме. Горе нам, что Сын человеческий, соделавшийся ради нас человеком, Который есть одной и той же сущ­ности с Богом Отцем, не имеет у нас «где главы подклонить» (Матф. 8, 20); между тем, как лисицы, т. е. лукавые и нечистые духи, устроили в нас свои обиталища.—Горе нам: ибо люди правые сердцем представят пред Судью и души чистые и тела святые, без всякого порока; а мы, имея пороч­ный души и нечистые тела, услышим изречение, подвергающее нас вечной казни.

2. Горе нам, что мы, будучи исполнены бесчестных и срамных дел, просим чести и славы святых.—Горе нам, что будучи повинны и подвер­жены многим грехам, мы обращаемся посреди святых и непорочных, как чистые и свободные от греха. Горе нам! будучи исполнены согрешений, мы учим и наставляем тех, кои гораздо лучше нас и превосходят нас. Горе нам, что имея бревно в своем глазе, мы проницательно усматриваем малейшие сучки согрешений братьев наших, и с гневом стремимся исторгнуть оные, как будто в нас нет ничего, требующего поправления. Горе нам! ибо мы возлагаем на братьев наших бремена тяжкие и неудобоносимые, тогда как сами, как бы немощнейшие телом не хотим прикоснуться к оным ниже «перстом». Горе нам, что мы, будучи чужды делания Божественного и монашеского, не стыдимся учить других совершению обязанностей и добродетели. Горе нам, что мы не только забываем прежние грехи, но даже не заботимся истре­бить настоящие, вновь соделываемые, и не омываем оных слезами. Горе нам! положив помощью Бо­жьею и благодатью основание благого жительства, ныне на сем основании воздвигаем жительство плотское. Горе нам! мы столько уклоняемся в сквер­ные помыслы, что те грехи, кои мы оставили, опять возобновляем их в памяти своей. Горе нам, что мы, употребляя пищу и питье, не предусматриваем, что от излишества их воздвигается в нас брань.— Горе нам! ибо дьявол, всевая в нас помыслы блуда, находить нас готовыми принимать такие мысли, и сим нас уязвляет. Горе нам, что мы вознерадели о Божественных молитвах и о поучении в святых Писаниях, и проводим дни наши в прааднословии и пустых занятиях. Горе нам! ибо столько ослеплены сердца наши, что мы пре­даемся лености и праздности, тогда как должны бы были прилежать оплакиванию грехов своих. Горе нам! Бог говорит: «душа, яже согрешит, та умрет» (Иезек. 18, 4); а мы не имеем никакого попечения о душе, беспрестанно согрешающей.

3. Горе нам, что мы тело свое, склонное ко грехам, к нечистым вожделеньям возбуждаем множеством пищи и наслаждениями, допускаем в сердце стрелы нечистого врага посредством очей и скверных помыслов, соделываемся конями неисто­выми от прикосновения к чужим телам, и не обращаем никакого внимания на достоинство разум­ной души нашей, не помним и не страшимся вечной муки. Горе нам, что мы к болезням и недугам телесным довольно внимательны; к болез­ням и язвам душевным, самым тягчайшим, бесчувственны. Горе нам: ибо главнейшая часть человека, душа, покоряется плоти, которая есть оной раба; часть худшая повелевает лучшею, вместо того, чтобы обоим им согласно служить Творцу своему Богу. Горе нам, что грехи умножаются в нас от злых и нечистых помыслов, а мы не внимаем, что это удаляет нас от Бога и подвергает на­падению злобных духов. Горе нам, что мы так несмысленны и неразумны, что домогаемся почестей святых мужей, между тем не хотим подражать делам их. Горе нам, что мы в исполнении Божественных заповедей не оказываем ни страха рабов, ни тщания наемников, ни любви сынов. Горе нам, что мы стараемся и словом и делом сни­скать благосклонность людей, а нерадим о правде и справедливости. Горе нам, что мы, когда грешим, то стыдимся упрека людей, а о вечном стыде, имеющем постигнуть нас, нисколько нерадим. Горе нам, что мы происшедши от бедных и незнатных родителей, не познаем самих себя; и давши Бога ради обет любить нищету и бесчестье, усиливаемся войти в число людей знатных и богатых. Горе нам, что в мирской жизни, будучи угнетаемы бед­ностью, хранили умеренность, а ныне, быв позваны к воздержанью, с величайшим усилием ищем насыщения чрева и покоя телу. Горе нам, что боя­щихся Бога охраняют Ангелы; а тех, кои удаляются от Бога и нерадят о Его заповедях, окружают демоны. Зная это (к сожалению нашему) мы присоединяем себя к обществу демонскому. Горе нам, что мы стараемся угождать богатым и сильным, а бедных и с покорностью приходящих к нам отвращаемся, как толпы докучливой.

4. Горе нам, что мы судим о людях не по добродетели, но по своему пристрастному мнению. Горе нам, что мы определяем праведное и благое, рассуждаем об оном, и учим; но весьма далеко отстоим от дел праведных и благих. Горе нам, что мы очищаем землю от репейников, терния и прочего зловредного для плодов, а пренебрегаем очищать душу свою страхом Божиим от лукавых и нечистых помыслов, кои губят и истребляют в нас святые плоды добродетелей. Горе нам, что мы предаемся такой и столь долговременной заботе для приобретения чего-либо тленного на земли, на которой мы пришельцы и странники, а не прилагаем (ни малейшего) старания о том, что необходимо для нас при переходе в вечность. Горе нам, что мы, долженствующие дать отчет пред грозным Судьею о всяком деле, о всяком слове праздном, наконец о всех помыслах лукавых и нечистых, проводим все время жизни своей без всякого попечения о сем, как будто ни в чем неповинные, и не подлежащие никакому ответу. Горе нам, что мы не только совершили много нечистого и непотребного, но даже по своему неверию отвергли и презрели обе­тования Божия. Горе нам, что мы, будучи объяты безрассудным пристрастием к тленному, хотя бы и могли наследовать нетление, живя по учению Евангелия, однако, недугуя привязанностью к земным предметам, лишаемся благ вечных и нетленных. Горе нам, что мы, имея возможность победить вся­кое сластолюбие, но по самоугодию побеждаемся стра­стями нашими. Горе нам, что мы стыдимся грешить в присутствии людей, но не трепещем, поступая не­честиво и согрешая пред очами Бога, который зрит сокровенное. Горе нам, что мы не растворяем слов наших солью Божественною, но безрассудно произносим слова неполезные чуждые всякого благо­говения. Горе нам, что с людьми беседуем с ласкательством, лестно и лицемерием, и не боимся за сие осуждения. Горе нам, что сонливость и беспечность лишают нас сокрушенья сердечного. Горе нам, что мы хотя и оставили мир, но страстями нашими превосходим людей, живущих в мире. Горе нам, что сами, имея нужду в великом исправле­нии, весьма жестоко нападаем на тех, кои побе­ждаются самыми маловажными погрешностями.

5. Горе нам, если Господь потребует нас на суд, прежде нежели мы покаемся. Горе нам, что мы не обращаем вниманья на смрад, исходящий из чрева нашего, и потому побеждаемся сластолюбием и гордостью. Горе нам, что мы беспрестанно осквер­няем души наши нечистыми помыслами, а между тем желаем, чтобы почитали нас и называли свя­тыми. Горе нам, что мы, предавшись суетным вещам, забыли о борьбе со страстями. Горе нам, что мы здесь без страха предаемся грехам, забывая что нас ожидает огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов, вечный позор пред Ангелами и всеми тварями. Горе нам, что в сей юдоли изгнания и странничества гоняемся за забавами, достойными ненависти, забываем о наслаждениях райских, презирая царство небесное. Горе нам, что, по причине жестокосердия, мы упо­добляемся юродивым девам тем, что не заботимся купить елея, коим бы освящались светильники наши, т. е. не оказываем благотворения ближнему. Горе нам, что днем и ночью возносим молитвы ко Хри­сту, говоря: «Господи, Господи» (Матф.7, 21), и не соблюдаем того, что Он заповедал нам. Горе мне, написавшему сии рыдания и не показывающему ника­кого признака истинного покаяния. Горе тем, кои трудятся для пользы других, а для себя самих не употребляют трудов. Горе нам, что мы чувствуем непрестанные упреки совести нас обличаю­щей; но не стыдимся и не страшимся суда Божия, на коем должны будем отдать отчет во всех своих поступках. Горе нам, что мы исполнены гнусных дел, при всем том услаждаемся похвалами чело­веческими.

6. Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий. Горе нам, что сердце наше от попечения о суетном, грубеет и расслабевает. Горе нам, что долготерпение Божье ожидает нашего обращения; однако мы не приходим в раскаяние и не исправляемся в своих лукавых делах. Горе нам, что в настоящее время не помним грехов наших, ибо, спустя немного времени, когда душа совлечется тела, с великою горестью будем читать напечатленное в памяти нашей все то, что мы соделали или мыслями, или словами, или делами. Горе нам, коим и Апостол угрожаете сими словами: «Ядый хлеб, и пияй чашу Господню недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня» (1Кор.11, 28, 29); а мы, оскверненные на­шими нечистотами, приступаем к великим и страшным Божиим Тайнам, прощая себе то, что произ­водит в нас ночные мечтания и скверные помыслы. Ибо кто соединяется с Богом, имея нечистый по­мысл, нечистые очи, тело растленное, душу осквер­ненную; тот подвергает себя многим как телесным болезням, так и душевным недугам, и потом впадет в вечные муки и бесконечный стыд. Горе мне! пишу сие, рыдая горько, но самою вещью не приношу покаяния. Увы мне! говорю истинное, но дел добрых не делаю. Увы мне! учу доброму, а делаю худое. Горе тем, кои грешат, будучи оболь­щены сладостью вожделения: ибо подвергнутся неиз­реченной скорби и вечному позору. Горе тем, кото­рые плачут, но не престают грешат, и потому лишают себя пользы, происходящей от плача.

7. Горе людям, кои наносят ближнему оскорбле­ние и бесчестие: ибо они чужды блаженства любви. Горе завистникам, ибо они соделывают себя чу­ждыми благости Божьей. Горе человекоугодникам: ибо они не могут угодить Богу. Горе лицеприемникам: ибо они отпали от истины Божьей. Горе гордым: ибо часть их с диаволом отступником. Горе небоящимся Бога: ибо они впадут во многие грехи, и в сей и в будущей жизни будут наказаны. Горе нам, что не можем претерпеть укушения и ужаления блох, мух, комаров и пчел; между тем не стараемся убежать от великого дракона, разверзающего ужасные челюсти свои с намерением погло­тить нас, или уязвить своим смертоносным жалом; не удаляемся от него, и даже не просим (от Бога) против него помощи. Горе нам, что диавол уловляет нас сластолюбием, болезнями, нуждами и всеми кознями своими: однако, мы не хотим оставить своих пороков. Горе нам, когда многие уже столько времени отпали от церкви, и стараются ниспроверг­нуть Православную веру, а мы о сем не проливаем слез, не обнаруживаем никакой сердечной печали, не исправляем ни нравов, ни жизни; но, прибавляя грехи к грехам и неверие к злым делам, чрез что и приготовляем сами себе жесточайшие бесконечные мучения в геенне. Горе нам, написавшим сии рыданья! Хотя и приближается конец миру, но мы не раскаиваемся, не плачем о том, что мы соделали в юности, но во дни горестной старости умножаем бремена грехов большие и тягчайшие. Горе нам, что, не смотря на тяжкие и различные телесные болезни, мы не стыдимся грешить и питать грешные тела наши: а о том и нерадим, что несчастные наши души и тела недугуют смрадней­шими грехами и преступлениями. Горе нам, долженствующим пройти сквозь огнь, клокочущий паче волн бушующего моря; прежде, нежели каждый из нас «да приимет, яже с телом содела, или блага или зла» (2Кор. 5, 10). Горе нам, что мы не помышляем об оном мрачном и невещественном огне, о веч­ном горьком плаче и о скрежете зубов: ибо тогда Бог, отъяв светлость у пламени, оставит в оном огне только жгущую силу и мрак, для большего на­казания нечестивых и грешных.

8. Ах! бедная душа моя! Непрерывная печаль и скорбь стесняет мое сердце; ибо зло помрачило разум, тление побеждено нетлением, ложь заступила место истины, смерть предпочитается жизни, небес­ное, постоянное и вечное заменено земным, тленным и скоропреходящим, гнусное и достойное не­нависти сочтено более сладостным и приятным, нежели истинная любовь и благость Христа. Заблу­ждение изгнало из души моей истину, вместо радости заступила печаль. Я избрал позорное и бесчестное вместо истинной похвалы и славы. Я предпочел горькое сладкому, возлюбил земное, вместо царства небесного. Враг, ненавидящий всякое добро, излил мрак в сердце мое, и омрачил в уме моем свет ведения. Увы мне бедному и несчастному! ибо диавол, запутав меня в свои сети, низверг с толи­кой высоты. Я на пути добродетели трудился до изнеможения; но суетными оказались труды мои. Кто не восплачет о моем жребии? Кто не возрыдает о мне, иждившем время в суетных трудах? Кто не исполнится жалости о мне, потерпевшем кораблекрушение в пристанище? «Помилуйте мя, помилуйте мя, о друзи!» (Иов. 19, 21) и с сокрушенным сердцем молите благопотребного и никаким злом непобеждаемого Господа моего Иисуса Христа: может быть, подвигнутый милосердием Своим, Он очи­стит ум мой от непроницаемого мрака, произведенного диаволом, ненавистником всякого добра. Лишь только взгляну на то, в каком болоте пре­смыкаюсь, из коего не забочусь восстать, отъемлется у меня всякая надежда, ибо время жизни моей явно сокращается. Нет болезни больше моей болезни! Нет раны подобной моей ране! Нет печали, равной печали моего сердца: «яко беззакония моя превзыдоша главу Мою» (Псал:37, 5). Язвы мои не суть язвы от меча, и умершие мои не от брани умерли; но стрелы врага вонзились в меня и уязвили моего внутреннего человека. «Углебох в тимении глубины, и несть постояния» (Псал. 68, 2). «Страх, его же ужасахся, прииде ми» (Иов. 3, 25); «покры мя сень смертная» (Псал. 43, 20). Увы мне! Рассмотри душа моя и зри, что значит все настоящее, как оно скоротечно; как быстро прохо­дить и с какою горестью и болезнью; и сколь, напротив, горестнее оных то, что уже приближается и настоит. Душа! помысли, скольких благ и какой надежды ты лишаешься, и каким вскоре подверг­нешься мучениям и наказаниям навсегда. Итак, прежде нежели помрачится свет над главою твоею, приступи со смирением к милосердью Божью, проси, умоляй Подателя вечного света, чтобы избавил тебя от всепожирающего пламени и непроницаемой тьмы. Ибо свойственно Его благоутробию отпущать грехи человекам и даровать нам прощение, хотя мы и недостойны Его милосердия, Коему слава, держава во веки веков. Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: