Каналы распределения товаров: определение, функции, типы. Уровень и структура каналов распределения

Основная цель логистической системы распределения - доставить товар в нужное место и в нужное время.

Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потре­бителю.

Использование каналов распределения приносит производи­телям определенные выгоды:

• сокращение объема работ по распределению продукции;

• экономия финансовых средств на распределение продукции;

• продажа продукции более эффективными способами;

• обеспечение широкой доступности товара и доведение его до целевых рынков.

Канал распределения — это путь, по которому товары дви­жутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы не­посредственно влияют на скорость, время, эффективность дви­жения и сохранность продукции при доставке.

Организации и лица, составляющие канал, выполняют ряд функций:

1. проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг;

2. стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах;

3. устанавливают контакты с потенциальными покупателями;

4. приспосабливают товар к требованиям покупателя;

5. финансируют движение товаров по каналу распределения;

6. принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.

Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права соб­ственности на него к конечному потребителю.

Протяженность канала определяется по числу промежуточ­ных уровней между производителем и потребителем.

Под структурой канала понимается количество уровней и конкретный состав участников канала. При определении состава участников необходимо определиться с типом посредников.

При формировании логистического канала необходимо опре­делиться, с какими типами посредников будет происходить ра­бота. Основные типы посредников:

дилеры:

эксклюзивные — единственные представители производителя в данном регионе;

авторизованные — работают с производителем на условиях франшизы;

дистрибьюторы;

комиссионеры;

брокеры;

агенты:

универсальные — имеют право совершать любые юридиче­ские действия от имени лица, которое они представляют;

генеральные - имеют право заключать только сделки, ука­занные в доверенности.

Данные типы посредников различаются по нескольким признакам:

работают они от своего или от чужого имени;

за свой или за чужой счет проводятся операции;

имеют ли они право собственности;

распоряжаются ли продукцией.

В табл. 2 приведены значения этих признаков для каждого ти­па посредников.

Таблица 2

Тип посредника От чьего име­ни работает За чей счет работает Право соб­ственности Распоряжается продукцией
Дилер От своего имени За свой счет Имеет право Имеет право
Дистрибьютор От имени производителя За свой счет Не имеет права Имеет право
Тип посредника От чьего име­ни работает За чей счет работает Право соб­ственности Распоряжается продуши ей
Комиссионер От своего имени За счет произ­водителя Не имеет права Имеет право
Агент От имени производителя За счет произ­водителя Не имеет права Имеет право
Брокер От имени производителя За счет произ­водителя Не имеет права Не имеет права

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: