Иудаизм как эволюционная стратегия этнической группы

Мы будем говорить об иудаизме в «узком» и «широком» смысле слова. Иудаизм в «узком» смысле — это монотеистическая религия с своими запретами, предписаниями, верованиями, религиозными обрядами, пророками, и т.д. Среди иудеев есть и не этнические евреи, как фаллаши (негры из Эфиопии), есть станица на Дону и русская деревня в Липецкой области, жители которых когда-то приняли иудаизм. И хотя есть существенные различия в этнических характеристиках между, скажем, европейскими и марроканскими евреями, - то, что их объединяет, как показал опыт совместного проживания в государстве Израиль, более существенно, чем то, что их разъединяет.

Для живущих в галуте (изгнании) евреев, характерно особое мироощущение и особая социально-психологическая установка, весьма отличающиеся от таковых у «коренных» жителей страны проживания. Они складывались веками и были следствием укоренённой в еврейском сознании «отчуждённости» от культурно-исторических корней и традиций того народа, в стране которого евреи жили, и особым социально-экономическим статусом еврейской общины. Эта отчуждённость была заложена в иудаизме, как религии, определяющей и контролирующей все аспекты жизни еврея и делящего всё человечество на две неравные по численности группы: евреев и не-евреев («джентиле»).

Как ислам в мусульманском мире, так и иудаизм в еврейском - это не только религия, не только отношения человека с Богом. Иудаизм в «широком» смысле этого слова — это совокупность идеологических и социальных структур и поведенческих норм, обеспечивающих реализацию «эволюционной стратегии группы» (1,2), в данном случае - еврейского сообщества. В эту «стратегию» входят:

- генетическая и культурная самосегрегации еврейской общины от не-еврейского мира;

- успешная конкуренция за естественные ресурсы с различными сегментами не-еврейских сообществ.

- более высокое, чем у не-евреев («джентиле») воспроизводство еврейского населения;

- интеллектуальная защита доктрин и идеологий иудаизма и еврейских теорий антисемитизма;

Такой «стратегии» еврейское сообщество придерживается, как минимум две с половиной тысячи лет, со времени Вавилонского пленения. Её реализация происходила «экспериментально», то есть методом исторических проб и ошибок, путём создания целой системы мер и структур, обеспечивающих выживание, воспроизводство и успешное развитие еврейского религиозно-культурного этноса. Велась она в следующих областях и направлениях (1,2):

- создание и поддержание идеологических и социальных механизмов, обеспечивающих «чистоту» еврейской крови и сегрегацию еврейского генетического пула, отличного от такового у не-еврейских сообществ;

- евгеническая политика, направленная на воспроизводство потомства с высоким уровнем интеллекта;

- создание и своевременная корректировка идеологических и социальных механизмов и структур, обеспечивающих внутри-групповую кооперацию и взаимную бескорыстную поддержку (альтруизм);

- создание идеологических и социальных институтов, обеспечивающих приоритет групповых целей и интересов еврейской общины над индивидуальными интересами и целями;

- разработка и проведение политики, противодействующей антисемитизму и в то же время стимулирующей его у не-еврейского населения (джентиле), как психологический и идеологический барьер для смешанных браков и как мотивация для самосегрегации еврейского сообщества.

Результатом следования этой стратегии стало формирование в европейской «Ойкумене» уникальной еврейской диаспоры-суперэтноса со следующими чертами и характеристиками (1,2,3):

- абсолютная лояльность и преданность «народу Израиля», как глобальной еврейской религиозно-этнической общности;

- высокая степень отождествления евреев с членами своей общины и со всемирным еврейским религиозно-культурным суперэтносом («гиперэтноцентризм»);

- высокий уровень сплочённости, координированности и согласованности между еврейскими общинами;

- приоритет обще-еврейских и общинных интересов над личными интересами членов общины;

- бескорыстная помощь (альтруизм) членам местной еврейской общины, равно как и любому еврею;

- чрезвычайно высокий процент внутриобщинных браков;

- общая (или очень близкая) для всех евреев, но отличная от остальных этнических групп комбинация «еврейских» генов (genetic pool);

- высокая психологическая «интенсивность» и «агрессивность»;

- высокий уровень интеллекта (высокий IQ), превышающий средне-европейский;

- ориентация на профессиональную деятельность, дающую максимальную выгоду как члену общины, так и самой еврейской общине;

- «глобалистское» восприятие человеческих (еврейских и «гойских») проблем;

- слабая психологическая и эмоциональная привязанность к стране проживания и к «коренному» народу, к его ценностям и традициям;

- культурная и бытовая самосегрегация от не-еврейских сообществ;

- менталитет «особости», «избранности» еврейского народа;

- ксенофобия, проистекающая из галахических законов;

- различные моральные установки и критерии поведения - одни для евреев, другие - для джентиле и «прозелитов»;

- моральный партикуляризм, выражаемый в известной фразе: «хорошо то, что хорошо для евреев»;

- постоянное чувство опасности и ожидания враждебных действий со стороны джентиле;

- мифилогема о «вечном антисемитизме», как фундаментальной компоненте мироощущения евреев, «оправдывающей» их противопоставление остальному не-еврейскому миру и способствующей объединению евреев в сплочённую гиперэтноцентристскую группу (2,3).

Разумеется, все эти черты еврейского этноса отнюдь не распределены «равномерно» между членами даже одной еврейской общины. В ходе исторического процесса и изменений в политическом и гражданском статусе евреев, характера их отношений с «коренным» населением — одни из психологических черт и установок усиливались, другие ослабевали. Начиная с ХVIII века еврейские общины Западной Европы претерпели серьёзные изменения, связанные с эмансипацией и ассимиляцией евреев. Возрос процент смешанных браков, что вело к выходу евреев из общины и даже потери части из них религиозной и этнической идентичности. Однако, практически во всех этих странах оставалась значительная часть еврейства, соблюдающая традиции иудаизма и, главное - сохраняющая свою этническую природу.

Чрезвычайно важно то, что практически во все времена существования еврейского этноса его гиперэтноцентрическое крыло — было наиболее активной группой, определявшей национально-культурную политику еврейского этноса.

«Свет для всех народов»

С XVII века в Европе начался процесс ломки феодальных и становления капиталистических социально-экономических систем. Старые идеологические и социальные механизмы, скрепляющие еврейскую общину в единую, сегрегированную и самоподдерживающуюся структуру уже не работали в условиях гражданского общества Франции, Германии и других стран Западной и Северной Европы. Традиционная система социального и идеологического контроля, существовавшая внутри еврейской общины (кагал-«кехилла»), стала постепенно заменяться на «свободные» ассоциации, формирующиеся вокруг синагог, на еврейские культурные и благотворительные организации. Все они были объединены в сплочённую, работоспособную и эффективную национальную сеть еврейских общин, куда входило практически всё еврейское население данной страны. (Для справки: уже к 1900 году в Германии было 5 тыс. еврейских ассоциаций).

К концу ХIХ века «скрепляющим» механизмом членов большинства западно-европейских и северо-американских еврейских общин вместо ортодоксального иудаизма стала «светская» идеология. В её основе лежал т.н. «реформистский» иудаизм, который декларировался, как универсалистская и мессианская религия. Мессианство иудаизма заключалось в том, чтобы являть себя не-еврейскому миру (миру «джентиле») «истинной» религией и вести этот мир к высшим универсальным этическим нормам и стандартам, якобы заложенным в иудаизме. При этом реформисты ссылались (и до сих пор ссылаются) на ветхозаветный ортодоксальный иудаизм, в частности, на тексты Танаха (книга пророка Исайи), где было «сказано», что «Иудаизм - это «свет для всех народов». Мессианством обосновывалась и необходимость сохранения этнического сепаратизма евреев, как особой группы, способной «обеспечить» выполнение этой общечеловеческой миссии.

Как говорил один из основоположников реформистского Иудаизма Нахман Крохмаль (Nachman Krochmal): «Иудаизм выжил, чтобы стать Царством священиков, проповедующих человеческой расе открывшуюся им (священикам - О.П.) абсолютную правду» (цит.по (4)). И ещё одно высказывание Крохмаля: Иудаизм — это «наиболее истинная монотеистическая религия, идентичная гегелевскому универсальному Абсолютному Духу. А все остальные религии - партикулярные, а не мировые» (цит. по (5)).

Себя же евреи объявили «особой» группой, предназначенной Богом для просвещения остального человечества. Как писал еврейский историк Рафаель Патаи «евреи представали перед Господом в качестве членов самоназначенной делегации, передающей Ему петиции от всего человечества». (6)

Таким образом, идя в русле тогдашнего прогрессистского мировоззрения, коренящегося в идеологии универсалистского Просвещения, евреи-реформисты преподносили западному обществу иудаизм не как «партикулярную» идеологию для избранных этнических евреев, а как универсальную религию, данную евреям Всевышним в качестве «морального образца» для всего человечества. Последнее утверждение проистекает из веры в «избранничество» еврейства, которое «вдохновило» не только Крохмаля, но и многих последующих еврейских идеологов - от основателя социалистичeского сионизма Мозеса Гесса до лидеров русской и немецкой компартий, вроде Григория Зиновьева и Густава Ландауера. Именно Густаву Ландауэру принадлежат слова, что «преданность еврейскому делу - есть дело всего человечества» (цит. по (7)).

И хотя в своих открытых декларациях евреи-реформисты называли еврейское сообщество чисто религиозной группой, на практике они продолжали проводить политику этнической самосегрегации. И как в прежние времена, главным «фактором» поддержания гомогенности и единства еврейского этнического сообщества был внутри-групповой брак, сохраняющий генетическую и расовую чистоту еврейского этноса. Так, что, видимо, прав был исследователь еврейского реформистского движения Джекоб Кац когда уверял, что «определение еврейского сообщества, как чисто религиозной группы, с самого начала задумывалось как обманный трюк» (8).

Как свидетельствуют еврейские и не-еврейские источники, большая часть «коренного» не-еврейского населения видело «обман» со стороны еврейского сообщества и потому не верило ни в универсалистский характер реформистского иудаизма, ни в искренность намерений большинства евреев-реформистов «покончить» с еврейским этническим сепаратизмом.

Однако к началу ХХ века пропаганда «универсальной» природы иудаизма всё же дала свои плоды: значительная часть европейского (а затем и американского) образованного сословия приняла тезис, что евреи это не этническая группа, не нация, а чисто религиозная конфессия, такая же, как и другие религиозные группы христианского вероисповедания — протестанты, католики, лютеране и т.д. И самое главное достижение двухвековой пропаганды либералов - это принятие большинством европейского и американского обществ тезиса о т.н. «иудeо-христианской цивилизации». Одновременно как-то само собой в «западном» мире утвердилось мнение, что иудейская религия такая же «универсальная», то есть мировая, как и христианство, и ислам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: