Обзор литературы

Общение с животными как защитный фактор, поддерживающий эмоциональное благополучие онкологических больных и членов их семей

Victoria H. Raveis, Ph.D., Ведущий исследователь, Frances Mesagno, Ph.D., со-ведущий исследователь, Dan Karus, M.S. программный аналитик, Eileen Gorey, M.P.H., член-корреспондент. Заключительный доклад, год 2, 15 августа, 1993, Онкологический центр памяти Sloan-Kettering, Отдел социальной работы, Исследовательская группа, 1275York Avenue, New York, NY 10021.

Резюме

Цель этого двухлетнего исследовательского проекта – изучить эффективность общения с животными как защитного фактора, поддерживающего психологическое благополучие онкологических пациентов и членов их семей путем как вторичного анализа предварительно собранных данных, так и анализа данных по взаимодействию человека и животных, заново собранных за двухлетний период изучения. Конкретно задачи исследования – это:

Изучить связь между присутствием животных – собак, кошек и других домашних любимцев – и психологическим благополучием (в данном случае, например, это депрессия, тревожность, самооценка и, для детей, отношения со сверстниками, социальная компетентность и успеваемость в школе) онкологических больных и членов их семей.

Исследовать эффективность присутствия животных на снижение влияния стрессовых жизненных ситуаций (т.е., серьезная болезнь и /или смерть) на психологическое благополучие онкологических пациентов и членов их семей.
Оценить важность различных аспектов (т.е., рамки и качество) взаимодействия человек-животное во вкладе в психологическое благополучие раковых больных и членов их семей.
Сравнить эффект взаимодействия человек-животное на психологическое благополучие онкологических больных и членов их семей на разных стадиях течения болезни (диагностика, активное лечение, терминальный период); в различных типах семей (полная семья с маленьким ребенком, семьи с взрослыми детьми, родители-одиночки и взрослые одинокие люди); и в различных возрастных группах (маленькие дети, подростки, молодые люди, люди среднего возраста и старики).

Мы выполним задачи этого исследования путем проведения вторичного анализа данных двух исследований, которые мы недавно проводили и которые фокусировались на серьезно и неизлечимо онкологических больных и членов их семей, так же как и путем сбора дополнительной информации о взаимодействии человек-животное как части третьего исследования рака, которое сейчас проводится. Первое недавно завершенное исследование было многомерным лонгитюдным исследованием потребностей взрослых онкологических больных в помощи, связанной с болезнью, и влиянии на семью оказания этой помощи. Второе недавнее исследование изучало психологическое приспособление детей, перенесших недавнюю смерть родителя от рака. Третье исследование, которое все еще проводится – это лонгитюдное изучение детей, переживающих неизлечимую болезнь и последующую смерть родителя от рака. Сейчас мы добавили всестороннюю анкету истории животного к схемам интервью родителей и детей, что позволит нам оценить роль домашних животных в приспособлении детей к потере более детально.

Вторичный анализ проводился в течение 1-го года и фокусировался на задачах 1 и 2.
Выводы говорят о том, что общение с животным в семье может ассоциироваться с лучшим психологическим приспособлением для тех, кто заботится о серьезно больном супруге. В то время как настоящие сведения относятся только к супругам-сиделкам, они говорят о том, что присутствие домашнего животного, особенно кошки и собаки, может оказывать благотворное влияние в ситуации стресса и бремени, такого как уход за серьезно больным супругом.

Истоки

Теоретические рамки

Исследовательская группа отдела Социальной работы Онкологического центра Memorial Sloan-Kettering (MSKCC) провела множество исследований, созданных с целью узнать больше о проблемах и вопросах, с которыми серьезно сталкиваются онкологические больные и члены их семей или сиделки. В своей работе мы гораздо больше осознаем широкий круг ресурсов, которые люди используют, чтобы справиться со стрессом в жизни, и важность менее известных источников эмоциональной поддержки, таких как домашние животные, особенно собаки и кошки.

В клинической работе с пациентами и их семьями мы наблюдали, что присутствие животных может способствовать здоровой адаптации детей к серьезной болезни родителя и смерти, путем обеспечения безусловной любви в период, когда потребность ребенка в любви, принятии и поддержке огромна.

Более того, детям нужно разговаривать о своих болезненных и противоречивых чувствах, связанных с утратой родителя, и часто они могут доверить эти чувства с большей готовностью животным, а не людям. Забота о животном также может усилить приспособляемость детей, обеспечивая устойчивость среды и поддерживая структуру распорядка дня, что так важно перед лицом огромных разрушений, которые вызваны неизлечимой болезнью родителей и их последующей смертью (Siegel, Mesagno и Christ, 1990). Чувство компетентности и контроля ребенка также усиливается выполнением необходимой роли «опекуна животного» в семье. Их самооценка также возрастает из-за переживания чувства собственной значимости для животного. В наших беседах дети часто говорили о животных как о членах семьи, а оставшиеся родители отмечали, что их присутствие было чрезвычайно полезно.

В нашей работе с другими группами пациентов, мы также наблюдали, что домашние животные часто упоминались больными СПИДом как важная помощь для преодоления стресса. Эти пациенты отмечали безусловную любовь и привязанность, которые они получали от своих животных, и постоянство, с которым выражалась привязанность. Некоторые заводили животных тогда, когда заболевали, потому что они обнаруживали, что у них появилось больше времени на себя. Для них животные – источник общения и средство преодоления одиночества, которое они испытывают. Эти пациенты также отмечали, что общение с животным дает им повод оставаться активными и фокусированными на жизни (например, заботиться о животном, взаимодействовать с ним).

Обзор литературы

Вклад домашних животных в психологическое благополучие людей и внутриличностное развитие привлек возрастающее внимание в последние годы. Значительная работа Левинсона (1969, 1972, 1978) о роли животных в развитии людей усилила внимание исследователей поведения к различным положительным последствиям взаимодействия человека и животных. В то время как множество более ранних работ в этой области ссылаются на отдельные отчеты и клинические исследования, последние работы отражают усилия более систематически исследовать роль домашних животных.

Работа Katcher, Beck и коллег (например, Beck и Katcher, 1983; Friedmann и коллеги, 1983; Katcher и Beck, 1986; Katcher и коллеги, 1983; Katcher, Beck и Levine, 1988) с очевидностью показала, что контакт и взаимодействие с домашним животным способствует релаксации и снижает возбудимость как у детей, так и у взрослых, особенно в стрессовой ситуации (Katcher, Segal и Beck, 1984). Другие (Baun и коллеги, 1984; Grossberg и коллеги, 1984) сделали схожие выводы. В одногодичном последующем исследовании пациентов, страдающих коронарной болезнью, пациенты с домашними животными имели больше шансов поправиться, чем без животных (Friedmann и коллеги, 1980).

В настоящее время исследования предварительно фокусировались на пользе от общения с животными для здоровья пожилых людей и, в меньшей степени, на роли животных в развитии детей. Kidd и Feldmann (1981) отмечали, что владельцы животных более ответственные, надежные, зрелые, помогающие, доброжелательные, менее эгоистичные и центрированные на себе, чем те, у кого нет животных. Mugford и M'Comisky (1975) отмечали бОльшую продолжительность жизни среди пожилых людей, которым были подарены птицы. Изучая вдов, Akiyama и коллеги (1987) наблюдали, что владельцы животных гораздо в меньшей степени страдают от психосоматических симптомов, чем те, у кого нет животных. Другие не способны демонстрировать статистически значимый эффект общения с животными на здоровье (например, Ory и Goldberg, 1983; Lago, Knight и Connell, 1983;Lawton, Moss и Moles, 1984; а также Robb и Stegman, 1983); однако их выводы предполагают, что влияние животных является комплексным и может находиться под влиянием других элементов, таких как личностные характеристики и ситуационные факторы.

В лонгитюдном исследовании последствий для здоровья среди пожилых людей, Lago и коллеги (1989) утверждают, что эффект влияния животных на здоровье был косвенным, то есть, животные улучшают моральное состояние, которое более непосредственно влияет на самоотчеты респондентов о здоровье и уровнях функционирования. Garrity и коллеги (1989) наблюдали, что общение с животными в случае с пожилыми людьми не связано с депрессией, когда есть еще один или несколько близких людей, но среди подгруппы пожилых людей, недавно переживших потерю, с минимальной человеческой поддержкой общение с животными ассоциировалось с меньшим уровнем депрессии. Дополнительно, в целом, сильная привязанность к животному ассоциировалась с меньшей депрессией. Siegel (1990) наблюдал, что присутствие животных способствовало уменьшению влияния стрессовых жизненных явлений на здоровье пожилых людей.

В другой эмпирической работе обнаружилось, что дети формировали сильную привязанность к своим животным, особенно к собакам и кошкам. При изучении 300 детей в возрасте от 3 до 13 лет, где исследовались различия в привязанности детей в зависимости от возраста, пола и вида животного, Kidd и Kidd (1985) обнаружили, что дети описывали своих животных как партнеров по игре и компаньонов. Дети без сиблингов могут быть особенно мотивированы иметь животное, чтобы играть с ним и заботиться о нем (Siegmund иBiermann, 1988). Дети регулярно вовлекают животных в общие виды деятельности и, хотя это носит преимущественно развлекательный характер, даже дети младшего школьного возраста выполняют задачи по уходу за животным (Davis, 1987a). Здесь очевидно, что общение с животным связано с более высокой самооценкой и социальными навыками (Covert и коллеги, 1985; Siegmund и Biermann, 1988). Levinson (1972) в дальнейшем доказал, что путем взаимодействия с животными дети могут достичь баланса между независимостью и привязанностью к своей семье. Covert и коллеги (1985), однако, фокусировались на роли общения подростков с животными в семейной системе и не обнаружили, что владельцы и не владельцы животных существенно различаются по качеству детско-родительских отношений. Наконец, опыт общения с животными в детстве с большой вероятностью предполагает, что человек заведет животное и будучи взрослым (Serpell, 1981). Poresky и коллеги (1988) сделали схожие выводы на основе ретроспективных отчетов взрослых об общении с животными в детстве, чтобы предсказать одновременно существующее отношение к животным и то, что это отношение зависит от возраста, когда впервые возникла связь с животным.

Вкратце, хотя существующие исследования обеспечивают некоторую поддержку для выводов о том, что домашние животные значительно влияют на человеческое благополучие в течение жизни, результаты также показывают, что эти отношения являются комплексными и требуют дальнейших исследований. Ясно, что нужны дополнительные исследования, в которых будут рассмотрены различные аспекты общения с животными, такие как вид животного, природа и степень привязанности друг к другу. Более того, область, которая не была систематически изучена – это роль домашних животных в снижении влияния стрессовых ситуаций, таких как серьезная болезнь или смерть члена семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: